ГДЗ по биологии 6 класс Пасечник | Страница 196
Растительным сообществом называют группу взаимосвязанных между собой растений различных видов, длительное время произрастающих на определенной территории и в постоянных условиях окружающей среды.
№ 2. Какие растительные сообщества вы знаете?
Я знаю такие растительные сообщества: березовый лес, дубовый лес, луг, степь.
№ 3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
Почва дубовых лесов богата минеральными веществами, из-за чего в этом сообществе растут кустарники, травы, деревья в широком разнообразии. Например, лещина, бересклет, жимолость лесная. Также в дубовом лесу растет множество грибов.
Для сосновых лесов характерна хорошая освещенность. Однако растительность в этих местностях скудна, ведь там преобладает песчаная почва, которая не богата на питательные вещества. Поэтому она чаще всего покрыта лишайниками, мхами, среди которых растут папоротники, плауны, вереск, черника.
№ 4. Что такое растительность?
Растительность – это совокупность фитоценозов на определенной территории, которая характеризуется видовым составом, численностью особей, экологическими связями между собой.
№ 5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?
В сообществе растения конкурируют друг с другом за важные для их жизни ресурсы, например, за воду, свет или питательные вещества. Высокие растения – деревья и кустарники – забирают большую часть солнечного света. Из-за этого другие растения лишены природного света, необходимого для фотосинтеза.
Еще один вид сосуществования растений в сообществе – паразитизм. Такие растения паразитируют за счет других, присасываясь к корням, стебелькам с помощью присосок.
№ 6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?
Светолюбивые березы растут, активно потребляя солнечный свет и образуя тень. Почва под ними — это дерново-подзолистый и выщелоченный чернозем. Если на такой грунт попадает семя ели, оно начинает прорастать.
Идут годы, ели растут в тени, размножаются, вытесняя березы. Старые березовые деревья отмирают, а новые светолюбивые березки просто не в состоянии выжить из-за недостатка света под еловыми кронами. Так постепенно происходит смена берёзового леса еловым.
№ 7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Сегодня влияние хозяйственной деятельности человека на естественные природные сообщества можно назвать негативным, пагубным. Распахиваются степи, осушаются болота, идет активная вырубка лесов – все это уничтожает растительные сообщества. Из-за меняющихся условий многие растения просто не в состоянии выживать и размножаться.
Источник
Подведем итоги. 5 класс
1. Где обитают живые организмы на нашей планете?
На суше, в воздухе, в воде и в почве.
2. Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде жизни.
Для почвенной среды обитания характерны следующие факторы: нет солнечного света; много воды; незначительные перепады температур; низкое содержание кислорода; — передвижение в твёрдой среде.
3. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной среде.
Акула, окунь, дафния, креветка, ламинария, ряска.
4. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.
Факторы живой природы: микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек. Факторы неживой природы: свет, температура, влажность
5. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы.
Чтобы не замерзнуть зимой, осенью животные накапливают толстый слой жира, их мех становится более густым. Есть еще одно приспособление, с помощью которого животные справляются с тяготами зимней жизни, — спячка. Во время спячки все химические превращения в организме замедляются, и потребность в пище уменьшается. Это позволяет животным пережить зиму.
6. Что называют природным сообществом?
Природным сообществом называют совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условием жизни на определённой территории, влияющих друг на друга и на окружающею среду.
7. Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках.
Их разнообразие зависит от климата, от растений, которые там растут, ведь каждое животное питается разными кормами. Также зависит от наличия водоемов, не все животные смогут пережить знойные дни в пустыни.
8. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.
Планктон – это разнородные мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные сопротивляться течению. Такими организмами могут быть бактерии, некоторые водоросли (фитопланктон) , простейшие, некоторые кишечнополостные, моллюски, ракообразные, яйца и личинки рыб, личинки различных беспозвоночных животных (зоопланктон) . Планктон непосредственно или через промежуточные звенья пищевой цепи является пищей для всех остальных водных животных.
9. Что собой представляет тайга?
Это природная зона умеренного климатического пояса, характеризующийся преобладанием хвойных лесов, образованных в основном видами ели, пихты, лиственницы и сосны.
10. Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной среде.
Косатка, синий кит, морской лев.
Выполните задания
А. задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните условия обитания рыб – удильщика и акулы.
Удильщик обитает в очень глубоких местах. Эту рыбу можно увидеть очень редко. У неё особенное строение.
Акулы же обитают на средних глубинах, в частности, как в морях, так и в океанах.
2. Объясните, какие способы приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают?
У акулы мощные плавники и много зубов. Зрение приспособлено для того слоя воды, в котором она обитает. У удильщика плохое зрение, поэтому у него есть «удочка» со светящимся поплавком. Он достаточно сильный, чтобы выдерживать давление воды, так как он – глубинная рыба.
Б. выберите правильный ответ
1. в природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
Б) производителя
2. самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:
В) Антарктиде
В. составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.
1. а) лес
Б) степь
В) тундра
2. а) биология
Б) организм
В) фактор
Г. вставьте пропущенное слово
1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор
2. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.
3. Зеленый цвет гусеницы бабочки – это покровительственная окраска.
Источник
Определение природного сообщества: основные примеры и их особенности
С природными сообществами учащиеся начинают знакомиться еще в 3 классе.
