Урок 1. Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира
Обучающийся будет знать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; научится сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения; характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью
Личностные
результаты
Будут сформированы : интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные – научится : составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; систематизировать информацию, формулировать проблему; получит возможность научиться : ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Познавательные – научится : устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах, систематизировать информацию; получит возможность научиться : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится : принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Систематика, отряд Приматы, систематическое положение
Мультимедийная доска или проектор. Карточки с заданиями
Образовательные ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru (далее выбрать предмет, класс, необходимый раздел) 1
Организационная структура урока
I. Организационный момент 2 .
Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой на урок
Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.
На первом уроке учитель организует знакомство с учебником и рабочей тетрадью
Осуществляют самопроверку готовности к уроку
Осуществлять самопроверку, самоконтроль, уметь организовывать свою учебную деятельность
II. Актуализация опорных знаний урока.
Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль:
– Давайте вспомним, что изучает биология? (Биология – наука о живой природе.)
– Назовите предмет изучения науки анатомии. (Анатомия изучает внутреннее строение органов живых организмов.)
– Что является предметом изучения науки «систематики»? ( Многообразие живых организмов.)
– Дайте полное определение науки «систематика». (Это наука, изучающая все многообразие живых организмов и разрабатывающая принципы классификации.)
– Из предложенных систематических категорий составьте правильную последовательность, начиная с наибольшей: Вид, Класс, Отряд, Царство, Род, Тип, Семейство.
Правильная последовательность (может быть выведена на слайд презентации):
– Что изучает раздел биологии – эволюционное учение? (Это раздел биологии об историческом развитии (эволюции) живой природы.)
– Как вы объясните понятие «эволюция»? (Процессы необратимого изменения, протекающие в природе.)
– Назовите ученого, имя которого неразрывно связано с эволюционным учением и теорией эволюции. (Чарльз Дарвин.)
– Заполните таблицу (см. Ресурсный материал к уроку). В таблице приведено несколько утверждений. В первом столбце «ДО» вам надо указать знак «+», если вы согласны с утверждением, и знак «–», если не согласны. Время на выполнение 3 минуты.
Наблюдает за выполнением работы
Слушают вопросы учителя. Осущест-
вляют анализ ответов одноклассников. Отвечают на вопросы учителя.
Слушают мнения одноклассников.
Составляют правильную последовательность биологических понятий
Демонстрировать способность к структурированию собственных знаний, организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Строить высказывания, понятные для одноклассников и учителя.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
III. Мотивация изучения нового материала.
Формулирование темы и целей урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Вводная беседа, постановка проблемы.
Подводит обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:
– Я думаю, что некоторые утверждения заставили вас задуматься или вызвали у вас затруднения. В чем причина?
– Сегодня мы узнаем, какие из представленных утверждений верны, а какие – нет. Раскроем тайну положения человека в систематике, определим виду Человек разумный систематическое место.
– Что нам для этого необходимо? (Выдвигают свои идеи.)
– Все правильно: необходимо привести в систему знания о человека как части живого мира, вспомнить систематические категории, определить место человека в системе органического мира.
Озвучивает тему и цель урока, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
– Какие факты могут служить доказательством того, что человек является неотъемлемой частью природы? (Для человека характерны все свойства живых организмов, он зависит от климатических факторов природы, от других живых организмов, которые являются пищей для него; он также сам влияет на живую природу.)
– Для каких целей необходимо изучение строения человека, процессов его жизнедеятельности? (Выдвигают свои идеи: для сохранения здоровья, поступления в медицинский университет и др.)
Отвечают на вопросы учителя, предполагают, что у них недостаточно знаний о человеке как представителе класса Млекопитающие.
Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Слушают мнения одноклассников
Демонстрировать способность к самоопределению, целеполаганию, постановке учебной задачи, установлению причинно-следственных связей
Вопросы учителя и устные ответы
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учащихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Формулирует задание:
– Используя текст учебника на с. 5–7 и далее слайды презентации, заполните столбик «после». Для этого вновь прочитайте утверждения. Напротив утверждений, с которыми вы согласны, ставьте знак «+», если же вы не согласны с данными утверждениями, ставьте знак «–». Ваши суждения могли измениться. Время на выполнение 5 минут.
Наблюдает за выполнением работы. Организует работу по исследованию проблемной ситуации. Осуществляет индивидуальный контроль. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний обучающихся:
– В каких утверждениях ваше мнение изменилось и почему? Какие из данных предложений вызвали у вам большие трудности? Какие утверждения остались непонятны для вас?
Организует фронтальную работу учащихся. Подводит учащихся к раскрытию темы урока.
– Человек относится к типу Хордовые, как и рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы. Одним из основных признаков хордовых является наличие осевого скелета – хорды на ранних стадиях развития. У позвоночных животных хорда дает развитие позвоночнику. На ранних стадиях эмбрионального развития у всех хордовых образуются зачаточные жабры. У водных организмов и у личинок земноводных они сохраняются, а вот у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, включая человека, они редуцируются, исчезают.
– Что же касается происхождения и родства человека с животными, можно обратиться к эволюционному учению. В своих книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин приходит к выводу о том, что человек является неотъемлемой частью живой природы. Ч. Дарвин распространил на человека основные положения эволюционной теории, тем самым ввел в русло естественнонаучных исследований проблему происхождения человека. В книге «Происхождение человека (1871) ученый привел убедительные доказательства в пользу того, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами. К семейству крупных человекообразных обезьян относят азиатских орангутангов, африканских гориллу и шимпанзе. На сегодняшний день они являются нашими ближайшими родственниками, что доказывается данными сравнительной анатомии, цитогенетики (проводит анализ строения хромосом в ядре) и, конечно же, данными молекулярной биологии. Молекулярная биология рассматривает последовательности аминокислот в молекулах белков. Последовательности аминокислот многих белков человека и шимпанзе сходны более чем на 99 %. Следствием этого являются близость групп крови, взаимозаменяемость многих белков (например, гормонов), сходные заболевания
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.
Формулируют ответы на вопросы.
Определяют принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию.
Представлять информацию в различных формах.
Участвовать в коллективной беседе
Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя
Учитель проводит релаксационные упражнения для обучающихся
Осуществлять профилактику утомляемости
V. Первичное закрепление изученного материала.
Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения:
– Предлагаю вам самостоятельно определить систематическое положение человека. Из предложенных вариантов каждой строки выпишите верный ответ:
Царство: Растения, Грибы, Животные.
Подцарство: Многоклеточные, Одноклеточные.
Тип: Членистоногие. Хордовые.
Подтип: Позвоночные, Бесчерепные.
Класс: Птицы, Пресмыкающиеся, Млекопитающие.
Отряд: Приматы, Первозвери, Сумчатые.
Вид: Человек разумный.
Ответ : Царство: Животные. Подцарство: Многоклеточные. Тип: Хордовые.
Подтип: Позвоночные. Класс: Млекопитающие. Отряд: Приматы. Семейство: Гоминиды. Род: Человек. Вид: Человек разумный.
Подводит обучающихся к выводу о связи человека с живой природой. Обеспечивает положительную реакцию учеников на творчество одноклассников.
Строят схему «Место человека в системе органического мира»
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
VI. Рефлексия учебной деятельности
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:
– Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызывало у вас затруднение при работе с таблицей?
– Что нового вы узнали на уроке?
Осуществляют самоанализ деятельности
Воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками
VII. Подведение итогов.
Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке
Формулировать выводы на основе наблюдений, высказывать свое мнение и позицию
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 5; знать систематическое положение человека; дополнительно: подготовить сообщение «Что изучает молекулярная биология»
Читать задание. Задавать уточняющие вопросы
Источник