Человек есть социальное животное принадлежит

Человек — общественное животное

Социальное животное (wikipedia) — организм, способный к активному взаимодействию с другими особями своего вида.

Термин обычно применяется к видам, у которых высок уровень социальной организации, у которых взрослые индивиды образуют постоянные группы.

Общественные животные (cyclowiki) — животные, ведущие общественный образ жизни.

Характерно не просто создание сообществ, но и разделение функций, обмен информации и пищи.

В наше время очень популярны идеи независимости и самодостаточности, а слово «зависимость» превратилось почти в ругательство и подобие какой-то мерзкой болезни, точно проказа для средневековья. Вся эта «самодостаточность» настолько превозносится, что уже начинаются путаница и перегибы.

Бывает, у себя в кабинете я слышу, как клиент/клиентка виновато жалуется, что он/она не может справиться в одиночку со своей жизнью. Часто клиенты будто обвиняют сами себя в том, что недостаточно сильны (умны, смелы, красивы, успешны — подставьте свой вариант), чтобы отказаться, наконец, от помощи окружающих, не зависеть от родных и не нуждаться в поддержке близких. Они злятся и разочаровываются в себе за то, что не могут в одиночку вырастить ребёнка, пережить горе, найти утешение, повеселиться или решить бытовую проблему. Они считают себя «плохими» из-за того, что не могут быть «самодостаточными» в нашем, стыдно подумать, 21 веке! Невольно вспоминается грустная поговорка — «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик».

В такой момент я сообщаю своим клиентам плохую новость: они никогда и ни при каких обстоятельствах не смогут быть самодостаточными. И не потому, что они плохи или им чего-то не хватает, а потому, что они — люди.

Тигр может жить в одиночестве почти всю свою жизнь, встречаясь с партнёром только для произведения потомства, крокодил может заботиться самостоятельно обо всех своих нуждах, даже белка может жить припеваючи в полном одиночестве. А вот человек, как и муравьи, гуси или шимпанзе, не может даже выживать по отдельности.

С самого начала нашей эволюции (как минимум, ещё с ранних австралопитеков — Sahelanthropus tchadensis, 7,2 млн лет назад) мы никогда не были одиночками. Никогда. Вообще. При всей разнообразности жизни, которую вели наши предки (сначала лазали по деревьям, бродили по степям, питались фруктами и кореньями, охотились на мамонтов, потом жили в шалашах, землянках), они всегда жили группами. Это факт, который все вроде бы знают, но никогда об этом на самом деле не задумываются. Это даже не психология, это наша биология! Мы есть, всегда были и ещё очень долгое время будем оставаться социальными животными. То есть теми, кто живёт только внутри групп себе подобных. Наш мозг и вся наша психика со всеми этими чувствами и эмоциями, эмпатией, зеркальными нейронами настроены на активное взаимодействие в обществе таких же, как мы. Представители вида Homo Sapiens просто не способны вести независимый образ жизни.

Читайте также:  Факты отличия человека от животного

Кстати, со всей этой современной предубеждённостью против всякого рода «зависимости», мы забываем, что вообще-то важен не сам факт наличия зависимости как таковой, а то, к чему она приводит. Ведь никто же не против того, чтобы дышать или, например, кушать. А это на самом деле самая, что ни на есть физиологическая зависимость.

Для наглядности я бы разделила зависимости на естественную биологическую и не естественную. Естественная зависимость приносит и укрепляет физическое и психическое здоровье, не естественная — его разрушает. Всё просто.

Если посмотреть на зависимости под таким углом, получится, что дышать, есть, пить, спать — это нормальная естественная физиологическая зависимость. Но также и иметь друзей, быть любимым, получать помощь и заботу — это есть естественная психологическая зависимость представителей нашего вида, как социальных животных. Благодаря этим вещам, мы сохраняем психическое здоровье.

Наверняка вы слышали про исследования учёных о том, что человеку необходимо не менее 4 раз в день обниматься для поддержания хорошего состояния психики и физиологии? Вполне возможно, что вы так же знаете, что самое суровое наказание для человека испокон веков была изоляция (например, изгнание из своего племени или одиночная камера в современных тюрьмах). Исследования привязанности у детей доказывают, что хуже жестокого обращения с ребёнком может быть только его игнорирование. Ничто так не разрушает психику человека, как невозможность быть в связи, в контакте с другими людьми.

Хотеть быть независимым и самодостаточным для человека то же самое, что желать иметь крылья или, скажем, жабры. Всячески стараться их в себе развить, неизбежно терпеть поражение, ужасно огорчаться и чувствовать себя неполноценным человеком из-за этого. Звучит глупо, не правда ли? Поэтому не стоит бояться своей естественной зависимости, ни физиологической, ни психологической. Нужно просто пользоваться ею по назначению.