Природное сообщество — это совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, приспособленных к жизни в конкретных условиях обитания: они объединены друг с другом обменом веществ и энергии.
Живые организмы существуют в природе не изолированного друг от друга: они постоянно находятся во взаимодействии. В результате возникают природные сообщества живых организмов, которые не носят случайный характер. Природное сообщество — это также экосистема или биоценоз. Основной критерий существования природного сообщества — наличие круговорота веществ. Органические вещества создаются одними организмами, а поедаются другими.
Есть также организмы, которые разлагают органические вещества на минеральные: они, в свою очередь, снова участвуют в круговороте веществ.
Примеры природных сообществ
То, какими бывают природные сообщества, зависит от количества растительности. Возникающие в результате естественных природных процессов виды способны формировать устойчивое сообщество — оно находится на одной территории продолжительное время. Во множестве случаев природные сообщества являются следствием деятельности человека: это искусственные природные сообщества.
В биосфере чаще всего встречаются следующие примеры природных сообществ:
- лесные. Это естественные биогеоценозы. Центральный вид растительности здесь — древесные растения. В любом лесу наблюдается принцип ярусности, а также высокая степень конкуренции за энергетические источники;
- луговые. Такие природные сообщества России являются определенным объединением организмов, в которых преобладают многолетние травы. Преимущественно на лугах произрастают злаковые и разнотравные растения (при условии достаточного увлажнения почвы). Отдельно можно выделить пойменные луга, которые располагаются вдоль рек. Есть суходольные луга: они формируются в виде лесных полян и безлесных долин. Альпийские луга — луга, расположенные высоко в горах;
- болотные. Эти природные сообщества получают развитие при чрезмерном увлажнении застойного характера. В болотах чаще всего встречаются травянистые, водно-болотные растения, кустарники и кустарнички. Также для болот наиболее характерны моховидные и сфагновые виды;
- степные. Что такое природное сообщество степи? Это травянистые природные сообщества, которые могут быть разнотравными, ковыльными и злаковыми. Здесь отлично растет ковыль, типчак, костер, разнообразные луковичные растения, адонис, шалфей и др. Такие растения хорошо переносят засуху и положительно реагируют на свет.
Если вы готовите доклад о поле как природном сообществе, то обратите внимание на такие сообщества как луг и степь.
Наиболее важный тип взаимосвязи у перечисленных сообществ — пищевая цепь. Цепь может быть разветвленной и узкой. Различают цепи выедания и пастбищные цепи.
Пищевая цепь представляет собой форму взаимосвязи, существующую в природном сообществе, которая обеспечивает использование организмами энергии питательных веществ, получаемой из тел друг друга.
Первое звено пищевой цепи — растительные или автотрофные организмы. Ими создаются органические вещества для всех остальных групп. С этой целью они используют энергию солнца, минеральные вещества, содержащиеся в почве или воде. Очевидно, почему растения считаются ценными источниками пищи и энергии. Активно питаются растениями травоядные животные, которые, соответственно, являются пищей для хищников.
Природные сообщества в биологии — это также сообщества, в которые входят организмы, использующие в пищу отмершие остатки растений и животных, экскременты этих животных.
Внутри биоценоза живые организмы распределяются в соответствии с трофическими уровнями. На первом трофическом уровне находятся автротрофные организмы. За ними располагаются консументы нескольких порядков (первого, второго и т. д). Третий трофический уровень — уровень редуцентов или организмов-разлагателей. Они преобразуют органическое вещество в минеральное и возвращают его в круговорот веществ.
Приведем пример такой взаимосвязи организмов в сообществе.
Животное поедает растение. Это животное может стать добычей для другого животного. Останки же умершего хищника перерабатывают червями и бактериями. В случае, если биоценоз под действием каких-то факторов меняет свою структуру, то это становится причиной закономерных изменений во всей биосфере.
Видовой состав организмов, обитающих на определенной территории, определяет своеобразие природного сообщества. Преобладающий вид дает название биоценозу. К примеру, лес с преобладанием дубов получил название дубравы. При равном количестве елей и сосен лес называется елово-сосновым. Важно понимать, что природное сообщество — цельный живой организм, поэтому нарушение одного компонента приводит к нарушению функционирования всей системы.
Если уничтожить один вид растений или занести в биоценоз чужеродный вид, то есть высокая вероятность нарушения внутренних процессов, протекающих в глобальной оболочке биосферы.
На протяжении долгого времени природные сообщества не подвергались человеческому влиянию. Активное освоение природы и прогресс хозяйственной деятельности привели к глобальным существенным изменениям в природе. Наибольшее изменение на природные сообщества оказало развитие земледелия. Под этим подразумевают распашку земель, выжигание и выкорчевывание целых растительных зон. Негативное влияние на живую природу оказывают химические препараты для борьбы с насекомыми-вредителями, используемые на полях. От ядов страдают не только вредители, но также вполне полезные насекомые.
Природные сообщества живых организмов сильно меняются под воздействием промышленного строительства, прокладки дорого и заболочивания почв. Сегодня идет разработка комплекса мер, которые позволят сохранить биоценоз в естественном состоянии. Среди них — создание заповедников, природных парков и др.
Источник