Мир природы в лирике Н. Заболоцкого
Н. Заболоцкий писал свои стихи в то время, когда человек активно вмешивался в законы природы, считал себя её повелителем. Современникам поэта казалось, что для человеческого разума нет ничего невозможного. Грандиозные научные открытия позволили человеку по-другому посмотреть на мир. Все эти процессы отразились в лирике Н. Заболоцкого. На протяжении всего творчества природа остаётся главной в его поэзии. В ранний период поэта волновали метаморфозы, бесконечные изменения и превращения, происходящие в природе. В ряде стихотворений («Лицо коня», «В жилищах наших», «Прогулка») он обращается к философским проблемам окружающего мира.
Жизнь людей, живущих «умно и некрасиво», противопоставлена нераскрытой мудрости природы. В мире природы нет разобщения, поэтому деревья могут превращаться в людей, а люди в деревья. Эти чудеса говорят о единстве всего живого.
В стихотворении «Лицо коня» очеловечен облик коня. Поэт чувствовал, что его современники погрязли в мещанстве, потеряли связь с природой. Между тем, именно в природе он находил высшую гармонию. Его внимание привлекли научные открытия, которые позволяли делать фантастические прогнозы.
В тридцатые годы написаны стихотворения «Подводный город», «Человек в воде», «Школа жуков», «Людейников». В них воплощена мысль о бесконечном и беспрерывном движении материи, многообразии форм жизни. Поэт полагал, что в результате эволюции растительный и животный мир планеты поднимется до сознательного уровня. Конечно, сегодня эти стихи воспринимаются как утопия. Но значение их в том, что, сохраняя связь с наукой, они полны поэзии, ярких красок, искренности.
Философские поэмы «Безумный волк» (1931), «Деревья», «Птицы» (1933) развивают тему разумности природы, её целесообразности. В заключительных стихах поэмы «Птицы» выражена основная для поэта мысль:
Твой непреложный закон. Не насильник, но умный хозяин
Ныне пришёл человек во имя всеобщего счастья
Н. Заболоцкий пришел к торжеству человека. По мысли поэта, он выражает разумность природы. Образ человека-творца проходит через стихотворение «Венчание плодами» (1932). Это своеобразный гимн науке, знанию. Именно они позволят переделать природу:
Когда плоды Мичурин создавал,
Преобразуя древний круг растений,
Он был Адам, который сознавал
Себя отцом грядущих поколений.
Но поэт, вместе с тем, видит, что природа сама по себе противоречива и, наряду с разумом, заключает в себе злые, стихийные силы. Это противоречие, по мнению Заболоцкого, может разрешиться творческой деятельностью человека. Только человек может организовать хаос природы и стать её «дирижёром».
Величественная картина северной природы создается в стихотворении «Север» (1936). Поэт прославляет подвиг челюскинцев, покоривших суровый край:
…И вся природа мёртвыми руками
Простёрлась к ним, но, брошенная вспять,
Горой отчаянья легла над берегами
И не посмела головы поднять.
Многие стихотворения Н. Заболоцкого о природе пронизывает особое ощущение – величие окружающего мира, во многом ещё остающегося загадкой для нас:
Очень дух смущает мой.
«Вопросы к морю», 1930
Для человека, которому кажется, что он освоил мир, природа загадочна и противоречива:
Поэт осознаёт, что на пути к познанию есть ещё много преград.
На втором этапе творчества Заболоцкого природа предстаёт более «очеловеченной». Это уже не слепая стихия.
В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» (1947) в отношении поэта к природе возникает и моральная проблема. Природа лишена понимания добра и зла, равнодушна к страданию. Она каждый день умирает и возрождается вновь («Журавли», 1948). С другой стороны, отстранённость человека от природы волнуют поэта. В стихотворении «Слепой» неполное восприятие мира оборачивается «мраком души».
Изображение природы теперь передаётся через психологическое состояние человека. В стихотворении «Гроза» (1946) тема наступления грозы переплетается с темой творческого вдохновения:
Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь
Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке,
Эту молнию мысли и медлительное проявленье
Первых дальних громов – первых слов на родном языке.
В стихотворениях, посвященных Грузии («Храмгэс», «Сагурамо»), поэт раскрывается перед нами по-новому, ярким творцом с обострённым чувством цвета. Он создаёт яркие декоративные картины осенней природы из «охры и белил». А, наряду с подобными пышными картинами, Заболоцкий описывает простые и скромные пейзажи средней России.
Новая манера изображения природы связана с иным отношением к ней. Мир видится в «живых чертах», в единстве с человеком. Природа проявляется уже не в философском, а в реальном пейзаже: перед нами «жук-менестрель», «бабочка на пуантах», «апрель в аксибантах васильков» («Поэма весны»), «пуховый шарик одуванчика», «твердый клинок подорожника» («Я воспитан природой суровой»). Здесь Н.Заболоцкий продолжает лучшие традиции классической пейзажной лирики Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, Фета.
Главное открытие поэта — чуткое внимание к мельчайшим изменениям, превращениям природы на всех уровнях: от маленького растения к стихиям. Природа в его стихах живая, меняющаяся.
