Человек создан счастья птица полета автор

Человек рожден для счастья, как птица для полета

Цитата из очерка «Парадокс» (1894 г.) русского писателя Короленко Владимира Галактионовича (1853 – 1921). Слова «Человек рожден для счастья, как птица для полета» написал ногой человек, безрукий от рождения (глава III):

«И мы оба вышли с тем же чувством содрогания, с каким, исполняя приказ, входили в темную комнату. Маленькие и смущенные, мы остановились против тележки, под взглядом странного существа, смеявшимся нам навстречу. Мне казалось, что он сделает над нами что-то такое, от чего нам будет после стыдно всю жизнь, стыдно в гораздо большей степени, чем в ту минуту, когда мы слезали с забора под насмешливым взглядом Павла. Может быть, он расскажет. но что же? Что-нибудь такое, что я сделаю в будущем, и все будут смотреть на меня с таким же содроганием, как несколько минут назад при виде его уродливой наготы. Глаза мои застилались слезами, и, точно сквозь туман, мне казалось, что лицо странного человека в тележке меняется, что он смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становится все мягче и все страннее. Потом он быстро заскрипел пером, и его нога протянулась ко мне с белым листком, на котором чернела ровная, красивая строчка. Я взял листок и беспомощно оглянулся кругом.

— Прочитай, — сказал, улыбаясь, отец.

Я взглянул на отца, потом на мать, на лице которой виднелось несколько тревожное участие, и механически произнес следующую фразу:

— «Человек создан для счастья, как птица для полета». «

Эти слова иногда ошибочно приписывается писателю Максиму Горькому.

Читайте также:  Все звуки действие птицы

Источник

Откуда фраза «человек рожден для счастья, как птица для полета»?

Человек рожден для счастья, как птица для полета — оптимистический взгляд на природу, возможности, судьбу человека, характерный для эпохи социализма в России. Авторство выражения приписывалось знаменитому русскому и советскому писателю Алексею Максимовичу Горькому, видимо, вдогонку его же «Человеку, звучащему гордо»

Однако происхождением фразеологизм обязан библейской Книге Иова, который утверждает прямо противоположное

«Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?
Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность.
Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его.
Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника.
Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его.
Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда;

Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу,
Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа,
дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей;
униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение.
Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия.
Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:
днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью.
Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного.
И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои.
Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай» (5, 1-17)

В очерке «Парадокс» В. Г. Короленко его переиначил:

«А теперь, — сказал он, насмешливо поворачивая голову, — кому угодно получить афоризм. Поучительный афоризм, уважаемые господа, от человека, знающего настоящее, прошедшее и будущее» Урод сидел в своей тележке, держа гусиное перо в приподнятой правой ноге, как человек, ожидающий вдохновения… Потом он быстро заскрипел пером, и его нога протянулась ко мне с белым листком, на котором чернела ровная, красивая строчка. Я взял листок и беспомощно оглянулся кругом. — Прочитай, — сказал, улыбаясь, отец. Я взглянул на отца, потом на мать, на лице которой виднелось несколько тревожное участие, и механически произнес следующую фразу: —

Вслед за Короленко афоризм повторил в своем единственном романе «Жизнь Арсеньева» (1930) И. А. Бунин, почему-то обозначив его польской пословицей:

«Было очень странно войти в двинувшийся вагон, наспех обняв брата в последний раз, — войти и сказать себе: ну, вот, опять свободен, как птица! Был темный зимний вечер без снега, вагон гремел в сухом воздухе. Я устроился со своим чемоданчиком в углу возле двери, сидел и вспоминал, как любил повторять при ней польскую пословицу: — и упорно смотрел в черное окно гремящего вагона, чтобы никто не видел моих слез»

Применение выражения в литературе

«Цупа пригладил рыжие вихры и произнес голосом уже не пионера, а пионервожатого: ― Как сказал Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Но разве трусы, боящиеся наших советских врачей, могут летать? Таких трусов беспощадно заклеймил Горький: «Рожденный ползать ― летать не может». Трусость ужей не к лицу нам, продолжателям дела молодогвардейцев» (Евгений Евтушенко «Волчий паспорт»)
«Будь я на десять лет моложе, я бы восторженно улыбался; по, родившийся в 1891 году, рядовой представитель русской дореволюционной интеллигенции, с детства запомнивший слова Короленко о том, что человек создан для счастья, как птица для полета, я часто мучительно гадал, какой будет жизнь человека в этом городе будущего» (И. Г. Эренбург «Люди, годы, жизнь»)
«Пора, в самом деле, громко сказать, что человек создан для счастья, как птица для полета, ― крикнул он громовым голосом, с удовольствием замечая, что его слушают три хорошенькие барышни за соседним столом» (М. П. Арцыбашев «Старая история»)

Читайте также:  Каких птиц держали дома

Источник

Владимир Короленко

Владимир Короленко

«Человек создан для счастья, как птица для полета», – утверждал писатель, журналист и общественный деятель Владимир Галактионович Короленко.

Творческий путь

Автор появился на свет 15 июля 1853 года в Житомире в семье мелкого чиновника. Окончив гимназию, юноша поступил в Санкт-Петербургский Технологический институт, но материальные трудности заставили его отложить обучение. После переезда в Москву Короленко подал документы в столичную Петровскую Сельскохозяйственную Академию. Будущего писателя всегда привлекали социалистические идеи. Деятельный, импульсивный характер и аналитический ум побуждали его к поиску истины. В1876 году за организацию народнического студенческого кружка молодого человека первый раз арестовали и отправили в ссылку. С тех пор ярлык «политически неблагонадежен» постоянно преследовал автора. Короленко находился в ссылке в Кронштадте, в городе Глазов Вятской губернии и даже в Сибири. За годы, проведенные в заточении, мужчина встречал разных людей, слышал множество историй. Политический ссыльный всегда помогал крестьянам. Он давал частные уроки, организовывал литературные кружки. Публицистические выступления автора отличались злободневным вопросам и привлекали общественное внимание. В 1885 году Владимира Галактионовича перевели в Нижний Новгород, где он прожил десять лет, женился и создал множество замечательных произведений.

Известные работы

  • «Сон Макара»;
  • «В дурном обществе»;
  • «Дети подземелья»;
  • «Слепой музыкант»;
  • «Марусина заимка»;
  • «Без языка».

Последние годы жизни писатель провел в Полтаве. Философская книга, в которой гуманист размышлял о жизненном пути человека «История моего современника», так и не была окончена. Владимир Короленко заболел воспалением легких и умер 25 декабря 1921 года.

Источник

Оцените статью