Человек природа сегодня завтра

Конспект урока биологии «Человек и природа: сегодня и завтра.»
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Разработка урока, целью которого является ознакомление с основными экологическими проблемами нашей планеты, связанными с деятельностью человека; раскрытие роли биологических знаний в решении глобальных проблем современности. На уроке используется интерактивная доска.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconчеловек и природа: сегодня и завтра 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока биологии

«Человек и природа: сегодня и завтра»

Неснова Наталья Александровна

Тема урока: «Человек и природа: сегодня и завтра»

Цель: ознакомление с основными экологическими проблемами нашей планеты, связанными с деятельностью человека; раскрытие роли биологических знаний в решении глобальных проблем современности.

— показать, что биосфера — это глобальная экосистема Земли с присущими экосистеме параметрами и связями;

— показать зависимость всего живого от деятельности человека;

— раскрыть суть, причины и последствия основных экологических проблем;

— выявить основные пути решения этих проблем.

— развивать навыки работы в группе;

— развивать умение обобщать, анализировать и делать выводы;

— воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

предметные: ученик должен знать/понимать:

— структуру биосферы, как глобальной экосистемы Земли

— биологическую терминологию по данной теме

— меру ответственности за ту или иную деятельность, оказывающую влияние на биосферу

— причины и последствия основных экологических проблем

метапредметные: ученик должен уметь:

— объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

— анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

— находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в природной среде;

Методы: постановка проблем, беседа-диалог, мозговая атака, моделирование объекта.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемно-развивающее обучение, деятельностный подход, ИКТ, элементы межпредметной и внутрипредметной интеграции.

Читайте также:  Графические модели календарь природы

Тип урока: комбинированный: урок получения новых знаний, обобщения и повторения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации, сочинения 9-тиклассников, музыка, ватманы, цветная бумага, клей, маркеры, раздаточный информационный материал.

(учащиеся распределены на 4 группы)

I. Оргмомент, вывод темы урока и постановка проблемы:

Здравствуйте, ребята. У меня в руках сочинения наших 9-тиклассников. Послушаем отрывки из этих сочинений, о чем пишут их авторы?

Слайд1 «. человек и природа крепко связаны между собой. Человек рождается и развивается, взаимодействуя с природой, т.к. является ее неотъемлемой частью.

Раньше, в далекие времена, группы людей жили в непосредственной связи с природой. при этом оставаясь в гармонии с ней. Время шло вперед, и прогресс не заставлял себя ждать. Те блага, которые у нас есть сегодня, стоят много: экология значительно ухудшилась, уничтожены важнейшие виды животных, ресурсов природы становится все меньше и меньше. Мы потеряли единение с животным и растительным миром. «

«. Влияние человека на окружающий мир огромно. Чтобы улучшать условия своей жизни люди без жалости и сожаления тратят природные ресурсы Земли. Ради забавы и интереса истребляются и уничтожаются разные виды животных и растений. «

«. Вопрос о сохранении природы, ее судьба зависит от нас. Она имеет право на защиту и продолжение жизни, ведь когда-то именно природа дала жизнь человечеству. Сегодня мы видим ту природу, которое создало прошлое поколение, но завтра, мы увидим то, что создадим мы. История взаимоотношений природы и человека была и будет исчитываться веками, завтрашний день для нас неизвестен, но надо помнить и знать, что природа велика и человек не имеет право распоряжаться ею.»

Итак, о чем эти сочинения?, какова их тема?

Сформулируйте тему нашего урока.

Какие проблемы озвучивают авторы сочинений?

Верно. Слайд 3 Скажите, пожалуйста, какая из них самая серьезная?

-влияние человека на природу-

Один из ученых-экологов сказал, что мы не унаследовали Землю от своих родителей, а взяли ее взаймы у своих детей.

Как вы понимаете эту мысль?

Тогда какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?

Читайте также:  Системы газораспределительные сети газораспределения природного газа часть 0 общие положения

Слайд 4 Верно. т.о. мы должны выяснить, как нам нужно жить сегодня, чтобы получить шанс увидеть завтра.

Все мы обитатели планеты Земля, живая оболочка которой называется. как, ребята? (биосфера).