В своём отношении к природе Заболоцкий прошёл важную эволюцию. Сначала он пытался освоить, понять, покорить её разумом, в итоге же почувствовал и полюбил её всем сердцем. Надеюсь, наше поколение последует примеру Заболоцкого и будет любить природу.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Источник
Стихотворения Заболоцкого о родной природе
Стихотворения Заболоцкого о родной природе интересны прежде всего глубоко философским подходом к теме. Поэт не бездумно восторгается теми или иными деталями мира, он пристально их исследует, увязывает так или иначе с человеческой жизнью. Он размышляет в своих стихах о взаимодействии человека и природы, а природу воспринимает не только в текущем запечатлённом мгновении, но и всей её предыстории.
Их своеобразие в богатых олицетворениях, оживляющих пейзажи и представляющих их под совершенно необычными углами зрения: «По колено затоплены тополи», кленовые листья хлопают «как бабочки», скворец от восторга «потерявший сознание» («Уступи мне, скворец, уголок», 8-й класс); «вздохнут леса, опущенные в воду», «грудь реки приникнет к небосводу» («Вечер на Оке», 8-й класс), печальная природа «вздыхает», видит сны («Я не ищу гармонии в природе»).
Мир природы, её жизнь представляется поэту таинственным, полным противоречий и постоянно не до конца понятным. Только в редкие минуты переходных состояний, например заката, приоткрывается вся глубина природы и её глубокое созвучие высшим духовным переживаниям человека:
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаёшь.
Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» названо так потому, что всё оно целиком — активное отражение авторского отношения и многоплановое его выражение. Заболоцкий в этом стихотворении как бы продолжает традицию Ф. И. Тютчева, продолжает и полемизирует с ним. Если стихи Тютчева («Осенний вечер», «Летний вечер») проникнуты светлой гармонией и умиротворённостью, то Заболоцкий, живя в следующем веке, уже не может в полной мере насладиться природой, лишённой присутствия человека («Как своенравен мир её дремучий…»). Человек, его семимильные шаги по планете, — вот что невольно приковывает внимание пытливого ума («И снится ей блестящий мир турбины…»). Велика ещё романтика противопоставления человека и природы, жажда силой выведать её тайны. Мысль об этом тесно связана с неприменимостью к природным процессам моральных оценок. В человеке нарождается новое начало — разума, самовластной энергии. Заболоцкий называет природу «безумной, но любящей матерью» — в этом вся ограниченность животного начала, его слепота, из которой вызревает новая сила, готовая подняться неизмеримо выше «бесплодной игры» «мира противоречий».
Источник
Чем интересны стихотворения Заболоцкого о родной природе?
Стихотворения Заболоцкого о природе являются, как правило, философскими. Одновременно, пейзажи, созданные поэтом, очень детальны, предельно конкретны. Природа воспринимается поэтом как изменчивое, живое, мыслящее существо. В природе скрыта тайна, которая может открыться не каждому, а только любящему и вдохновенному сердцу. Центральной темой Заболоцкого является тема взаимоотношения природы и человека. В одном из писем он писал: «Человек и природа — это единство, и-говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей и дуалист. Как могу я, человек, покорять природу, если сам я есть не что иное, как её разум, её мысль?», б) Каким представляется поэту мир природы, её жизнь? Почему стихотворение названо «Яне ищу гармонии в природе»?
Название стихотворения — это полемика Заболоцкого с поэтами, его предшественниками, которые считали природный мир высшим проявлением гармонии на земле, искали в нем радость и утешение. Заболоцкий противоречит им. Для него в природе нет гармонии, а только хаос. Мир природы «своенравен», ожесточен, свободен, но дик. Поэт слышит в нем не стройную симфонию, а какофонию:
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Жизнь природы кажется ему тяжким, но бесполезным трудом, «бесплодной игрой», лишенной разумного начала. В нём добро и зло смешаны и неотделимы друг’ от друга. Сама природа тяготится своей хаотичностью, поэтому так часто вечерами она представляется поэту изможденной и печальной.
В ней нет гармонии, но её может привнести в природу человек. Человеческий разум делает природу полезной и доброй, усмиряет её дикий нрав. Отношения природы и человека похожи на отношения матери и ребенка, который придает смысл жизни матери.
Стихотворения Заболоцкого о родной природе интересны прежде всего глубоко философским подходом к теме. Поэт не бездумно восторгается теми или иными деталями мира, он пристально их исследует, увязывает так или иначе с человеческой жизнью. Он размышляет в своих стихах о взаимодействии человека и природы, а природу воспринимает не только в текущем запечатлённом мгновении, но и всей её предыстории.
Их своеобразие в богатых олицетворениях, оживляющих пейзажи и представляющих их под совершенно необычными углами зрения: «По колено затоплены тополи», кленовые листья хлопают «как бабочки», скворец от восторга «потерявший сознание» («Уступи мне, скворец, уголок», 8-й класс); «вздохнут леса, опущенные в воду», «грудь реки приникнет к небосводу» («Вечер на Оке», 8-й класс), печальная природа «вздыхает», видит сны («Я не ищу гармонии в природе»).
Мир природы, её жизнь представляется поэту таинственным, полным противоречий и постоянно не до конца понятным. Только в редкие минуты переходных состояний, например заката, приоткрывается вся глубина природы и её глубокое созвучие высшим духовным переживаниям человека.
Источник