Различия людей и животных: интеллект, физиология и психология
Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.
Различия мышления людей и животных
Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:
- Творческая и сознательная деятельность. Человек сам определяет рамки поведения, руководствуясь социальными нормами и стандартами, а также выбирает стратегию своей деятельности в обществе. Он обладает способностью планирования и прогнозирования, на это не способно ни одно другое живое существо, обитающее на Земле. Все действия животных обусловлены инстинктами, и они не отделяют себя от природы.
- Преобразование окружающего мира. Животные приспосабливаются к тому, что их окружает, формируя поведение, исходя из обстоятельств. Человек сам производит материальные и духовные ценности, культуру, а также окружающую действительность.
- Постоянный рост потребностей. В отличие от животных, люди нуждаются в духовном и культурном саморазвитии после удовлетворения базовых физиологических потребностей. Спрос на блага постоянно увеличивается, тогда как другим млекопитающим достаточно инстинктивного удовлетворения потребностей.
- Мышление. Рассуждения и умозаключения – черта людей, но не животных. Животные не способны на столь сложную умственную деятельность, хотя у некоторых обезьян коммуникативные возможности присутствуют.
Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).
Физиологические отличия
На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.
Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.
Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.
Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.
Психологические и эмоциональные особенности
Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.
Важно! Человек, в отличие от животных, способен выбирать – размножаться или нет. Потребность в продолжении рода появляется далеко не у всех людей.
Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.
Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.
Источник
Различия в научении животного и человека.
Большая часть исследований научения проведены на животных. Но поверьте, что когда некоторые безапелляционно заявляют, что, поскольку закономерности научения изучались на животных, они не применимы к человеку, то они не правы.
Отметим, что Павлов, Скиннер, Толмен, Халл изучали не собачьи, крысиные и куриные законы, а общие законы научения, которые актуальны для любых живых существ.
Но всегда стоит помнить, что человек – существо социальное, поэтому для применения закономерностей научения к человеку требуется установить, чем же отличается научение человека и животного.
Прежде всего ключевыми являются различия в характере подкреплений. У человека подкрепления приобретают чаще всего социально-эмоциональный характер, что обуславливается наличием фундаментальных социальных потребностей, которые удовлетворяются в межличностном или социальном взаимодействии.
Так подкрепление успехом в достижении цели или повышение престижа неведомы животному. Также, в отличие от животного, человек, благодаря наличию самосознания и Я-концепции, обладает способностью самоподкрепления , которое проявляется как подкрепление потребностью в самоуважении.
Любое поведение, соответствующее чертам Я-концепции, поощряется чувством внутреннего удовлетворения, а отклонение от них вызывает чувство вины, а в некоторых случаях угрызения совести, стыд или раскаяние. Поэтому для человека Я-концепция является мощным фактором научения.
Именно поэтому педагог или родитель должен стремиться к единству обучения и воспитания, способствуя формированию адекватной системы ценностей ребенка.
Стоит помнить, что любые человеческие ценности, вовлеченные в социальный процесс, сами по себе вызывают способность к самоподкреплению .
Фактор самоподкрепления действует и у животных, но он не достигает такой интенсивности как у человека, поскольку животное больше зависит от среды. В то же время, любая эффективно выполненная функция имеет в себе встроенный механизм самоподкрепления.
Например, животному как и человеку приятен акт дефекации, а успешное выполнение репродуктивной функции природой награждается сильнейшим наслаждением — оргазмом. Не являются исключением и психические функциональные системы, когда успешное выполнение каких-либо функций само по себе приводит к удовольствию.
Каждый наверное испытал удовольствие от успешно решенной головоломки или точного попадания мячом в цель. Такого рода подкрепления свидетельствуют о переходе любой системы от состояния менее благополучного к состоянию более благополучному. В то же время так называемые естественные потребности человека обладают самодвижением: удовольствие от еды подкрепляет пищевое поведение, усиливая его.
Если пищевое поведение будет подкрепляться отрицательно, то оно будет подавлено и возникнет болезнь анорексия. То же можно сказать и о половом влечении, которое исчезает и превращается в отвращение при отрицательном подкреплении полового поведения.
В то же время коренное отличие научения у человека и животного прежде всего состоит в характере переживаний. Если переживания животного и его аффективные реакции вплетены в конкретную ситуацию, и оно получает подкрепление именно в конкретной ситуации, то человек, благодаря наличию второй сигнальной системы, обладает воображением, которое независимо от реальности может воспроизводить ситуации, имеющие эмоциогенное значение, и тем поддерживать мощную систему самоподкрепдения .
Поэтому самоподкрепление становится фактором, определяющим становление новых психических структур в человеке, и вызывающих к жизни поведения, которые могут быть не связаны с конкретной социальной и природной ситуацией. Именно воображение и патогенное оперирование образами может вызвать деформации личности, проявление дурных привычек вплоть до патологий.
Вывод — наше воображение подкрепляет то, что мы переживаем в воспоминаниях, снах и мечтах. Не зря Булгаков вложил в уста своему персонажу следующие слова — «Будьте осторожны со своими желаниями — они имеют свойство сбываться».
Источник