- 14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом
- Читайте также
- [4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]
- 25) «ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ» (АРИСТОТЕЛЬ)
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности
- Собрание 2. Что есть человек?! (Греция)
- 11. Общественное сознание и общественное бытие
- Общественное сознание и общественное бытие. Идеология
- § 42. Путь сравнительного рассмотрения трех ведущих тезисов: камень безмирен (weltlos), животное скудомирно (weltarm), человек мирообразующ (weltbildend)
- § 46. Тезис «животное скудомирно» по отношению к тезису «человек мирообразующ». Отношение скудомирия и жирообразования — не иерархическая структура, с оттенком пренебрежительности. Скудомирие как лишение мира
- I. 1 ЧТО ЕСТЬ ЖИВОТНОЕ, А ЧТО — ЧЕЛОВЕК
- [4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]
- 3. Человек — живое животное или бессмертная единичность?
- 2. Произведение искусства есть человек
- Фома Аквинский — законы и человек как общественное существо
- РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК
- Часть I. Универсум рассуждений Аристотеля: его категории и классификация (Человек – философское животное)
- Человек есть общественное животное автор
- Другие статьи в литературном дневнике:
14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом
Аристотель, однако, как и Платон, считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни, а поскольку добродетель — условие и гарантия счастья, то соответственно жизни счастливой. Не случайно греческий философ определял человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Такое воспитание, однако, может осуществляться лишь в справедливом государстве: с одной стороны, подлинная справедливость, наличие хороших законов и их соблюдение совершенствуют человека и способствуют развитию в нем благородных задатков, а с другой — «целью государства является благая жизнь… само же государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования» [1], наилучшей жизни, которая, по Аристотелю, предполагает не просто материальный достаток (Аристотель был сторонником среднего материального достатка, когда в обществе нет ни бедных, ни слишком богатых людей), но в первую очередь соблюдение справедливости. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.
Предпосылка политических концепций античных философов — признание законности и необходимости рабовладения. И у Платона, и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы неравны, считает Аристотель: те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.
Читайте также
[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]
[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] [л. 5] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[19], вступают в определенные общественные
25) «ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ» (АРИСТОТЕЛЬ)
25) «ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ» (АРИСТОТЕЛЬ) В этих словах, сказанных Аристотелем, заложен важный смысл: каждый индивид, живущий в обществе, в государстве, является лицом политическим, поскольку представляет для политики какой-либо интерес; следовательно, в
34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности
34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности Труд — это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной
Собрание 2. Что есть человек?! (Греция)
Собрание 2. Что есть человек?! (Греция) Мыс Сунион. Скалистый обрыв и пропасть Эгея. Храм Посейдона. Последний луч солнца блеснул из-за моря. Быстро сгущалась тьма. И материализовывались знакомые лица, и подходили, и рассаживались кругом. В наступившей черной тьме слились и
11. Общественное сознание и общественное бытие
11. Общественное сознание и общественное бытие Исследование роли материального производства в развитии общества, анализ его социальной формы, т.е. экономической структуры общества, образующей основу политической и правовой надстройки, – все это позволяет развить и
Общественное сознание и общественное бытие. Идеология
Общественное сознание и общественное бытие. Идеология Исследование роли материального производства в развитии общества, анализ его социальной формы, т.е. экономической структуры общества, образующей основу политической и правовой надстройки, – все это позволяет
§ 42. Путь сравнительного рассмотрения трех ведущих тезисов: камень безмирен (weltlos), животное скудомирно (weltarm), человек мирообразующ (weltbildend)
§ 42. Путь сравнительного рассмотрения трех ведущих тезисов: камень безмирен (weltlos), животное скудомирно (weltarm), человек мирообразующ (weltbildend) Итак, мы начинаем с первого из трех вопросов: что такое мир? Даже теперь мы легко воспринимаем этот четко высказанный вопрос как
§ 46. Тезис «животное скудомирно» по отношению к тезису «человек мирообразующ». Отношение скудомирия и жирообразования — не иерархическая структура, с оттенком пренебрежительности. Скудомирие как лишение мира
§ 46. Тезис «животное скудомирно» по отношению к тезису «человек мирообразующ». Отношение скудомирия и жирообразования — не иерархическая структура, с оттенком пренебрежительности. Скудомирие как лишение мира Если от этого принципиального соображения мы возвратимся к
I. 1 ЧТО ЕСТЬ ЖИВОТНОЕ, А ЧТО — ЧЕЛОВЕК
I. 1 ЧТО ЕСТЬ ЖИВОТНОЕ, А ЧТО — ЧЕЛОВЕК Удовольствие и страдание, страх и отважный порыв, желание и отвращение — где и в чем присутствуют все эти аффекты? В одной ли душе, или же в душе, погруженной в тело, или в чем-то третьем, так или иначе составленном из тела и души?
