Технологическая карта урока обществознания 8 класс»Человек,общество,природа.»
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности: проявляют интерес к новому материалу.
Основные понятия: экологический кризис, природа, общество, биосфера, ноосфера
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
УМК: учебник «Обществознание» для общеобразовательных организаций под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Городецкой. М, Просвещение», 2018, схемы к уроку, материал для работы в группах, мультимедийная презентация, ФГОС Контрольно- измерительные материалы Обществознание,8 класс.М. «Вако», 2016
Список использованных источников и литературы: поурочные разработки к учебникам. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Городецкой. М, Просвещение», 2018 ; интернет ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/abe31fb9-65cc-4f23-a0a1-679eb6fed196/?fullView=1, https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/chelovek-priroda-obschestvo-znachenie-8-klass.html, https://studfiles.net/preview/3846024/page:35/.
ИКТ : проектор, интерактивная доска, ПК
Тип урока: комбинированный урок
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Определяет готовность к уроку. Сосредотачивает внимание учащихся
Включаются в деловой ритм урока
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Положительная мотивация к изучению предметного материала
1.Объяснить, что «Человек –существо биосоциальное»?
2. Какие качества человека возникли в обществе?
3.Какова взаимосвязь между мышлением и речью?
4.Доказать, что самореализация человека возможна только в деятельности?
Задание 2. «ЧЕЛОВЕК — СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВОЕННОЕ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, НЕЖЕЛИ ПЧЕЛЫ И ВСЯКОГО РОДА СТАДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»
АРИСТОТЕЛЬ (384-322гг. до н.э.)
прочитайте высказывания, выделите главную мысль, согласны вы с этим мнением автора? На сегодняшнем уроке я предлагаю вам обсудить эту тему. Может быть в современном мире происходит и не так, ведь Аристотель жил 25 веков назад.
Отрывок из м/ф «Маугли» (человеческое поведение Маугли);
1. Знакомы ли вы с героем м/ф «Маугли»
2. Сюжет м/ф «Маугли» соответствует или не соответствует реальной жизни? В чем его несоответствие?
3. Можно ли назвать Киплинга фантастом или плохим обществоведом? Почему?
4.Ребята, мы ведь не обозначили тему сегодняшнего урока, попробуйте сформулировать тему самостоятельно, как бы вы назвали сегодняшний разговор?
(Человек и общество. Человек в обществе. Общество и роль человека в нем. Роль общества в жизни человека. Зависимость общества и человека)
5.Какая формулировка вам больше нравится, давайте выберем, пусть она будет темой нашего урока.
Зачем человеку общество? (записываем ответы учащихся на доске).
Задание 3 Прочитайте отрывок из книги английского писателя Р. Киплинга «Маугли» и ответьте на вопросы:
«Отец Волк учил Маугли ремеслу и говорил обо всем, что находится и что происходит в джунглях; наконец, каждый шелест в траве, каждое легкое дыхание жаркого ночного воздуха, каждое гуканье совы над его головой, легчайший скрип когтей летучей мыши, опустившейся на дерево, каждый плеск прыгающей в крошечных озерках рыбы, все для мальчика стало так же важно и понятно, как конторская работа для дельца.
Он вырастал, делался сильным, как это было бы с каждым, не сидящим за уроками мальчиком… ведь он был только мальчик, хотя, конечно, назвал бы себя волком, если бы умел говорить на каком-нибудь человеческом языке»
1 .Как вы думаете, мог ли Маугли научиться быть человеком, живя среди волков? Свой ответ объясните
2 .Перечислите условия, которые необходимы, чтобы родившийся человек научился быть человеком.
Выполняют задания, обсуждая поставленные вопросы
Умение работать в группе ( слушают товарищей, делают свои предположения, выражают свои мысли)
Прочитайте отрывок из рассказа американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день» и ответьте на вопрос.«В короткий промежуток между дождями дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки, но главное — опять и опять, жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и недвижное. Они на все смотрели и всем наслаждались. А потом, будто зверьки, вырвавшиеся из глубоких нор, снова неистово бегали кругом, бегали и кричали. Целый час бегали и никак не могли угомониться. И вдруг… редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».Вопрос классу: О чем этот отрывок? О чём мечтают дети, вывезенные на дождливую Венеру? (формулировка проблемы)
Почему человек должен научиться жить в обществе?
