Бытие природы вещей процессов

6 Билет

Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовное – вне пространства.

Основные формы материального бытия.

1. Бытие природы, вещей, процессов, явлений, которые существуют до, вне и независимо от человека.

а) природы как целого, ее частей, состоянии; (естественная природа)

б) Параллельно существует бытие вещей и процессов, произведенных человеком . Часто эту систему называют «второй природой», потому что основу, сырье для этих вещей человек берет из природы. Бытие второй природы «духовно» – потому, что созданию любой вещи предшествует творчество, дух человека, а «социально» — потому, что вещь — результат труда, присущего только человеку, существующему, только в обществе, социуме.

2. Бытие человека – вторая основная форма бытия. Каждое человеческое существо существует, с одной стороны, по физическим, химическим, биологическим законам. В то же время человек не только природное, но и социальное существо, т.е. он живет по надприродным или сверхприродным, законам: труда, социальным законам, законам семьи и т.д.

3. Третья основная форма бытия – бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, детерминирует само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы.

а) бытие отдельного человека (элемента социума);

б) бытие самого общества (существование, развитие);

— Осмысление бытия является предпосылкой для понимания единства мира.

Основные формы духовного бытия

а) индивидуализированное неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида (его духовный мир);

б) объективированное – может существовать и часто существует вне индивида.

— Первое включает не только сознание человека, но и его подсознание. Поскольку человек — общественное существо, естественно, что индивидуализированное духовное бытие интегрируется в обществе, формируя объективированное духовное бытие; при этом мысли продолжают оставаться в головах отдельных людей, а духовное бытие — это их система.

7 Билет

Движение как атрибут и неоднородный способ связи

Движение – важнейшая способность мира. Понимается не только механическое, но и как любое изменение состояния. Всё всегда в движении.

Движение – это общее понятие, которое объединяет характеристики происходящего с объектом.

-Превращение и перемещение

-Возникновение и уничтожение

Долгое время механическое было основным. Особенно способствовала наука нового времени, законы Ньютона. На базе немецкой классической философии – изменение, становление, рождение…

Читайте также:  Знак будь природе другом придумать

Устойчивые формы движения – устойчивые состояния, порядок, покой.

Движение абсолютно, незакономерно.

Покой – относительно => покой – это качественно определенное движение.

Источник

1) Бытие вещей и процессов

а) бытие вещей и состояний природы (космология), кот. большинство людей воспринимают как объективную реальность, кот. сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма.

б) бытие природы как целого,

в) бытие вещей, произведенных человеком (теория конфликтов) — Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека.

2) Бытие человека

а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь. При этом биология человека — относительно самостоятельное бытие. Функционирование тела связано с работой мозга и нервной системой, а через них — с психикой, духовной жизнью индивида. Работа духа зависит от здоровья тела. И наоборот, дух оказывает обратное воздействие на тело.);

б) специфич. человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). б. чел как особого сущего сознания и бессозн.(1 предметно-практическая деятельность 2 практика социального созидания 3 коллективная деятельность 4 самосознание 5 самодеятельность). Специфически человеческое бытие представляет единство природного, т вещественного, соц. и духовного, индивидуального и родового, общественного и личностного.

3) Б. Духовного (идеального),

а) бытие индивидуального духовного сознание индивида. Человек формирует свой духовный мир. Фрейд в духовном опыте человека видел 3 уровня: 1 глубинный слой бессознательных влечений (оно) 2 сфера социального (я) 3 социальность внутреннего сознания человека (сверх-я)-установки общества.

б) бытие объективированного духовного Идеи (бессмертные) обособляются от индивидуального процесса сознания. К нему относятся идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искуственные языки. Самые ценные идеи отбираются, накапливаются образуя духовное богатство цивилизации. Материализация духовного через действия в предметах и процессах зависит от наличия материальных средств для реализации духовного и от правильности отражения.Самое ценное накапливается и становится богатством цивилизации. язык+ культура=(внеиндивид.) духовное;

4) Б. Социального

б) бытие человека в обществе.

Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка — в этом ее отличие. Первая природа — реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

Читайте также:  Какие природные условия леса

Уровни бытия: актуальное и потенциальное. Виды бытия: объективная и субъективная реальность. Объективная — все то, что вне и независимо от сознания Субъективная — сознание, мышление, дух. мир человека.

История развития понятия бытия

Первую концепцию бытия выдвинули досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид). Для Парменида бытие тождественно существованию. Другие рассматривали бытие как непрерывно становящееся (Гераклит). Бытие противопоставляется небытию.

Впервые этот термин ввел античный философ Парменид (5-4 вв. до н.э.). Он изображал бытие в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что существует в мире. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа. Тем самым рушились основы и нормы мира. Людям нужна вера в новую силу. Перманид осознал сложившуюся ситуацию, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. Абсолютная мысль, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос. Бытие – как Абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования. Бытие есть все существующее, небытия нет вообще. Бытие неподвижно и вечно. Б. то, что имеется за миром чувственных вещей, это и есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно и не имеет деления на субъект. И объект., оно вся полнота совершенства. Абсолют. Идея бытия бытие истиное, сущее, но постижимое только умом. Утверждая, что бытие есть мысль, он имел ввиду Логос – космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Не человек открывает истину бытия, а истина бытия открывается человеку.

Гераклит — бытие подвижно и вечно. Для Демокрита бытие – атом, не бытие – пустота. Сократ человек мера всех вещей, высшая реальность не бытие, а сознание. От Парменида деление на подлинное и неподлинное бытие. 2 пути выхода: перестроить мир и перестроить себя. Платон — истинное бытие есть мир идеи, а материя — это небытие. Противопоставил чувственное бытие чистым идеям. Подлинное бытие – эйдосы, неподлинное – отражение эйдосов. Для Платона, характерно различие “бытия по мнению” — видимой, внешней реальности и “истинности бытия”, доступного лишь философскому разуму. Истинное бытие – “царство чистых мыслей и красоты”. По Аристотелю, бытие – это живая субстанция, характеризующая: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт (принцип материальности); во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (Арист. концепция активной формы); в третьих, каждая вещь должная указывать свое происхождение (причинность); в-четвертых, каждая вещь имеет назначение (принцип цели). Плотин — 4 вида бытия. Материя неопределенная, материя в виде вещей, мир идей и единое.

Читайте также:  Девиз эколята молодые защитники природы

В христианской эре соединилась философия с богопознанием. Бытие, есть Бог. Средние века соотношения бытия как реальности вне мира чувств с вещами мира. В средние века, говорится об Абсолютном бытие- бытие Бога, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Ф. Аквинский бытие это Бог, все остальное неподлинное.

Новое время отказ от проблем бытия и метафизики: а) теряется ощущение подлинности и неподлинности существования, б) человек, его сознание, потребности и жизнь единственное несомненное подлинное бытие, в) вера в способность и зменить мир, г) господство материализма = бытие сущего стало субъективностью. Бытие как нечто телесное, как объективная реальность. Вселенная – машина. Также характерен субстанциональный подход: субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание). Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Беркли – “быть – значит быть в восприятии”. Для учений о бытии в новое время был характерен субстанциональный подход, когда фиксируются субстанция (субстрат бытия) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции. Для европейской философии этого периода бытие – предметно сущее, противостоящее или предстоящее знанию. Бытие ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает. Наряду с этим формируется способ истолкования бытия, которое истолковывается через анализ сознания и самосознания. Он представлен в тезисе Декарта – “мыслю, следовательно, существую”, бытие субъекта есть самосознание. Для Канта бытие не является свойством вещей. Бытие – способ связи наших понятий и суждений, причем различие между природным нравственно-свободным бытием заключается в различии форм законополагания – причинности и цели. В идеалистической системе Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Бытие оказалось у него неопределяемым, что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. Для Гегеля чистое бытие – ничто, наличное бытие – вещь, субъективное бытие – индивид.

Постклассическая философия может быть разделена на 2 направления.

I Понятия бытия не употребляется (прагматизм, позитивизм) или отрицается (Витгенштейн).

II Понятие о бытии активно используется (марксизм, Хайдегер). Бытие, по Хайдеггеру, есть особый способ разговора о нем. Маркс — общественное бытие.

Источник

Оцените статью