[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]
[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[16], вступают в определенные общественные и
3. Человек — живое животное или бессмертная единичность?
3. Человек — живое животное или бессмертная единичность? Существо вопроса — допущение некоего универсального человеческого Субъекта, позволяющего свести этику к правам человека и гуманитарной деятельности.Мы уже видели, что этика подчиняет идентификацию этого
2. Произведение искусства есть человек
2. Произведение искусства есть человек Но что такое эта непосредственная ощутимость организма? Она, конечно, предполагает существование человека, и она требует признания человека как максимально совершенного и в то же время непосредственно ощутимого организма. Тут,
Фома Аквинский — законы и человек как общественное существо
Фома Аквинский — законы и человек как общественное существо Большинство трудов Аристотеля длительное время были неизвестны христианскому западному миру. Аристотель был впервые переоткрыт ок. 1200 гг. Первоначальная реакция церкви была негативной — Аристотель является
РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК
РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК В астральном теле животное формирующее начало проявляется двояко наружу в виде цельного облик животного, а вовнутрь как формообразование его органов. Обладающая ощущением животная субстанция является результатом деятельности этого
Часть I. Универсум рассуждений Аристотеля: его категории и классификация (Человек – философское животное)
Часть I. Универсум рассуждений Аристотеля: его категории и классификация (Человек – философское животное) Глава 1. Четырехкратная классификация Аристотеля разумных, материальных субстанций: неорганические объекты, растения, животные, люди (Философские игры) В этой
Источник
Человек есть общественное животное автор
«Человек есть общественное животное!» — говорил Аристотель. Кажется, это высказывание следует понимать так, что всё мировоззрение человека целиком и полностью формируется взглядами и верованиями того общества, частью которого он приучен себя считать, ведь человек выросший вне общества немногим отличается от животного. (Этот факт подтверждается феноменом «маугли» — людей во младенчестве потерянных или намеренно оставленных в лесу и воспитанных животными. Оказываясь в человеческом обществе после многих лет жизни среди волков или других млекопитающих такие люди очень трудно обучались даже самым элементарным вещам или же не обучались им вовсе. Зато они отлично лазали по деревьям, охотились, выли, и т.д.)
Благодаря этому свойству (имеется ввиду определяющая роль общественного мнения) сохранена и приумножена база знаний об окружающем мире, что, в свою очередь, послужило повышению общей цивилизованности человечества. Но это же самое свойство и тормозит наше развитие. Стереотипы, или, — если обращаться к терминам психологии, — архетипы сознания, которыми пользуется большинство людей, часто становятся преградой на пути к свободному созидательному мышлению. Человек, вынужденный жить среди себе подобных, с рождения окружён всевозможными рамками, он вынужден искать себе такую нишу для жизни и реализации, которая бы казалась приемлемой не только для него, но и для тех, кто его окружает. И очень часто поиски такой ниши становятся основной и единственной целью, достижению которой приносится в жертву все остальное. Обретя своё место под солнцем, индивид считает жизненную программу выполненной, а между тем, очень может быть, что он даже и отдалённо не представляет себе масштабов своей личности, размеров потенциала, данного ему природой. И в этом случае о нём можно говорить, как о человеке, прожившем жизнь неосознанно.
Что же такое осознанная жизнь? Если главной причиной неосознанной жизни, считать довлеющее над психикой индивида общественное мнение, а жизнь, начатая и проведённая вне этого мнения, обещает гарантированное слабоумие, тогда единственным выходом, для человека, желающего прожить жизнь осознанно, следует считать добровольный выход за пределы общечеловеческих норм и ценностей с оглядкой на которые он рос и воспитывался. Иными словами, чтобы осознанно жить и свободно мыслить, человек должен вначале усвоить, а затем превратить любые — гражданские, религиозные, национальные — ярлыки, навешанные на него окружением, в нечто второстепенное, вспомогательное и обратившись к своему Я, достичь тех целей, которые покажутся ему достойными.
Идея, на первый взгляд близкая к либерализму, но на самом деле несколько отличающаяся от него. Потому что призывает к свободе «для».
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.06.2014. 10
- 29.06.2014. 9
- 26.06.2014. 8
- 22.06.2014. 7
- 19.06.2014. 6
- 17.06.2014. 5
- 16.06.2014. 4
- 15.06.2014. 3
- 14.06.2014. 2
- 13.06.2014. 1
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник