III. Профессия типа «человек—природа».
В настоящее время профессии типа «человек—природа» начинают занимать особое место. Они характеризуют отношение человека к природе, а природа — естественная основа человеческой жизни. В общении с природой человек развивает свои физические и психические силы и восстанавливает их. Природные богатства земли дают человеку тепло, одежду, пищу и являются основой экономики. Красота и полнота духовной жизни человека неотделима от красоты природы.
Профессии типа «человек—природа» можно представить в виде трех групп: 1) профессия природопользования; 2) профессия природоохранения; 3) профессия преобразования природы.
При описании профессий типа «человек—природа» мы выделяем в качестве главного профессионального интереса естественную систему (растительный и животный мир, природные богатства).
1. Природопользованиевключает десятки профессий, обеспечивающих снабжение людей всем многообразием потребляемых продуктов и материалов. Сюда относятся профессии: мастер животноводства по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, кроликов; боец скота; оператор птицефабрик и птицеферм; плодоовощевод; хлопковод, чаевод, пчеловод в т. д.
Современный сельскохозяйственный труд и перерабатывающая промышленность характеризуются высокоразвитым применением техники, тем не менее, главный успех обеспечивается правильной ориентацией а природной системе, пониманием ее особенностей.
Для успешного выполнения профессиональных функций человеку необходима физическая сила, выносливость, наблюдательность, устойчивость внимания. Полеводу, хлопководу, чаеводу, пчеловоду необходима еще и точность мелких движений, распределение внимания.
2. Профессии, связанные с охраной природы. В век прогресса, науки и техники, атомной энергетики и синтетических материалов вмешательство человека в жизнь природы может привести к гибели всего живого, изменить структуру воздушного и водного режимов планеты. Уже сейчас некоторые экологические изменения неблагоприятно влияют на здоровье людей. Разработка угольных месторождений ведет к нарушению ландшафта, использование гидроресурсов приводят к сокращению рыбных богатств, недостаточно разумное землепользование ухудшает плодородие почвы, вырубка леса изменяет климатические условия.
В этой связи особую значимость приобретают профессии, которые обеспечивают охрану окружающей среды. Лесник, садовод, инспектор рыбоохраны, ветфельдшер, рабочий зеленого строительства и зеленого хозяйства должны заботиться об увеличении природных богатств нашей Родины.
Основным предметом труда этой группы профессий является знание природной системы, интерес и любовь к ней. Чтобы получать удовлетворительные результаты, нужно с любовью вникать в законы развития окружающей нас среды.
Особенностью природной системы является ее большая изменчивость и неповторимость. Это определяет специфические требования к умственной деятельности работников, которые должны проявлять большую самостоятельность в поисковой деятельности. Труд подавляющего большинства работников этой группы профессий связан с получением конечного продукта через определенный срок, что предполагает необходимость дальней ориентации.
3. Группа профессий, связанных с преобразованием природы. Преобразование природы, приумножение ее богатств за счет правильного и рационального использования — важная задача общества.
В этой группе мы выделяем профессии лесовода, специалиста по выращиванию новых пород скота, зверовода, механизатора мелиоративных работ. Эти профессии, овладеть которыми может каждый человек, требуют эмоциональной устойчивости, наблюдательности, способности к поисковой деятельности.
Каждая из трех выделенных групп может быть расчленена на две подгруппы. Для одной подгруппы характерны достаточно комфортабельные условия труда, стабильное место работы. Профессии, включенные в эту подгруппу, однородны с точки зрения психофизиологических требований. Сюда относятся зерносушильщик, оператор по первичной переработке молока, лаборант химико-биологического анализа, рабочий тепличного хозяйства и др.
Для второй подгруппы характерна большая изменчивость внешних условии. Психофизиологические требования, предъявляемые к работникам этой подгруппы, несколько иные. Здесь требуется достаточная физическая выносливость, приспособление организма к изменчивости внешних условий, быстрая ориентация при меняющихся условиях внешней среды. К профессиям второй подгруппы относятся: мастер-животновод по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, оператор птицеферм, плодоовощевод, хлопковод, чаевод, пчеловод, лесник и садовод, рыбак, машинист-тракторист и др.