А кто создал учение о биосфере? (Вернадский)

В своем учении Вернадский определил, что биосфера — это глобальная экосистема.

Давайте вспомним, что же такое экосистема?

( ответы учащихся ) — Слайд 5

А как в биологии называют сообщество живых организмов?

А среду обитания данного сообщества?

Хорошо, ребята. Экосистема — это ведь очень широкое понятие, поэтому биологи и экологи также используют еще один более узкий термин для обозначения элементарной природной экосистемы. Как звучит этот термин?

А сейчас давайте покажем на схеме, какова же структура биогеоценоза и, следовательно, любой экосистемы, в том числе и биосферы.

( Слайд 6 1 учащийся на интерактивной доске восстанавливает схему, комментируя свои действия )

т.о. сделайте вывод об условиях существования и успешного функционирования природной экосистемы:

— наличие всех основных компонентов и тесной взаимосвязи между ними-

Запишите этот вывод — Слайд7

Слайд 8 + музыка : Человек, являясь частью живой природы, взаимодействует со всеми компонентами глобальной экосистемы и оказывает свое воздействие, причем чаще всего негативное.

Какие изменения в биосферы, произошедшие в результате человеческой деятельности, вы только что увидели?

Вы правы, и это только часть проблем. Сейчас вы поработаете в группах. У вас на столах есть материалы по основным экологическим проблемам, часть материалов вы нашли самостоятельно, у вас под руками интернет.

Ваша задача: в течение 2-3 минут найти и сформулировать суть и причины отдельных экологических проблем и записать их в таблицы, которые также лежат на ваших столах.

(работа в группах, заполнение таблиц) см приложение

Итак, завершаем работу. Сейчас представьте, пожалуйста, выводы, к которым вы пришли в изучении определенных экологических проблем.

Спасибо, есть дополнения? Запишите ваши выводы на доске.

— истончение озонового экрана

— загрязнение воды, воздуха, почвы

Эти проблемы характерны и для нашей республики, но об этом пойдет речь на следующем уроке. Запишите д/з — слайд 9

Читайте также:  Открытки доброй ночи мужчине природа

( Обращаясь к записям на доске ) Посмотрите, ребята, что сделал человек с природой!

А что же в мире нет никаких законов, регулирующих деятельность человека?

Но, как вы видите, несмотря на законы, на обилие международных организаций по охране природы, мы не решаем эти проблемы.

Представьте себе, что грядет страшная катастрофа, после которой спасение живых организмов просто невозможно. А вы все — ученые, которые знали, что это случится, и решили построить убежище для людей, чтобы потом возродить Землю.

Что вы возьмете с собой в это убежище и как вы его организуете, чтобы оно успешно функционировало. Для решения этого вопроса у вас на столах ватманы, цветная бумага, маркеры, клей. Время работы 3 минуты.

Спасибо, ребята. Как вы думаете, жизнеспособны ли ваши проекты?

Ребята, а ведь такой проект был на самом деле. Слайд 10 . В начале 90-х годов в американской пустыне Аризона был построен полностью автономный комплекс «Биосфера — 2». Комплекс оранжерей, полностью изолированных от окружающей среды, занял около 1.5 га. Туда поместили около 3000 видов животных и растений и 8 человек. Тропический лес, пустыня, саванна, океан с небольшим коралловым рифом и мангровыми зарослями и агроценоз, в котором колонисты выращивали продукты питания, а также жилой блок. Живых организмов подобрали так, чтобы осуществлялся круговорот веществ.

Но все закончилось провалом по тем же причинам. что и ваши проекты.

Вы только что опытным путем доказали, что связи в биосфере настолько сложны, что воспроизвести их искусственно невозможно. Поэтому, какие пути решения данных экологических проблем вы можете предложить?

Мы просто обязаны решить эти проблемы!

И чтобы наши дети наслаждались такими красотами, чтобы человек находился в гармонии с природой, давайте кратко сформулируем законы природы (Законы Барри Комонера). Первый я предлагаю сформулировать так:

3) Все должно куда-то деваться

И в заключении, позвольте мне напомнить слова, которые прозвучали в начале урока: «мы не унаследовали Землю от своих родителей, а взяли ее взаймы у своих детей.»

Источник

Оцените статью