Человек природа поэзии есенина

Человек природа поэзии есенина

Аннотация
Статья посвящена изучению художественного мира Сергея Есенина. Исследуется особая взаимосвязь мира природного и человеческого в картине мира поэта. Особенность есенинской природы – своеобразный деревенский, крестьянский облик, разнообразие и многоликость, очеловеченность и живописность.

Abstract
Article is devoted to studying of the art world of Sergey Yesenin. The special interrelation of the world of the natural and human world of the poet in a picture is investigated. Feature of the esenin-sky nature – a peculiar rural, country shape, a variety and richness, an ochelovechennost and picturesqueness.

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеева Ю.Ю. Взаимосвязь человека и природы в художественной картине мира Сергея Есенина // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62141 (дата обращения: 18.08.2023).

В художественном мире многих писателей особое место уделяется связи человека с природой [1; 2; 3]. Наиболее ярко и своеобразно это отражено в картине мира известного русского поэта Сергея Есенина [4; 5].

Природа для С. Есенина не только «колыбель» и поэтическая «школа», но и душа его стихов, без которых они не могут существовать.

Природа – это источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти все есенинские стихотворения содержат описания картин природы. Вначале произведения идут пейзажные зарисовки, в которых природа «просто вытесняет человека», а потом следуют пейзажные зачины и природные образы в лирики поэта.

Природный мир С. Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы, а так же множество животных, от воробья до орла.

Все «небесные» пейзажи С. Есенина не кажутся однообразными, хотя они многократно повторяются, например, луна и месяц упоминаются в произведениях более 160 раз, небо и заря – 90 раз, а звезды – почти 80 раз. Но, несмотря на то, что некоторые слов употребляются поэтом довольно-таки часто, фантазия С.Есенина безгранична и неистощимая.

А «земные» пейзажи С. Есенина – это в основном среднерусская природа во всей ее неброской, скромной красоте: «буераки… пеньки… косогоры обпечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах » и кавказских стихах природа южная, экзотическая («розы, как светильники, горят»).

В есенинских пейзажах поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев (береза, тополь, клен, осина, рябина и др.), около 20 видов цветов (роза, яблоня, вишня), разные виды злаков и трав. Поэт не любит говорить вообще о растениях, безликих и абстрактных, – для него каждое дерево и цветок имеют свое обличие, свой характер. «Как метель, черемуха машет рукавом», у обвисших до земли берез клейкие сережки…

И все же главная особенность есенинской природы – не разнообразие и многоликость, не очеловеченность и в то же время живописность, а деревенский, крестьянский облик. С годами крестьянско-бытовая окраска пейзажей будет постепенно стираться, но деревенская остается навсегда.

Читайте также:  Федеральное агенство природных ресурсов

В отличие от других русских поэтов – Пушкина и Некрасова, Блока и Маяковского – у С. Есенина нет городских пейзажей, разве что упоминание о «городе вязевом» и «московских изогнутых улицах».

Не менее важная черта «мирозрения» С. Есенина – вселенский круговорот, всеобщая текучесть и взаимопревращение: одно переходит в другое, другое отражается в третьем, третье походит на четвертое… «Солнце, как кошка, С небесной вербы Лапкою золотою Трогает мои волоса» – космос уподобляется животному и растению и приобщается к человеку.

Так на древней мифологической основе С. Есенин творит свой собственный поэтический миф о космосе и природе, в котором «миф и вечность» близки как «родительский очаг», холмы напоены «неизреченностью животной», себя же поэт видит выразителем и защитником этой неизреченности. Для него в природе не было ничего низкого и безобразного. Кваканье лягушек казалось ему музыкой – «под музыку лягушек я растил себя поэтом». Крысы заслуживают того, чтобы их воспевали – «воспеть и прославить крыс». И хотелось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». В некоторых строках можно заметить нотки вызова и эпатажа, особенно в период «Москвы кабацкой», когда Сергей Есенин находился в состоянии идейного и духовного кризиса, пережил отчаяние и «грубость повесе». Тогда он кощунствовал, посылал «к черту чувства», предполагал жениться на овцах в хлеву.

По словам А.М. Горького, который читал и слушал «сердечные стихи», сказал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». Действительно, С. Есенин всегда искал и находил общность и отклик в мире природы: «Подымайте вы, лунные лапы, Мою грусть в небеса ведром»; «Оттого что тот старый клен Головой на меня похож».

Животный мир у поэта так же часть природы, живой, одушевленной, разумной, как и растения. Его звери не олицетворения человеческих пороков и добродетелей, как это наблюдалось у многих писателей. Животные – это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пес», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «прячутся совы с пугливыми криками» и т.д. По словам М. Горького С. Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой любовью пишет о животных». Это тем более верно, если говорить не обо всей русской литературе, в которой был и «Холстомер» Л. Н. Толстого, и «Каштанка» А.П. Чехова, и «Белый пудель» А.И. Куприна, а только о поэзии. В ней действительно описания зверей и птиц редки и беглы, являясь чаще всего лишь предлогом для философских раздумий, либо аналогий человеческой жизни. С самого начала своего творчества вместо традиционных параллелей создается образы животных, описывает их жизнь и становиться по существу зачинателем анималистического жанра в русской поэзии.

