Человек природа творчестве есенина

Бог, природа, человек в поэзии Есенина. Темы творчества Есенина

«Певец и глашатай деревянной Руси» — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина — судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его «малиновая Русь». Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Бог, природа, человек в поэзии Есенина

Все темы творчества Есенина, в частности тема любви к Родине и любви к природе, настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, «родившееся с песнями в травном одеяле», считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц «с алым соком ягоды на коже», «со снопом волос овсяных». Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений («зацелую допьяна, изомну, как цвет»). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией («наша жизнь — простыня да кровать»). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал «Персидские мотивы», где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи «палаты — межы зыбистых полей». Он осознает быстрое увяданье жизни («все пройдет, как с белых яблонь дым»), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема «Бог, природа, человек в поэзии Есенина».

Бог

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы («схимник-ветер. целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу», «дня закатного жертва искупила весь грех»).

Читайте также:  Антидепрессант природный антидепрессант зверобой

Темы поэзии Есенина

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.

Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в Октябрьскую революцию и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, «град Инонию, где живет божество живых». Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя «смиренным иноком», молящимся на копны и стада.

Человек

Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни («каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь покинет дом»). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу «молодость — зрелость» («Отговорила роща золотая. «). Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого («я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть»). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде «Бог — природа — человек». В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.

Темы творчества Есенина

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем («я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья»). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Тема природы в поэзии Есенина

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Стихотворение Есенина «Береза»

Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих «Береза». Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина «Береза» очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.

стихотворение есенина береза [

Общее настроение лирики

Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть «по гречневым просторам», а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем «все так же будет жить, плясать и плакать у забора». Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: «Грустная песня, ты — русская боль».

Особенности поэзии Есенина

Особенности поэзии Есенина

Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.

Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие художественные образы в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами («вечер черные брови насопил», «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», «галочья стая на крыше служит вечерню звезде»).

Читайте также:  Зоопарк натухаевский парк живой природы додо

Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.

Благодаря таким особенностям художественного мира поэта «деревянной Руси» его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики «Бог — природа — человек» в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: «Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек. «

Источник

Тема — Человек и природа в творчестве С.А. Есенина

Одним из самых ярких поэтов прошлого века был С.А. Есенин. Он написал множество очень самобытных произведений. В основе художественного метода Есенина — полное и органичное слияние внутреннего переживания с природой. Его пейзаж как будто живой — в картине природы, поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Когда он описывает человека, он одновременно показывает свое родство души с тем, о ком пишет, родство всех в мире между собой и с природой.

Герои его стихотворений – простые люди, со своими проблемами, чувствами, удивительными, присущими только им чертами характера. Они всегда в чем-то схожи с ним самим – неординарные, яркие, с непростым характером, любящие жизнь и ее простые радости, сильно переживающие по-поводу всего на свете. Про таких говорят, что для них и печаль сильнее, чем у всех, но и солнце для них, сияет ярче.

Если Есенин описывает природу – то делает это простыми, понятными и близкими каждому словами. Читая его произведения, в них каждый находит что-то, что созвучно именно ему.

Творение природы

Диалог лирического героя с природой — постоянен. «Человек — это творение природы, неповторимый цветок живой жизни». В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать так просто и в то же время так загадочно и точно. …я думаю: Как прекрасна, Земля И на ней человек…

Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству. Нельзя любить землю вообще или человека — вообще. Это чуждо истинному искусству.

Из фольклора поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому дару. В поэзии Есенина существуют свои поэтические символы. Один из наиболее распространенных символов — образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх — небо, низ — подземное царство, середина — земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина в стихотворении «Ветры, ветры» через уподобление себя дереву: …Я хотел бы стоять, как дерево,

Беззащитная песчинка

При дороге на одной ноге. Я хотел бы под конские храпы Обниматься с соседним кустом…

Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное. Но, даже считая человека «песчинкой», он писал о каждом живущем тогда и словно о тех, кто будет жить в будущем. Его стихи о людях, проникнуты огромным уважением ко всем людям в целом и к каждому в отдельности. В стихотворении – «Кузнец». С.А. Есенин как бы обобщает всех людей в одном образе – смелого, мужественного работяги кузнеца. Он словно образ – деревенских мужиков его времени и вообще образ человека, к которому должен стремится каждый, в любую эпоху.

Читайте также:  Природно климатические условия экономика

…Взор отважный и суровый Блещет радугой огней, Словно взмах орла, готовый Унестись за даль морей…

Есенин словно дает напутствие грядущим поколениям, сквозь правильный образ, человека – трудолюбивого, смелого, доброго, занимающегося своим делом на благо других и знающего, что это – хорошо.

… Закали свои порывы, Преврати порывы в сталь И лети мечтой игривой Ты в заоблачную даль…

Женские образы у Есенина мягче, возвышеннее, но они тоже – пронзительно просты и красивы. Образ матери – объединяет и символизирует всех матерей в мире, волнующихся о своих детях, а также, их безграничную любовь к ним, и вечное уважение и привязанность детей к своим родителям.

…Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не xоди так часто на дорогу В старомодном ветxом шушуне…

Галантен и внимателен

Описывая девушек и женщин, Есенин всегда был словно галантен и внимателен, он с большим уважением относился к женщинам и пишет о них словно с осторожностью, показывая, как хрупки эти создания, как хрупки чувства, которые они вызывают, которыми чувствуют.

…Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Здесь и робость и удивление и преклонение. Женщина может быть самой обычной, но в любой из них – стать, древняя моральная сила, красота и способность бесповоротно увлекать.

В его поэзии образ красивой женщины сплелся с природой, она, словно сама природа.

Природа в стихотворениях

Природа, в его стихотворениях – красива, наполнена духовным смыслом и любовью, она живая, она одушевленная.

… За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый — месяц Гуляет в голубой траве…

В стихотворении «Гой, ты Русь моя родная» особенно заметна связь природы, человека и самой безграничной любви поэта к Родине.

… Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех…

…Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Есенина недаром зовут народным поэтом, «певцом Руси». Он всю свою недолгую, но яркую жизнь, был предан Родине, природе, людям. Его самобытный язык, которым он воспевал все то, что ему было так дорого, до

сих пор никто не может повторить или хотя бы точно скопировать. Его безграничная привязанность ко всему живому и желание во чтобы то ни стало жить и показывать через свои произведения – красоту мира, позволяет теперь нам всем, живущим спустя много лет – задумываться, восхищаться, замирать от красоты чувств и описаний, становится лучше, мудрее, о чем-то задумываться. Он был своего рода пророком, который пытался донести до всех единственную мысль: жизнь – это прекрасно, все в ней прекрасно и природа и человек и отношения между ними и стоит это беречь и любить, потому, что это и есть истинное богатство.

Источник

Оцените статью