Источник
Профессии типа «человек — природа»
Специалисты, которые работают в направлении «человек-природа» изучают природные явления, растительный и животный мир. Предметом трудовой деятельности людей работающих в сфере «человек-природа» является живая и не живая природа. Будущие специалисты данного направления должны обладать хорошей наблюдательностью, терпимостью, выносливостью и быть готовыми работать в неблагоприятных или меняющихся условиях. О каких профессиях идет речь? Давайте более подробно с вами разбираться.
Кинолог
Содержание труда: воспитание, дрессировка и разведение собак. Дрессирует собак спасателей, поводырей, служебно-розыскных, домашних. Принимает участие в различных выставках, конкурсах и соревнованиях собак. Специалист должен любить животных, иметь терпение, уметь контролировать свои эмоции, быть смелым.
Школьные предметы: русский язык, математика, биология.
Обучение: профессию кинолога можно получить в сельскохозяйственных колледжах(после 9 класса), институтах и университетах.
Возможные места работы: полиция, МЧС, ФСБ, клубы собаководства, преподаватель в колледже.
Заработная плата: 18 — 37 тыс. руб. в России. 30 — 60 тыс. руб. в Москве.
Ветеринар
Содержание труда: специалист занимается лечением и профилактикой различных заболеваний. Проводит медицинские процедуры, в том числе и операции. Может организовывать и проводить дезинфекцию ферм и помещений для животных. Ведет контроль на санитарное качество продуктов животноводства. Делает ветеринарно — санитарную экспертизу, определяет доброкачественность продуктов, которые идут на продажу.
Школьные предметы: русский язык, математика, биология.
Обучение: профессии обучают как в высших, так и в средних специальных учебных заведениях. Ветеринарным врачом может быть специалист только с высшим ветеринарным образованием. Ветеринарному фельдшеру достаточно окончить техникум.
Возможные места работы: Ветеринарные клиники. Сельскохозяйственные предприятия.
Заработная плата: 25 — 100 тыс. руб. в России. 40 — 150 тыс. руб. в Москве.
Агроном
Содержание труда: создает новые сорта сельскохозяйственных культур, проводит сельскохозяйственные работы с учетом особенностей местности, погодных условий. Наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает им защиту и благоприятные условия для роста. Проводит научные исследования, управляет сельскохозяйственным производством и совершенствует его.
Школьные предметы: русский язык, математика, биология, химия.
Обучение: проходит после 11 класса в университетах.
Возможные места работы: совхозы, колхозы, фермерские хозяйства.
Заработная плата: 25 — 130 тыс. руб. в России. 45 — 70 тыс. руб. в Москве.
Эколог
Содержание труда: исследования в области окружающей среды. Специалист проводит экологическую экспертизу, участвует в природоохранных мероприятиях. Выявляет причины катаклизмов природы и старается снизить воздействие человеческого фактора на окружающую среду.
Школьные предметы: русский язык, математика, биология, география.
Обучение: возможно как после 9, так и после 11 класса. Профессию эколога можно получить в колледже, техникуме или университете.
Возможные места работы: Ростехнадзор, Росприроднадзор, Федеральная служба по гидрометеорологии, Министерство сельского хозяйства, Министерство лесного хозяйства и природных ресурсов, на промышленных предприятиях.
Заработная плата: 20 — 60 тыс. руб. в России. 30 — 100 тыс. руб. в Москве.
Технолог пищевой промышленности
Содержание труда: специалист данной профессии следит за последовательностью и качеством операций в процессе приготовления пищевой продукции. Технолог пищевой промышленности отвечает за качество производимого продукта на всех этапах: от поступления сырья до момента упаковки готовой продукции.
Школьные предметы: русский язык, математика, химия, физика.
Обучение: данную профессию можно получить после 11 класса в вузах пищевой специальности.
Возможные места работы: хлебопекарни, кондитерские фабрики, мясо-молочные комбинаты, заводы крепких алкогольных напитков.
Заработная плата: 30 — 120 тыс. руб. в России. 40 — 120 тыс. руб. в Москве.
Существуют и другие типы профессий:
Источник