Бывают ли живородящие птицы

Почему среди птиц нет живородящих?

А действительно, почему среди птиц нет живородящих? Масса преимуществ — на лицо — ведь сколько яиц гибнет от переохлаждения, затопления гнезд, уничтожается хищниками. Да и для самих птиц — период высиживания один из самых уязвимых периодов в жизни, когда хищники могут поймать высиживающую потомство птаху прямо на яйцах? Но научно обоснованного ответа на этот вопрос нет. Существуют только боле-менее научные предположения и околонаучные версии.

Боле-менее научное предположение (от Михайлова К.Е. кандидата биологических наук):

имеет место какой-то принципиальный запрет, не дающий возможности птицам, а так же крокодилам и черепахам перейти к живорождению. Что именно объединяет данных животных? Птицы — летают, крокодилы почти не выходят из воды, черепахи — ползают по суше, все они отличны друг от друга по строению, физиологии, поведению, НО все они откладывают яйца с твердой скорлупой. Отсюда вопрос — не скорлупа ли является тем самым непреодолимым препятствием для перехода к яйцеживорождению. Но зародыш в яйце с твердой скорлупой развиваясь в яйцеводе определенно будет испытывать кислородное голодание, так как твердая скорлупа является препятствием для газообмена и необходима была бы ее редукция (рассасывание). Но удаление скорлупы природой не предусмотрено. Эмбрион курицы, развивающийся в бесскорлупном яйце (экспериментально) получается с недооформленным скелетом, так как птичий эмбрион (равно как и крокодилов и черепах) берет кальций для построения скелета именно из скорлупы (в отличие от змей и ящериц,у которых эмбрионы используют желток). А «накачка»скорлупы и яйца необходимым количеством кальция является составляющей единой системы кальциевого обмена всего организма. И вероятно, что перестройка ее просто невозможна.

у крокодилов и черепах пол зародыша формируется в зависимости не от хромосом, а от температуры инкубации яиц (научный факт). Возможно, что если бы птицы вынашивали эмбрионов в себе постоянство среды внутри организма матери было бы губительно для популяции — появлялись бы особи только одного пола

Само физиологическое строение птиц не позволяет им летать с нагрузкой более 12-13% от собственного веса, а потому количество эмбрионов (в случае живорождения) не превышало бы 2. Но эволюция пернатых шла по пути уменьшения полетного веса (снеся яйцо птаха летает без нагрузки) и потому некоторые виды могут откладывать кладку в 12-15 яиц, а некоторые и в 20.

Читайте также:  Американский метод убоя птицы

живорождение возникает у вида, когда весьма рискованные условия для высиживания яиц, когда некуда или некогда откладывать кладку и высиживать ее (ящерицы, рыбы, змеи), а птицы могут обеспечить условия для развития яиц

Источник

почему нет живородящих птиц?

вопрос интересный. вот змеи, ящерицы, рыбы есть живородящие (а они все тоже как и птицы обычно яйца, ну или икру кладут) . почему птицы «не рожают» даже не знаю, видимо это связанно с особенностью их жизни, отчего нельзя им быть живородящими)
а может не то что нельзя, а не нужно просто. ведь живорождение «используется» видами когда условия для выращивания и развития яйца сложно найти, или мало на это времени. поэтому у таких видов ящериц, рыб и развился эволюционно способ живорождения, чтобы они могли существовать, выжить, когда просто некогда и некуда откладывать икру или кладку. прочитала, что в таком случае «беременная» змея специально ползет в те места, где тепло, тем самым ища и поддерживая постоянную температуру.
а птицы кстати ТЕПЛОКРОВНЫЕ и им не обязательно искать (во внешней среде) постоянную температуру для своей кладки, так как она у них есть от тела, поэтому им живорождение не понадобилось, они могут нагревать свою кладку сами. вот это скорее всего и есть причина.
итак, если коротко: живорождение возникает у видов, обитающих в сложных для развития их яиц условиях. птицы могут поддерживать постоянную температуру тела, так как они теплокровные и тем самым могут обеспечивать условия для развития своих яиц и следовательно живорождение им не нужно. а вот змеям, рыбкам и т. п. оно нужно, так как они не теплокровные. (и они ползают, носят в себе своих зародышей, ища тепло для них, а потом их рожают уже живыми и сформировавшимися) .
а вопрос очень интересный кстати)

Источник

Живородящие птицы

Класс птицы. Строение птиц

1)
2)
3)
Установить, с какими
преимуществами и
недостатками связан
переход к живорождению
у различных классов
позвоночных.
Предложить собственную
модель птицы,
перешедшей к
живорождению.
Описать анатомические,
физиологические и
экологические
особенности.

