- Открытый урок по окружающему миру «Взаимосвязи между человеком и природой или Невидимые нити»
- Окружающий мир 2 класс 1 часть. Невидимые нити стр. 64 – 67
- 1) Вспомни, как связаны между собой неживая и живая природа
- 2) Про какие невидимые нити говорится в рассказе? Придумай название рассказа
- 3) С помощью рисунков проследите связи в природе. Расскажите о них. Подумайте, как человек может нарушить эти связи. К каким бедам это приведёт?
- 4) Предложите способ изображения связей с помощью моделей. Изготовьте 1-2 модели
- Пример модели «Невидимые нити в природе» для 2 класса:
- Домашнее задание
- 1) Приведи примеры связей в природе, между природой и человеком
- 2) Как по вине человека могут быть нарушены эти связи?
- Невидимые нити: связи в природе, между природой и человеком.
Открытый урок по окружающему миру «Взаимосвязи между человеком и природой или Невидимые нити»
Цель : Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД учащихся 1 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».
Планируемые результаты:
— учащиеся научатся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
— получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы;
— читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:
— формирование уважительного отношения к иному мнению;
— формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы.
Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:
— освоение знаний по теме « Невидимые нити».
Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы); формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
— формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
— формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
— формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
1.Самоопределение к деятельности.
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
— Что нового вы узнали на уроках окружающего мира?
— А как вы думаете, все ли сведения об окружающем мире вы узнали?
— Хотелось бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире?
— Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
— Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. Желаю вам сегодня на уроке узнать еще некоторые тайны окружающего мира!
2. Актуализация знаний.
1) актуализировать знания о видах животных.
— С чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)
–Вспомните, что было на предыдущем уроке. ( Мы говорили о том, что же такое -природа.)
— Давайте вспомним, а что же такое природа? (Природа, это все что нас окружает и не сделано руками человека)
— Ребята, я приготовила вам картинки, но кто-то их перепутал. Помогите мне, распределить их на предметы природы и предметы сделанные человеком. Я показываю картинку, если это относится к природе. Хлопаем в ладоши. Если сделано руками человека, то сидим тихо. (Картинки крепятся под табличками ПРИРОДА и СДЕЛАНО ЧЕЛОВЕКОМ).
— Молодцы, активно поработали. А теперь оцените себя.( Светофорчики)
3. Постановка проблемы.
1) определение темы и целей урока.
1. На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы.
— Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица? (Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами.) Проверим, верно ли вы ответили.
На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы.
— Что произошло бы в природе, если бы исчезли деревья? гусеницы? птицы?
-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. ( О том, как связаны растения и животные.)
На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».
-Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
-Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)
— Чему мы будем учиться на уроке?
— Будем учиться находить связи:
· между природой и человеком;
· научимся изображать изученные связи с помощью моделей.
4. Открытие нового знания.
Цель: 1) формирование знаний о невидимых нитях.
Чтение текста учителем.
— О каких невидимых нитях говорится в тексте? ( О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
— Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
-Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.
Человек вырубил кустарники. Исчезли птицы, которые гнездились в них. Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. Деревья высохли.
-Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
-Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)
5.Первичное закрепление
Цель: формирование умения определять связи в природе
— Какие существуют связи в природе? Вам сейчас это предстоит выяснить.
Мы будем с вами создавать модели связи, которая дана нам на карточке.
— О какой группе связей идет речь?
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.
Связь между различными животными.
— О какой группе связей идет речь?
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.
Связь между природой и человеком.
— О какой группе связей идет речь?
Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.
Связь между растениями и животными.
Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи. Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись?
Цель : 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) формирование навыка самооценки;
— Какие перед нами стояли учебные задачи? ( На экране по мере ответов учеников появляется слайд « Итог урока».)
-Справились мы с ними? (Узнали… , научились…)
ü узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ,
ü научились находить связи в природе, между природой и человеком,
ü научились изображать изученные связи с помощью моделей.
— Оцените свою работу на уроке. Светофорики.
— Мне хотелось бы предложить вам ответить на вопрос: Что может сделать человек для того, чтобы «невидимые нити» сохранить?
Источник
Окружающий мир 2 класс 1 часть. Невидимые нити стр. 64 – 67
Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, какие невидимые нити соединяют между собой всё в природе.
1) Вспомни, как связаны между собой неживая и живая природа
Живая природа не может существовать без неживой. Все живые организмы нуждаются в воздухе, солнечном тепле, воде, почве.
Но эти же организмы оказывают влияние на многие объекты неживой природы. Так отмирающие части растений со временем становятся почвой, плодородным перегноем.
2) Про какие невидимые нити говорится в рассказе? Придумай название рассказа
В рассказе говорится о невидимых, но реально существующих нитях, которые связали между собой деревья, кустарники, птиц и насекомых-вредителей.
Не стало кустарников — негде оказалось жить птицам. Улетели птицы — расплодились вредители. Распространились вредители — стали погибать деревья.
Это невидимые связи между объектами живой природы.
Для этого рассказа можно предложить другое название: «Незадачливый лесничий».
3) С помощью рисунков проследите связи в природе. Расскажите о них. Подумайте, как человек может нарушить эти связи. К каким бедам это приведёт?
Божьи коровки поедают тлю, которая питается соками растений. Если человек сократит популяцию божьих коровок, расплодится тля, и растения, нужные человеку, будут погибать.
Пчела опыляет цветок, и собирает мёд, который откладывает в улей. Если человек заберёт весь отложенный пчелой мёд, то насекомые погибнут от голода зимой. Значит, следующим летом некому будет опылять цветы, они не дадут плодов и тоже погибнут.
Синица ест гусениц, которые питаются листьями деревьев. Если люди уничтожат синиц, то некому станет поедать гусениц. Гусеницы расплодятся, начнут объедать листья деревьев, и может погибнуть целый сад.
4) Предложите способ изображения связей с помощью моделей. Изготовьте 1-2 модели
Модель связей в природе можно представить в виде схемы. На ней можно показать различные объекты, и отметить стрелочками связи между ними.
Пример модели «Невидимые нити в природе» для 2 класса:
Домашнее задание
1) Приведи примеры связей в природе, между природой и человеком
Например, солнце даёт растениям тепло и свет, который в листьях превращается в питательные вещества, взаимодействуя с углекислым газом.
Плоды растений используют в пищу различные животные и человек.
Другой пример. Рыбы живут в воде. Вода даёт ей место для обитания, а также снабжает кислородом для дыхания. Рыбу вылавливает человек и использует в пищу.
2) Как по вине человека могут быть нарушены эти связи?
Человек может загрязнить природу продуктами своей жизнедеятельности. Вода станет грязной, рыба погибнет, а человек уже не сможет её ловить и вкусно кушать.
Человек может сделать грязным воздух и почву, и тогда будут болеть и погибать растения, а люди лишатся их плодов.
Источник
Невидимые нити: связи в природе, между природой и человеком.
- Дом для животных
- Пища для животных
- Место укрытия
- Материал для жилища
- Уничтожают вредителей
- Распространяют семена
- Опыляют растения
— Что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей?
— Останется ли лес жить дальше или умрёт?
3. О каких невидимых нитях природы говорится в рассказе?
Прочитай вывод на стр. 67 учебника.
Что такое невидимые нити природы?
Невидимые нити – это связи, которые, есть в природе повсюду.
Источник