Бытие природы гегеля разворачивается

Г. Логика развития мирового духа.

9. Соотнесите законы диалектики, открытые Гегелем, с их сущностью:

А. Закон единства и борьбы противоположностей;

Б. Закон перехода количественных изменений в качественные;

В. Закон отрицания отрицания;

I Указывает, как происходит развитие – Б)

II Определяет направление развития – В)

III Раскрывает источник развития – А)

10. Какой из законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме «скачка»?

А. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

Б. Закон единства и борьбы противоположностей;

В. Закон отрицания отрицания;

11. Что характеризует закон отрицания отрицания?

А. Источник и движущие силы развития;

Б. Направление процесса развития;

В. Общий механизм развития;

12. Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?

13. Социально-философские взгляды Гегеля определяются как

Б. Религиозный фундаментализм;

В. Консерватизм;

14. Высшим достижением исторического движения человечества Гегель считал:

А. Современную ему Германию;

В. Строй, сложившийся в странах Востока;

15. Представителем объективного идеализма является:

16. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:

А. Диалектики – науки о всеобщем развитии;

Б. Теории прибавочной стоимости;

В. Теории общественного договора.

17. В чем видел Гегель основу исторического развития?

А. Общественное распределение труда;

Б. Конфликт между властью и индивидуальной свободой;

В. Развитие «абсолютной идеи», «мирового духа».

18. Какой закон диалектики называют ее ядром и сутью?

А. Закон перехода количественных изменений в качественные;

Б. Закон единства и борьбы противоположностей;

В. Закон отрицания отрицания;

Г. Все законы диалектики равновесны.

19. В гносеологии Фейербах являлся сторонником

А. Сенсуализма;

20. Фейербах полагал, что высшим предметом философии должен быть

А. Вопрос об отношении сознания и материи;

Б. Объективный мир природы;

Читайте также:  Государственный природный заповедник калмыкии

21. Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:

В. Целостности его тела;

Г. Этических представлениях.

22. Утверждая роль коммуникации между людьми как условия становления человеческого «Я», Фейербах тем самым подчеркивал, что человек является:

А. Родовым существом;

Б. Биологическим существом;

В. Неоконченным творением природы;

Г. Детерминированным внешними силами.

23. Высшим типом коммуникации Фейербах считал

24. Анализируя сущность религии, Фейербах утверждал, что образ Бога – это образ:

В. Отчужденной сущности человека;

25. Согласно программе новой религии в учении Фейербаха, любовь к Богу должна быть заменена:

А. Научным планированием жизни человека;

Б. Философией построения справедливого общества;

В. Любовью к человеку;

26. Укажите, что противопоставил Л.Фейербах вере в Бога:

Б. Любовь к человеку;

В. Веру в идеальные общественные отношения между людьми;

Г. Нравственные основы общества.

7. Философские тексты:

Гегель. История греческой философии. Пифагор и пифагорейцы.

Гегель. История греческой философии. Сократ.

8. Список литературы:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Дополнительная:

1. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой.– М., 2000.

2. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы).– М., 2005.

3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

Источник

5. Философия Гегеля

Система гегелевской философии. Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (1812–1816), «Энциклопедия философских наук» (1817).

Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноменология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания – от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого, знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность.

Читайте также:  Законы взаимодействия человек природа

Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» – первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит.

Логика делится на три части:

  • учение о бытии,
  • о сущности и
  • о понятии.
  • субъективный дух,
  • объективный дух,
  • абсолютный дух.
  • Искусство, по Гегелю, – это непосредственная форма знания абсолютной идеи.
  • Религия своим источником откровения имеет Бога.
  • Философия есть высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии.

Источник

Философия природы.

Второй ступенью развития абсолютной, идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего. Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс справедливо называет бессмыслицей заявление философа о том, будто природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие всякого развития.

Вопреки этому Гегель высказывает глубокие диалектически догадки, которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним, например, относятся указания о превращении количественных изменений в качественные в химических процессах, понимание электричества как особой формы движения материи. В целом же философ не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позициях старой натурфилософии, суть которой состоит в том, что философ как представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания» может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. Этим, видимо, следует объяснить выступления Гегеля против атомистики, непризнание им волновой и корпускулярной теорий света, утверждение, будто кровяные шарики образуются только при соприкосновении крови с воздухом. Отсюда и странные формулы: «свет — самая простая мысль, существующая под формой природы», «звук — жалоба идеального» и т.п.

Читайте также:  Загрязнение атмосферы природное антропогенное

Философия духа.

Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для – себя – бытия» 4 . Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

Источник

Оцените статью