3. Способы рождения

Откладка
неоплодотворенных
яиц;
Откладка
оплодотворенных
яиц;
Яйцеживорождение;
Живорождение.
-Кораллы, колониальные
кишечнополостные, рыбы,
амфибии;
— Беспозвоночные,
пресмыкающиеся, птицы,
утконос, ехидна;
— Гупи, меченосцы, гадюка и
проч.;
— Млекопитающие

4. Трехпалый сцинк

5. Плюсы и минусы живорождения

Плюсы:
Возрастание шанса защиты
потомства от
неблагоприятного климата,
внешних воздействий и
хищников
Усовершенствование типа
питания плода, отсутствие
ограничения питательных
веществ.
Контролируемость процесса
развития
Большая выживаемость
потомства
Возможность перемещения
вместе с матерью
Минусы:
Повышенные энергетические
и силовые затраты матери
Снижение количества
потомства
Большая зависимость
потомков от матери

6. Модель живородящей птицы

7. Половая система живородящих организмов

8. Примеры возможных анатомических изменений в организме живородящей птицы

У куриц будут
функционировать оба
яичника.
Зародыш будет связан с
организмом матери
пуповиной.
При формировании птенца
время проведения в
организме матери
значительно увеличится.
При росте зародыш будет
давить на другие органы
матери.
Исходя из анатомических
изменений, стоит брать
птицу не летающую,
которая может находиться в
тепле и спокойствии (или
же постоять за себя) в
течение всего периода
вынашивания плода

Читайте также:  Виа синяя птица было лето огненным осень золотой

9. Примеры птиц, способных перейти к живорождению

10. Вывод:

1) Физиологических
изменений в
организме птицы не
произойдет;
2) Экологических
перемен не
произойдет, но
функция получения
яиц, важная для
человека, будет
утрачена.
3) Живорождение у
птиц возможно, но
не будет эффективно

Источник

Турнир юных биологов. Живородящие птицы

Размножение и развитие птиц

ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ
Переход к внутриутробному развитию и живорождению
происходил в различных таксонах позвоночных неоднократно,
получив наибольшее развитие у млекопитающих. С какими
преимуществами и недостатками связан переход к
живорождению у различных классов позвоночных?
Предложите модель птицы, перешедшей к живорождению,
опишите анатомические, физиологические и экологические
особенности этого организма.

3. Цели исследования

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
• Провести анализ необходимой литературы
• Рассмотреть преимущества и недостатки перехода к
живорождению у различных классов позвоночных
• Предложить теоретическую модель вида птиц,
перешедшего к живорождению
• Рассмотреть экологические, анатомические и
физиологические особенности данного вида.

4. Преимущества и недостатки живорождения у различных классов позвоночных

ПРЕИМУЩЕСТВА И
НЕДОСТАТКИ
ЖИВОРОЖДЕНИЯ У
РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ
ПОЗВОНОЧНЫХ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
ЧАСТИ

5.

Преимущества
Защита зародыша — эмбриогенез происходит
внутриутробно, внутри матери, таким образом,
выше выживаемость. (хрящевые рыбы, рептилии,
млекопитающие)
Улучшенная теплорегуляция – проще
контролировать температуру, необходимую для
развития зародыша (рептилии)
Расширение ареала в места с более холодным
климатом (рептилии)
Улучшенный обмен веществ между матерью и
плодом (хрящевые рыбы, рептилии,
млекопитающие)
Отсутствие прикрепленности к «гнезду»
(рептилии, млекопитающие)

6.

Недостатки
В некоторых случаях идет уменьшение
количества детёнышей в потомстве
(некоторые виды живородящих рептилий и
млекопитающих)
Необходимость особого рациона питания
для матери (хрящевые рыбы, рептилии,
млекопитающие)
Необходима защита от механических
повреждений – защита от ударов по
брюшной полости (рептилии,
млекопитающие)

7. Модель птицы, перешедшей к живорождению

МОДЕЛЬ ПТИЦЫ,
ПЕРЕШЕДШЕЙ К
ЖИВОРОЖДЕНИЮ
Э КОЛ О Г И Ч Е С К И Е , А Н АТО М И Ч Е С К И Е И
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

8.