Выслушать ответы учеников, записать на доске, сформулировать
Регулятивная саморегуляция в ситуации затруднения
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
-Что такое общество? ( Работа с понятием, работа со словарем)
( -большая группа людей, объединившаяся для совместной деятельности, конкретный этап в историческом развитии народа, страны, человечество в целом).
-Прочтите определение и подчеркните в нем ключевые слова (4-6 слов)
Ученики пишут определение
Далее ученикам нужно поставить понятия в порядке возрастания (работа в парах). Записывают определение общество, природа .
Личностные: смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Познавательные: структурирование знаний
Регулятивные: целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Задание. Запишите в таблицу, что вам известно по этой теме в графу «Знаю», а вторую и третью колонки оставьте незаполненными до тех пор, пока не будет изучена новая тема.
Технология активного редуктивного чтения, критического мышления.
Класс делится на 4 группы. На выполнение задания-15 минут.
1 группа изучает раздел «Что такое природа?» п.2 стр. 13-14
Дополнительное задание : покажи на известных примерах влияние природы на хозяйственную деятельность людей.
2 группа — «Связь человека с природой» п.2,стр.15-16
Дополнительное задание: проанализируй, что в рассказе Р.Бредбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист.
3 группа – «Человек- венец природы?»п.2,стр.16-17
Дополнительное задание: заполни таблицу «Человек – венец природы»?
4 группа- «Вершина пирамиды или звено в цепи?».п.2,стр.17-18.
В каждой группе обучающиеся выполняют свои функции: одни- работают с терминами, понятиями, другие- с персоналиями,третьи- с хронологией.
Дополнительное задание: В чем разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознании» и «География»?
Обсуждение ответов групп. Выбирается лидер группы, который рассказывает содержание своего раздела другим одноклассникам .
Ученики заполняют таблицу .
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Учитель: Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» — поднимают руки вверх, «нет» — приседают, поставив руки на пояс (движения могут быть другими).
- первый месяц года – январь (да)
- первый месяц весны – апрель (нет)
- в году – 12 месяцев (да)
- в феврале – 30 дней (нет)
- новый год начинается 31 декабря (нет)
- четверть часа – это 15 минут (да)
- век – это срок в тысячу лет (нет)
- в сутках – 25 часов (нет)
- день больше, чем сутки (нет)
- часы — прибор для отсчета времени (да)
Ученики повторяют за учителем движения
Технология «Дебаты». Обсуждаем высказывание мудрых. «Природа — единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах» И.В.Гете(1749-1832), немецкий поэт, философ, ученый
Ученики ведут дебаты обсуждая высказывания И.В Гете.
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Заполните вторую и третью колонки в таблице, предложенную учащимся в начале урока.
1) Почему человек должен научиться в обществе?- ответ на проблему урока.
2). Оцени свою работу на уроке.
Ученики осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь.
Умение анализировать свою деятельность
Параграф 2.Вопросы и задания стр.18-19.
Начать работу над проектом « Экология — как проблема 21 века».
Записывают домашнее задание в дневники
Источник
Конспект по теме «Человек общество, природа»(8 класс)
Окружающий мир включает в себя природу и общество.
Под природой понимают:
1.Весь окружающий мир, всю материю, кроме субстанции духа(мысли)
2.Всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности
3.Биосфера, т. е. всё живое на планете
Природа и общество являются системами. В структуру общества входят его сферы: духовная, экономическая, политическая, социальная.
Как общество влияет на природу? Оно:
— изучает и использует природу;
— влияет на структуру окружающей среды(строит каналы, меняет направление рек, создаёт новые виды животных растений и т.п.);
— влияет на восстановление природы(восстанавливает леса, восстанавливает биоразнообразие и т.п.).
Природа, в свою очередь:
— дает средства к существованию;
— влияет на размещение производительных сил(у моря – моряки, в лесах – лесники и т.п.);
— влияет на развитие общества(чем суровее климат, тем больше мотивации развиваться);
— может уничтожать результаты человеческой деятельности.
В своё время Вернадский ввёл понятие ноосферы, т. е. область планеты, охваченной разумной деятельностью человека. Человек не наносит вреда природе по данной концепции. Также в наше время появляется всё больше обществ по защите природы(например, Гринпис).
Сам человек произошёл в процессе эволюции. Считать человека вершиной эволюции стали мы сами, поскольку у природы отсутствует мыслительная деятельность и целеполагание, потому она не могла целенаправленно вести эволюцию к созданию наиболее совершенного вида. Человек же не может, например, слышать ультразвуки, как летучие мыши или не стареть, как землеройки.
Источник