Человек феномен природы экология

1. Природа и человек.

В 21 веке жизнь человечества и экология неотделимы.В современном мире, несмотря на бурное развитие науки, в том числе и отраслей , связанных с медициной, здоровье человечества находится в критическом состоянии. В слаборазвитых странах прогрессируют болезни и преждевременная смертность, а в развитых странах жизнь людей подтачивают заболевания –онкологические на 80 % обусловленные состоянием окружающей среды.И во всем мире , особенно в развитых странах , отмечается кризис духовного здоровья.Деградация природы идет параллельно с ослаблением духовных и физических сил человека.А это значит , что преодолеть экологический кризис только техническими , экономическими , юридическими средствами невозможно . Необходимо защитить от загрязнения поверхностные воды, атмосферу, сокращать выбросы отходов , беречь зеленые зоны в мегаполисах и их окрестностях. Человек – феномен природы . Человек – носитель разума .Преимущество человека перед другими высшими животными – в мозге. У человека рекордная для животного мира относительная площадь лобных долей мозга, достигающая 25 %. Но человек должен приумножать и сохранять то , что выделяет людей из животного мира. Малейшее ослабление усилий или , что еще хуже , сознательное пробуждение в людях начал в ущерб разуму с поразительной быстротой ведут к потере культурных завоеваний , к возрождению дикости и агрессивности даже в условиях технической развитости.

2. Примеры сохранения природных ресурсов.

В настоящее время взаимодействие общества и природы происходит в таких широких масштабах . что это породило одну и глобальных проблем- проблему экологического жизнеобеспечения на планете. Большинство проблем связаны с негативными воздействиями человека на окружающую среду: индустриализацией, и урбанизацией , освоением целинных и залежных земель, постоянным увеличением демографической нагрузки на природу, нарушением естественных экологических балансов. В процессе производственной деятельности человек не только истощает природные ресурсы, но и нарушает жизненно важные связи между отдельными компонентами биосферы . разрушает системы и каналы жизнеобеспечения на планете.

Природные ресурсы планеты

Невозобновимые возобновимые космическ. Климатич. Водные

Богатства недр почва, раст. Животн. Солн. Радиац. Воздух воды

Минеральн. Сырье. Магнит. Волны энергия мирового

Все ресурсы используемые человеком , являются условно исчерпаемыми. Значительную тревогу вызывает обеспеченность такими ресурсами как пресная вода. Нефть и нефтепродукты. Серьезную озабоченность вызывает нерациональное использование почвенного слоя и его охрана. Леса занимают 40 млн. кв. км. За историю человечества 500 млн. га превратились в бесплодную пустыню. Основная задача охраны лесов- их рациональное использование и восстановление. Защита от пожаров и вредителей. Животные – один из ведущих компонентов экологической системы Земли. Животный мир служит естественной основой любого материального производства, предметом личного потребления людей и освоения окружающего мира человека.

Читайте также:  Виды энергии природных процессов

1.Необходимо сохранить разнообразие природы.

2. Предусмотреть значение и место каждого организма в будущем.

Особое место в системе мер по охране природы отводится созданию и развитию системы сети особо охраняемых природных территорий.

3. Обновление энергосистем.

Энергетическая проблема теснейшим образом связана с экологической. От разумного развития энергетики Земли в сильнейшей степени зависит и экологическое благополучие, ибо половина газов , обуславливающих « парниковый эффект» , создается в энергетике.

Современный энергетический баланс не отвечает потребностям человечества. Запасы угля, нефти, газа и других видов полезных ископаемых , не бесконечны. Именно атомная энергетика имеет большие перспективы , но связано с высокой технической культурой (Чернобыльская катастрофа). Имеются также неограниченные запасы сырья для получения термоядерной энергии. Физики вплотную подходят к тому, чтобы удержать горячую плазму на время, достаточное для использования термоядерной энергии. Второе направление в развитии энергетики- это использование прямого солнечного излучения. Третье направление – горячие подземные воды. Существуют интересные перспективы в использовании водорода. Указанные примеры – не единственный путь расширения и обновление энергосистем. Другой путь- повышение эффективности преобразования энергии на существующих установках, при существующих технологиях. Это интенсивный путь развития – за счет лучшего использования имеющихся ресурсов.

Источник

Человек — феномен природы

С биологической точки зрения появление человека разумного — вполне ординарное событие. Но человек — носитель разума, мысли, это особый феномен природы. Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствует критической точке, пройденной индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности, и, следовательно, это знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты.

На протяжении 1-2 млрд. лет в биосфере шел направленный процесс развития, и он никогда не поворачивал вспять. В ходе такого процесса сформировался мозг — материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном сообществе сформировалась, а затем с ускорением во времени развивалась коллективная память, названная В.И. Вернадским научной мыслью.

Читайте также:  Министр природных ресурсов ульяновской области

Научная мысль — это созданный человеком разумным на определенной стадии его развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. И только человек в состоянии использовать этот аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразовать биосферу.

«Научная мысль как проявление живого вещества, по существу, не может быть обратимым явлением — она может остановиться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени», — писал В.И. Вернадский.

Преимущество человека перед другими высшими животными должно быть закреплено в материальном носителе разума — в мозге. Чем же мозг человека отличается, например, от мозга своих ближайших родственников — приматов? Как это ни покажется странным, но сравнительно недавно специалисты не могли обнаружить принципиальных различий в строении мозга человека и шимпанзе. Выделить такие отличия удалось только на новом уровне понимания строения и функционирования мозга, достигнутого в последние 30-40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет (или анализирует) одним процессом или одной функцией организма.

Эволюция мозга, его усложнение идет не только и не столько за счет количественного роста нервных клеток, хотя такой рост имеет место, сколько за счет растущей организованности, упорядоченности, как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Новообразования мозга никогда не создают изолированных «молодежных» ансамблей. Структурные единицы развиваются в форме вертикальных колонок, включающих как клетки древних отделов мозга, расположенных в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Количественное увеличение ансамблей происходит главным образом путем перестройки старых отделов и использования освобождающихся нервных клеток, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всего структурного ансамбля.

Читайте также:  Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды относятся

Структурные ансамбли мозга человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции конечностей и тела, и многими другими, практически не различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей, ведающих у человека речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности. Выделяются у человека лобные доли, которые согласно сложившимся представлениям осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах, У человека рекордная для животного мира относительная площадь лобных долей мозга, достигающая 25%.

Отметим еще одно характерное обстоятельство. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозге программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Но наследуются не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Сказка Киплинга о маленьком Маугли, воспитанном волками и другими благородными животными джунглей, а затем, уже зрелым юношей, вновь вернувшемся в «человеческую стаю», — это только красивая сказка. Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.

В истории человечества немало примеров, показывающих, что не только отдельная личность, но и целые сообщества людей обязаны вести непрекращающуюся борьбу за овладение, сохранение и приумножение того, что выделяет людей из животного мира. Малейшее ослабление усилий или, что еще хуже, сознательное пробуждение в людях низменных начал в ущерб разуму с поразительной быстротой ведут к потере культурных завоеваний, к возрождению дикости и агрессивности даже в условиях технической развитости.

Источник

Оцените статью