ПТИЦА, ВЫБРАННАЯ В
КАЧЕСТВЕ ПРОТОТИПА
• В качестве прототипа был выбран
вымерший род Gastornis (Гасторнисы),
существовавший 61,6-48,6 млн лет назад.
• Вымер, т.к. гнёзда строились на земле и
были плохо защищены и, как следствие,
яйца гасторнисов были легкой добычей
для других хищников.
• Считаются высшим хищником своей
эпохи.

9.

Модель.
Экологические особенности.
Ареал (территория современной Англии, Франции,
Бельгии, Германии; Северная Америка, Средняя Азия);
Хищники;
В пищевой цепи выступает консументом II и III
порядка;
Возможно, был засадным охотником; вели одиночный
образ жизни.
Активны в дневное и сумеречное время суток;
Выводковые птенцы.

Читайте также:  410 500 птица квезаль

10.

Анатомические особенности.
Рост птицы варьируется от 1,75 до 2 м;
Вес 100-200 кг;
Мощные, развитые ноги, т.к. птица является
нелетающей;
Крылья рудиментарны;
Большой клюв, способный ломать кости.

11.

Физиологические особенности.
Реализация живорождения через яйцеживорождение;
Скорлупа яйца тонкая, не препятствует
газообмену, обмену веществ между матерью и
эмбрионом;
Также скорлупа истончается, Ca из нее
расходуется на развитие эмбриона;
Яйцо задерживается в половых путях, где
Обычно формируется скорлупа – при яйцеживорождении там происходит внутриутробное развитие;
Когда детёныш рождается, от скорлупы на
нем остается только тонкая пленочная оболочка;
Беременность длится 5-7 месяцев.

12. Живорождение у птиц

ЖИВОРОЖДЕНИЕ У ПТИЦ
ПРЕИМУЩЕСТВА
Н Е ДО С ТАТ К И
• Защита плода – защита от
хищников, которые могут питаться
яйцами птиц;
• Во время беременности птицы,
которые относятся к «летающим»
видам, не могли бы летать из-за
дополнительного «груза»;
• Защита от гнездового паразитизма;
• Отсутствие прикрепленности к
гнезду, нет необходимости
высиживать яйцо, не сдвигаясь с
места.
• Без возможности полететь мелкие
птицы могут стать легкой добычей
для хищника;
• Возможно уменьшение количества
птенцов в потомстве.

13. Результаты исследования

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
• Проведён анализ необходимой литературы;
• Рассмотрены преимущества и недостатки перехода к живорождению у
различных классов позвоночных;
• Предложена теоретическую модель вида птиц, перешедшего к живорождению;
• Рассмотрены экологические, анатомические и физиологические особенности
данного вида.

14. вывод

ВЫВОД
Среди современных видов птиц нет живородящих, т.к. большинству видов,
ввиду приспособления к полету, было бы проблематично вынашивать птенцов – это
было бы опасно как для плода, так и для матери, особенно среди мелких видов птиц,
которые таким образом могут стать легкой добычей для хищников.
Таким образом, если бы и существовали живородящие птицы, то это были бы
крупные, изначально нелетающие, хищные птицы, которые являются вершиной своей
пищевой цепи.
В нашей модели одним из факторов возможного перехода к живорождению у
гасторнисов (птица, как раз удовлетворяющая условию выше) – гнезда, которые
располагались на земле и были плохо защищены, из-за чего яйца становились легкой
добычей для различных хищников.

15. Список литературы, медийных источников

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, МЕДИЙНЫХ
ИСТОЧНИКОВ
• Buffetaut, E., and Burrrraur, E. (1997). «New remains of the giant bird Gastornis from the Upper
Paleocene of the eastern Paris Basin and the relationships between Gastornisand Diatryma»
• Резько И. В. «История птиц. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника»
• Lodé Thierry T. 2012. «Oviparity or viviparity ? That is the question. Reproductive Biology»
• Van Dyke J. U., Brandley M. C., Thompson M. B. «The evolution of viviparity»
• «Жизнь животных. Том 5. Земноводные. Пресмыкающиеся» под
ред. А. Г. Банникова, гл. ред. В. Е. Соколов.
• Michael D. Breed, Chelsea Cook, and Michelle O. Krasnec. 2012. «Cleptobiosis in
Social Insects»

Источник

Оцените статью