62.Проблемы бытия в философии. Категория бытия, основные формы бытия (бытие природы, бытие человека, бытие духовного , бытие психологического).
Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой. Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия: — Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон). — Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга. — Есть только небытие (Чанышев). Есть такая категория — существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать– значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование– напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы: А. Субстанция – неизменная реальность. Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность. Аспекты бытия: 1) Вещи. 2) Свойства. 3)Отношения. Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения
Ввели Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель. Существует два подхода:
1. проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос)
2. в определение содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире – вечных, бестелесных идеях. Общее разграничение бытия и небытия.
Бытие — это фил. категория, кот. обозначает единство всего существующего (природа, общество, человек с его духовным миром).
Бытиё вещей включает в себя во-первых бытиё вещей, явлений, процессов «первой природы», и во-вторых бытиё произведённых человеком вещей «второй природы».
Бытиё человека включает в себя: 1) бытиё человека в мире вещей – это его существование как «вещи среди вещей», связанное общими для человека и вещей природы законами; 2) специфически человеческое бытиё – это жизнедеятельность человека во всей полноте её проявлений.
1. Бытиё духовного (идеального): 1) Бытиё индивидуализированного духовного – это проявление сознания индивидуального человека (чувства, мысли, переживания), а также различные формы бессознательного (механизмы неосознанного психического контроля за состоянием своего тела и духовным равновесием); 2) Бытиё объектированного духовного – формы материализации духовных образований (представление о мире, боге, истине, добре, справедливости и т.д.).
2. Бытиё социального: 1) Бытиё отдельного человека в обществе и истории – процессы социализации (вхождение в общество) и жизнедеятельности отдельного человека в обществе, в конкретную историческую эпоху, а также механизмы предопределённости его поведения и деятельности; 2) Бытиё общества – совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного механизма в единстве материально производственной и духовной сфер, движение сил и механизмов общественного исторического развития.
Материальное единство мира рассматривается в трёх аспектах: субстанциональном, атрибутивном, генетическом.
Для материи как субстанции характерно качественное разнообразие, что связанно со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга. Но материя при этом сохраняется относительно количественного и качественного разнообразия.
Атрибутивное единство проявляется в сохранении в материи таких атрибутов (свойств) как движение, развитие, пространство, время, отражение. Материя является основой единства всех атрибутивных свойств.
Генетическое единство мира связывается со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие.
Сущность диалектико-материалистической концепции материального единства мира:
— мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него;
— мир представляет собой единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого;
— мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется. Источником движения и развития являются внутренние противоречия;
— развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы — неорганический мир, органический мир и общество;
— материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики).
Источник
1.Онтология как учение о бытии
Учение о бытии – онтология — один из центральных разделов философии. А сама проблема бытия одна из главных, фундаментальных в философии, именно с нее начиналось становление философии. Философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пытаясь понять сущность бытия, его основу, а потом уже расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, учение о человеке, об обществе, иные философские проблемы. Многие философы высказывались о бытии. У греческих материалистов бытие совпадало, с одушевленным вещественным Космосом. У Платона бытие – это мир бессмертных идей. В средневековой философии господствовала концепция несотворенного (Бога) и сотворенного бытия (природа). В эпоху Нового времени, Просвещения развивался культ материального бытия. По Лейбницу, бытие – это воплощение деятельности духовных монад («монада» – духовная сущность, частица, представляющая собой «сжатую Вселенную»). Бытие у Гегеля – ступень восхождения абсолютного Духа. У Маркса и Энгельса бытие – материальная жизнь общества, природа («бытие» и «материя» совпадают). В «Философии жизни» В. Дильтея бытие является особым способом выражения жизни. Экзистенциалист Ж.П. Сартр выделяет «бытие для себя» (самосознание) и «бытие в себе» (материальное бытие). В философской герменевтике «дом Бытия – это язык». Бытие – это все сущее, все то, что реально существует. Бытие – это все, что схватывается связкой «быть». Вещи, жизнь растений, животных и людей, а так же наши страдания, мысли и чувства, все это реально существует, а стало быть, является частью бытия. Философская категория бытия обозначает бесконечное множество материальных и идеальных объектов. Но категория бытия схватывает также и то, что объединяет объекты, выражает единство многообразного: природного, социального и духовного. Бытие есть всеединая целостная действительность, совокупное целое всего, что есть. Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
2.Формы бытия.
Источник
2. Основные формы бытия
Для современного понимания категории бытия характерен прежде всего системный анализ этого фундаментального философского понятия. Выделяется ряд уровней бытия: материальное и идеальное бытие, природное и социальное бытие, бытие личности, культуры, ценностей и т. д. Признается их взаимосвязь и несводимость друг к другу, выдвигается требование подходить к их анализу на основе принципа развития (историзма).
Поскольку бытие отражает по объему все, что существует, то следует ожидать, что существуют менее общие понятия, отражающие части, элементы того, что существует. Такими менее общими понятиями являются формы бытия. Их использование в философии связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.
Первая форма бытия и первый способ существования — это бытие природы, т.е. вещей, процессов, явлений, которые существуют до, вне и независимо от человека. Параллельно существует бытие вещей, созданных человеком, т.е, обладающих природно-духовно-социальной реальностью. Часто эту систему называют «второй природой», потому что основу, сырье для этих вещей человек берет из природы. Бытие второй природы «духовно» – потому, что созданию любой вещи предшествует творчество, дух человека, а «социально» — потому, что вещь — результат труда, присущего только человеку, существующему, только в обществе, социуме. «Вторая природа» — это не только то, что включается в орбиту существования человека, а то, что создается, творится человеком, интегрируется в человеческое общество, которое вследствие этого обозначается понятием «цивилизованное общество». А общество, которое просто включает в свою сферу природные вещи, называется «диким обществом», само оно новые вещи не создает.
Категория бытия применяется для обозначения существования человека как единства природного и социального. Бытие человека – вторая основная форма бытия, второй наиболее общий способ существования. Каждое человеческое существо существует, с одной стороны, по физическим, химическим, биологическим законам. В то же время человек не только природное, но и социальное существо, т.е. он живет по надприродным. или сверхприродным, законам: труда, социальным законам, законам семьи и т.д.
Третья основная форма бытия – бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, детерминирует само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы.
Категория бытия применяется для обозначения духовной (идеальной) реальности человека и общества (и это четвёртая основная форма бытия). При этом речь идет об индивидуализированном духовном бытии и объективированном духовном бытии, т.е. духовной деятельности общества или общественном сознании. Первое включает не только сознание человека, но и его подсознание. Поскольку человек — общественное существо, естественно, что индивидуализированное духовное бытие интегрируется в обществе, формируя объективированное духовное бытие; при этом мысли продолжают оставаться в головах отдельных людей, а духовное бытие — это их система.
Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции. В теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек – существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.
Источник