Так что хорошо ешьте, вдоволь спите, заводите друзей, влюбляйтесь, создавайте семьи, обращайтесь за помощью, принимайте поддержку, делитесь переживаниями с тем, кому доверяете, объединяйтесь в команды и рабочие группы, веселитесь и горюйте вместе с близкими, не стесняйтесь временами ругаться, целуйтесь, обязательно обнимайтесь почаще — и будет вам человеческое счастье!

Источник

Человек есть общественное животное

Человек есть общественное животное
Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384—322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода — политическое) животное».
Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских писем» французского писателя и мыслителя Шарля Монтескье (1689—1755), который процитировал эту фразу Аристотеля (87-е письмо).
Иногда употребляется собственно древнегреческое словосочетание: гооп politikon (общественное животное).
Смысл выражения: человек может состоятся как личность только в человеческом обществе. Вне его формирование личности человека невозможно.

Читайте также:  Криль хищное животное продуцент консумент

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Человек есть общественное животное» в других словарях:

  • ЧЕЛОВЕК — – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ЧЕЛОВЕК — это смертный Бог. Гермес Трисмегист Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит… … Сводная энциклопедия афоризмов
  • Гоббс Томас — Теория политического абсолютизма Жизнь и сочинения Гоббса Томас Гоббс родился в 1588 г. в Мальмсбери в семье приходского священника. Его мать, напуганная известиями о прибытии непобедимой армады и ужасными слухами о жестокости испанцев,… … Западная философия от истоков до наших дней
  • БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… … Философская энциклопедия
  • АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см … Философская энциклопедия
  • ТРУД — ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы. 881 Рационализация труда . 893 Рабочее время. 901 Женский труд. 911 Труд несовершеннолетних. 9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия
  • Карл Маркс — (1818 1883 гг.) мыслитель …Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного. …Безусловный долг законодателя не превращать в преступление то, что имеет характер проступка, и то лишь в силу обстоятельств … Сводная энциклопедия афоризмов
  • ПРАКТИКА — (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия
  • Аристотель — (384 322 гг. до н.э.) ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель школы перипатетиков, из Стагиры (п ов Халкидика) Об избрании (на государственные посты) всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные. Добродетель… … Сводная энциклопедия афоризмов

Источник

Человек — это социальное животное, ориентированное на достижение целей. Его жизнь имеет смысл только тогда, когда текущие цели достигаются, а взамен них ставятся новые.

Счастье имеет смысл только тогда, когда есть, с кем его разделить.

В диких условиях (20+)

Человек чего-то стоит только тогда, когда он имеет свою собственную точку зрения.

Вольтер (100+)

Жизнь имеет смысл только тогда, когда ты живёшь ради кого-то, кроме себя.

Неизвестный автор (1000+)

Человек умирает тогда, когда перестает меняться, а смерть — это только формальность.

Неизвестный автор (1000+)

Один человек имеет право смотреть на другого свысока только тогда, когда он помогает ему подняться.

Габриэль Гарсиа Маркес (50+)

Большинство людей в жизни так ничего и не достигнут, потому что все свое время и силы потратят на достижение целей других людей.

Наталья Грейс (10+)

Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Только теми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы.

Генри Уорд Бичер (30+)

Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаём.

Торнтон Уайлдер (9)

Только наличие цели приносит жизни смысл и удовлетворение. Это способствует не только улучшению здоровья и долголетию, но также даёт вам капельку оптимизма в тяжёлое время.

Стивен Пол Джобс (50+)

Дети заставляют по-другому на жизнь смотреть. Ты начинаешь не для себя жить, а для них. Смысл в жизни появляется.

Банкротство мнимых ценностей (Олег Рой) (20+)

Источник

Читайте также:  Назови любое дикое животное

Аристотель: человек есть общественное животное

Аристотель, однако, как и Платон, считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни, а поскольку добродетель — условие и гарантия счастья, то, соответственно, жизни счастливой. Не случайно греческий философ определяет человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Такое воспитание, однако, может осуществляться лишь в справедливом государстве: с одной стороны, подлинная справедливость, наличие хороших законов и их соблюдение совершенствуют человека и способствуют развитию в нем благородных задатков, а с другой — «целью государства является благая жизнь, само же государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования», наилучшей жизни, которая, по Аристотелю, предполагает не просто материальный достаток (Аристотель был сторонником среднего материального достатка, когда в обществе нет ни бедных, ни слишком богатых людей), но в первую очередь соблюдение справедливости. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.

Предпосылка политических концепций античных философов — признание законности и необходимости рабовладения. И у Платона, и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы неравны, считает Аристотель; те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Источник

Оцените статью