Человек природа стихотворениях фета

Жизнь человека и мир природы в лирике Фета

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души, и трав неясный запах…
( «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…», 1887)
В этих строках названы 2 самые главные темы Фета: трудновыразимое сокровенное человеческое чувство и столь же неуловимое и столь же интимное переживание природы. Иногда невозможно определить, о чём стихотворение Фета. О природе? О любви? В гармоничном сочетании своём лирика Фета даёт и природу, и воспринимающую её душу. Поэт и Природа выступают как равновеликие творцы: «Ночь и я, мы оба дышим. « Здесь и ночь, и воспринимающий её человек на равных правах. Восприятие и воспринимающий едины.
В основе поэтики Фета – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы. Природа у Фета почти никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир в лирике Фета порою неразграничимы. Чувства лирического героя оказываются родственными исполненной глубокой духовности жизни природы, которая вносит в них красоту и гармонию и является источником счастья и сладкой боли.

В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
В этом стихотворении нет ни неба, ни земли – а есть дымка-невидимка, нет воздуха – есть движение цветущего сада. Из этой туманной неопределённости перехода вечера в ночь как бы выплывают конкретные детали: «Плачет старый камень, / В пруд роняя слёзы. « Последние строки-вопросы («И тебе не томно? / И тебе не больно?»), уводя вновь от конкретных картин, погружают нас в мир состояний и ощущений. Состояние лирического героя меняется от «грустно» и «томно» до «томно» и «больно». Вопросы, которые завершают строфы, порождают бесконечный ряд ассоциаций, погружают читателя в атмосферу сладостной, томительной неги. И невозможно разделить в этом произведении мир природы и мир человеческой души.

В стихотворении «Пчёлы» любовная, чувственная мука лирического героя смешивается с весенним томлением природы. Душа и природа настолько взаимопроницаемы, что поэт может даже сказать: «И никак я понять не умею, / На цветах ли, в ушах ли звенит». Любовные стихотворения Фета исполнены чувственности, но эта чувственность удивительно духовна, как духовна и гармонична у поэта вся природа. Любимое время года Фета – весна. Он любит в ней пробуждение жизненных сил, «лёгкое дыхание», бурно переживаемую радость бытия. Поэт переполнен этой радостью и буйством цветения жизни; брожение соков в пробуждающейся природе вызывает брожение в крови лирического героя, человек и природа сливаются воедино.

В стихотворении «Я жду. Соловьиное эхо. » каждое четверостишие начинается словами «Я жду. «, отделёнными от всей строфы паузой многоточия, и в каждом из них даётся новая, меняющаяся картина ожидания, в которой природа заполняет собой всё художественное пространство. Это делает возможным всю полноту переживания лирического героя свести к одной анафоре, звучащей, как заклинание.

В стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом. » удивительно соединены пробуждение природы, жажда жизни, в которой человек ощущается частью этой природы, чистота чувства и зарождение, вызревание поэзии, рождение песни из хаотических пульсаций природного ритма.

Творчество Фета – это новый этап в развитии русской романтической поэзии. В его стихах психологически точно переданы ощущения, настроения, оттенки душевных движений, которые знакомы и понятны читателю.

Читайте также:  Дайте характеристику исчерпаемым природным ресурсам

Стихотворения А.А.Фета, которые следует перечитать, повторяя тему
«Жизнь человека и мир природы в лирике А.А.Фета»

Я жду. Соловьиное эхо
Несётся с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.

Я жду. Тёмно-синее небо
И в мелких, и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.

Я жду. Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад.
Прости, золотая, прости!

Я пришёл к тебе с приветом,[1]
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени.
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу.
С каждым шагом не легче на воле.
Сердце пышет всё боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь. Черёмуха спит.
Ах, опять эти пчёлы над нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.

В дымке-невидимке[3]
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнёт, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?

Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слёзы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?

Как беден наш язык! – Хочу и не могу, –[4]
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною,
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову мастистую мудрец
Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души, и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орёл,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Ночь и я, мы оба дышим,
Цветом липы воздух пьян,
И, безмолвные, мы слышим,
Что, струей своей колышим,
Напевает нам фонтан.

– Я, и кровь, и мысль, и тело –
Мы послушные рабы:
До известного предела
Все возносимся мы смело
Под давлением судьбы.

Мысль несётся, сердце бьётся,
Мгле мерцаньем не помочь;
К сердцу кровь опять вернётся,
В водоём мой луч прольётся,
И заря потушит ночь.

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает —
О чем — неясно ей самой, —
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
1854

Источник: Фет А.А. Стихотворения. — М.: Художественная литература, 1970, с. 65; 95; 183; 351; 452; 523.

Читайте также:  Отделка декоративным природным камнем

1. «Я пришел к тебе с приветом. » – появившееся в июле 1843 г. в «Отечественных записках», это стихотворение принесло Фету громкую славу. Молодой поэт с «чарующим лиризмом» (В. Боткин) заявил о себе, о том, с чем он пришел в поэзию, что хочет рассказать. Когда готовилось издание 1856 г., Фет, по настоянию Тургенева, исключил из стихотворения две последние строфы, но позднее стал печатать его полностью. (вернуться)

2. Пчёлы – об этом стихотворении критик А. В. Дружинин писал: «Смело можно сказать, что на русском языке еще не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности, смутных душевных порывов, не поддающихся даже тени анализа прозаического!» Он считал «Пчел» одним «из самых фетовских во всем собрании» стихотворений. (вернуться)

3. «В дымке-невидимке. » – хотя первоначальный вариант стихотворения исправлен по указанию Л. Н. Толстого, общее впечатление от произведения у него было очень хорошим: «Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно».
На слова стихотворения написан известный романс С. И. Танеева. (вернуться)

4. «Как беден наш язык! — Хочу и не могу. » – многие поэты писали о невозможности выразить всю полноту чувств обычным словом. Фета на протяжении всей его жизни волновала эта тема. Еще в раннем стихотворении «Как мошки зарею. » он называет поэтическое слово «крылатым звуком», и в позднем творчестве поэт вновь возвращается к образу «крылатого звука».
Юпитера орел — в древнеримской мифологии — орел, несущий в когтях молнии, — обычный спутник верховного божества Юпитера-громовержца. (вернуться)

5. Первый ландыш – превосходный знаток природы, описания которой обычно весьма конкретны, Фет, словно нарочно, избегает «портрета» цветка. В данном случае для него важнее выразить человеческое состояние — ощущение юности. (вернуться)

Источник

Природа и человек в творчестве А. А. Фета

К образам природы А. А. Фет обращался многократно па протяжении своего творческого пути. Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. В этих стихах «жизнь души» обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через «магический кристалл» человеческого восприятия.
Знаменитое стихотворение «Я пришел к тебе с приветом. » — страстный, произнесенный на одном дыхании монолог — позволяет не только увидеть все оттенки летнего утреннего пейзажа, по и составить представление о душевных свойствах рассказчика — о богатстве ого эмоциональной жизни, живости восприятие, способности увидеть и выразить красоту мира.
В другом известном стихотворении «Шепот, робкое дыханье. » состояние человека развивается параллельно состоянию природы:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
В стихотворении нет НИ одного глагола, и все-таки оно наполнено движением. Отрывочные образы (жизнь сердца, жизнь природы) складываются, как стеклышки мозаики, в единую картину:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Фет не описывает целостную картину, а даст несколько точных мазков, с тем чтобы «смешение красок» в единый «тон» произошло в воображении читателя.
Многие произведения Фета посвящены теме весны («Уж верба вся пушистая. », «Еще весна, — как будто неземной. », «Что за вечер! А ручей. », «Еще весны душистой нега. » и другие). В них, как и всегда у поэта, образы природы сопоставлены с переживаниями, психологическим настроем человека. Весна вызывает душевный подъем, состояние восторженности, влюбленности в жизнь, поэтому лирический герой стремится «остановить мгновенье», выразить невыразимое, поделиться с миром своими «живыми снами»:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
В монологе рассказчика нет ни одного глагола — излюбленный прием Фета, но здесь также нет ни одного определяющего слова, кроме местоименного прилагательного «это» («эти», «этот»), повторенного восемнадцать раз! Отказываясь от эпитетов, автор словно признается в бессилии слов.
Лирический сюжет этого короткого стихотворения основан на движении глаз рассказчика от небесного свода — к земле, от природы — к жилищу человека. Сначала мы видим синеву неба и птичьи стаи, затем звучащую и цветущую весеннюю землю — ивы и березы, покрытые нежной листвой («Этот пух — не лист. »), горы и долы. Наконец, звучат слова о человеке («. вздох ночной селенья»). В последних строках взгляд лирического героя обращен внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»).
Для человека весна связана с мечтой о любви. В эту пору в нем пробуждаются творческие силы, позволяющие «парить» над природой, сознавать и ощущать единство всего сущего:
Эти зори без затменья.
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все — весна.
В поэтическом мире Фета важны не только зрительные образы, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные. В стихотворении «Это утро, радость эта. » рассказчик слышит «говор вод», крик и заливистое пение птиц («дробь» и «трели», «зык» и «свист»), жужжание пчел и мошкары. Особое внимание к «музыке мира» можно обнаружить в большинстве произведений поэта. Фет вообще один из самых «музыкальных» русских поэтов. Поэт насыщает свои произведения гармоничными звуками, мелодичными интонациями. Автор искусно использует звукоподражание — так, множество свистящих и шипящих звуков в последних строках второй строфы («Эти мошки, эти пчелы, / Этот зык и свист. ») позволяет не только представить, но и в какой-то мере «услышать» живую музыку лугов, а предпоследняя строка стихотворения («Эта дробь и эти трели. »), благодаря скоплению звуков «др», «тр» как бы воспроизводит звучание птичьих стай.
Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений.

Читайте также:  Зона охраны памятника природы

10536 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник

Оцените статью