Читайте также:  Лаборатория природы козье молоко крем

Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы – свыше 30 наименований (журавли и лебеди, грачи и совы и т.д.), а наиболее распространены домашние животные – лошади, коровы, собаки. Корова, кормилица крестьянской семьи. Лошадь – работница в крестьянском хозяйстве и ассоциируется с образами неостановимого движения, уходящей молодости. Собака – сторож в доме, помощник в труде и друг человека.
С. Есенин относиться к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности — к каждой корове, лошади и собаке. Поэт говорил об этом следующее: «Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит». И в свою очередь поэт признательность быть поэтической условностью и превращается в живую лошадь: «Старый, добрый, заезженный Пегас, Мне ль нужна твоя мягкая рысь?»

Так С. Есенин открыл новую поэтическую «область», включив в границы поэзии все многообразие животного мира — не только давно использованных лебедей в литературе да журавлей, собак да коней, но всякую «живность», причем и в нарочито приземленной форме – кобели и суки, лошадки и кобылы. Объединив в своем художественном мире живую и неживую природу, поэт так определил природную окраску и сострадательную тональность своих стихов: «Звериных стихов моих грусть я кормил резедой и мятой».

  1. Атаманчук А.Е., Минашкина Д.М. Год литературы: итоги и перспективы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. С. 43-44.
  2. Ваховский С.С., Гаранин А.А. 120 лет со дня рождения С. Есенина // Инновационная наука. 2015. № 12-2. С. 160-161
  3. Кочнова К.А Образ природы в языковой картине мира писателя // Проблемы языковой картины мира на современном этапе. Выпуск 2. Н.Новгород, 2003. С. 46-47.
  4. Захаров А.Н. Художественно-философский мир Сергея Есенина: автореф. докт… филол. наук. М., 2002. 44 с.
  5. Куняев С. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака. М., 2001.
  6. Есенин С. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Художественная литература, 1966-1967.
  7. Зуев Н.Н. Поэзия С.Есенина. Философия мира и человека // Русская литература. XX в. М., 1995.
  8. Кочнова К.А. Природное время в языковой картине мира писателя: к проблеме исследования // Филология и литературоведение. 2015. № 2 (41). С. 3-7.
  9. Болдарева Е.О. Русская осень глазами поэтов // Инновационная наука. 2015. № 11-1. С. 227-229.
  10. Губашова Я.А., Щенникова Д.С. Человек и природа в художественном мире С.Есенина // Научный альманах. Тамбов, 2015. № 9. С. 1591-1594.
  11. Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа писателя: аспекты исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-1 (45). С.115-117.
  12. Шоркина Е.Ю. Проблема вариативности языковой картины мира // Филология и литературоведение. 2015. № 9. С. 44-47.
  13. Савина К.С. Языковая картина мира: аспекты изучения // Инновационная наука. 2015. № 11-1. С. 256-258.
  14. Забавина Т.С., Волкова Л.В. Языковая картина мира: к определению понятия // Инновационная наука. 2015. № 12-2. С. 166-167.
  15. Кулагина В.А. Русский менталитет: аспекты исследования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. С. 187-189.
  16. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2015. 145 с.
  17. Смирнова Д.С., Шолина А. Зоонимы в русской языковой картине мира // Инновационная наука. 2015. № 11. С. 259-261.
  18. Чанчина А.В. Метафорическая мотивация слов в русском языке // Проблемы языковой картины мира на современном этапе. Выпуск 2. Н.Новгород, 2003. С. 101-102.
Читайте также:  От кашля травы от природы

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Источник

Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА

С. А. Есенин – писатель, которого называли «певцом страны березового ситца», «певцом любви, грусти», он же поэт-философ, который не просто писал пустые слова, а кто вкладывал свою душу в каждый стих, в каждую строчку. Наверное, поэтому его стихи настолько пронизывают всю нашу сущность.

Есенин человек и природа

Его стихи – это произведения, в которых затрагивались темы любви, где описывается деревня, это замечательные пейзажные зарисовки. При этом все его работы неразделимо связаны с человеком и природой. Эта связь настолько сильная, что каждые природные проявления в стихах Есенина не оторваны от чувств человека. Вся его лирика, посвященная любви, переполнена описанием природы, с помощью которой автору удается лучше изобразить нам внутреннее состояние лирического героя. Так, например, когда неспокойно на душе, то и природа веет снежными ветрами в авторской работе «О снежные ветры».

Человек и природа в творчестве Есенина неотделимы. Автор пишет: «Как прекрасна Земля И на ней человек». Благодаря деревьям, ручьям, земле, Есенин изображает душевное состояние героя, где могут быть нотки грусти, например, как в стихе «Я помню, любимая», где используется образ цветущей липы, которая и напомнила герою о любимой. Здесь мы видим грусть расставания, но, в то же время, цветущая липа сглаживает данные чувства.

Человек и природа в лирике Есенина только дополняют друг друга. Так, с помощью природных картин автору удается создавать образ любимой девушки, где ключевым моментом есть береза. Это дерево и предстает пред нами в облике девушки. Например, в стихе «Зеленая прическа» автор с помощью природных штрихов вырисовывает девушку. При этом Есенин не просто так использует образ березы для создания портрета девушки. Этим мы видим связь мира природы и человека в лирике Есенина.

Природа и человек в поэзии Есенина часто переплетаются, человек и мир природы Есенина неотделимы, как неотделима природа и от его настроения. Есенин подчеркивает единство всего живого, он показывает нам, что нет чужой боли в мире. Вся его поэзия наполнена любовью к животным, людям, к земле, природе. Все его стихи прониклись душевностью, искренностью, добротой. Читая произведения Есенина, мы по-другому смотрим на окружающую нас действительность, видим красоту русской природы и учимся беречь свою страну.

Источник

Оцените статью