Основные отличия человека от животного
Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы.
Только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2) Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
· моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
· обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
· выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы..
3)Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек творит «вторую природу» — культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4)Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5)Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)
Бытие — философская категория, обозначающая существование, реальность.
· Бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком т. е. естественная и «вторая природа» — очеловеченная
Индивидуальный аспект бытия человека — Жизнь человека от рождения до смерти
Личностный аспект бытия человека — Включенность человека в культуру
· Бытие духовное: внутренний мир самого человека, его сознание, плоды его духовной деятельности
· Социальное бытие: бытие человека в природе, истории, обществе
В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.
Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный. аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее, считается, что индивидуальное бытие — основание для бытия личности.
Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.
Потребности и интересы человека
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Виды потребностей человека
1) Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
2) Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
3) Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация, разработанная американским психологом А. Маслоу
В системе выделяется семь основных уровней:
I. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
II. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
III. Потребность в принадлежности и любви.
IV. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
V. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
VI. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
VII. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
— по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
— по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
Потребности человека в массовой информации и его интересы
В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации.
Потребность в информации:
v выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обеспечении практически всех видов человеческой деятельности
v предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации.
Потребность в информации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущность человеческого сознания.
Информация обеспечивает процесс мышления, который имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным.
Для любого социального субъекта (личности, группы, общества в целом) существует необходимость в получении информации
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Рекомендуем для прочтения:
Методы и приемы обучения Методы, средства и формы теоретического и практического обучения.
Средства и методы спортивной тренировки Средство — это конкретное содержание действия спортсмена, а метод — это способ действий, путь их применения.
Схема пневмопривода тормозной системы автомобилей КАМАЗ моделей 55111, 65115, работающих с прицепом 1 — водоотделитель; 2 — компрессор; 3 — охладитель; 4 — четырехконтурный защитный клапан; 5 — автоматический регулятор тормозных.
Устройство светового микроскопа Микроскоп (от греч. mikros — малый и skopeo — смотрю) — оптический прибор для получения увеличенного изображения мелких объектов и их.
Способы изложения правовых норм Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти), то при анализе мы не всегда обнаружим все.
Источник
Основные отличия человека от животного
Статус —социальное положение человека в обществе.
Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
Социальная роль — образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Различные классификации социальных ролей.
Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.
Несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Биологическая природа человека -это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек – биологическое существо.
Человек – существо социальное
· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
· — моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
· — обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
· — выражает ценностное отношение к действительности.
· Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Источник