Чем отличается пейзаж от природы

Пейзаж — жанр в живописи: виды, история, эволюция

Пейзаж — это живописный жанр, предметом которого являются природные, сельские и городские ландшафты, а также атмосферные явления. Люди и животные тоже могут появляться в пейзажах, но их роль второстепенна: они «захвачены» кистью творца, поскольку оказались частью изображаемой реальности. Иногда это вообще не более чем стаффаж — фигуры, которые оживляют местность.

Пейзаж многолик в живописи. В этом жанре создано множество бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переливают в краски своё настроение.

Пейзажи, вошедшие в число самых знаменитых творений планеты, оцениваются в миллионы долларов. Многие художники-пейзажисты — такие, как Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский — относятся к элите живописцев. Их гениальность бесспорна. Поэтому даже трудно поверить, что ещё несколько веков назад этот жанр считался… низким! (Наряду с бытовым жанром и натюрмортом). Мастера не сразу оценили его потенциал и довольно долгое время рассматривали ландшафты только как фон для сюжетных картин и портретов.

Развитие пейзажной живописи

Пейзажная живопись — это молодой жанр. В качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг в XVII-XVIII веках.

Пейзажные мотивы встречались на античных фресках, но в эпоху Средневековья развитие традиций античности прервалось. Иногда ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.

Крупным прорывом стало создание братьями Лимбург (Frères de Limbourg) «Великолепного часослова герцога Беррийского». Его наполняют изображения сельской местности в разные времена года. Иллюстрации написаны в духе интернациональной готики — переходного стиля, предшествовавшего Проторенессансу и Ренессансу.

В эпоху Возрождения мастера начинают всё больше уделять внимания природным мотивам, впрочем, всё ещё используя их в качестве фона. Но росло мастерство, повышалась реалистичность, усиливалась проработка деталей. Ландшафт всё чаще становится не просто дополнением, а значимым элементом композиции. Примером может служить знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).

Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Всё это открывало новые возможности для изображения окружающего мира.

Большую роль сыграла венецианская школа в период Позднего Возрождения. Одним из первых авторов, у которых природа обретает самостоятельное значение, стал Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco). В его «Буре» роль человеческих фигур уже второстепенна.

Читайте также:  Окпд 2 сигнализаторы загазованности природного газа

Параллельно на Севере Европы развивала пейзажно-живописное направление голландская школа. В отличие от насыщенного колорита итальянцев, у голландцев краски были приглушёнными.

К концу XVI столетия уже можно говорить о выделении пейзажно-ландшафтной живописи в качестве отдельной ветви. Так, в работе Эль Греко (El Greco) «Толедо в грозу» уже вообще нет человеческих фигур.

В XVII-XVIII веках свою изюминку в живописание «натуры» вносили различные стили:

  • классицисты искали в ней идеальную гармонию;
  • мастера барокко переносили на полотна буйство стихий, наполняли свои творения динамикой и эмоциями;
  • представители рококо создавали изящные, утончённые, полные очарования образы, сотканные из пастельных оттенков.

Огромную роль сыграл романтизм XIX века. Художники-романтики обращались к темам, будоражащим чувства и воображение. Их творчество зовёт в дальние странствия, показывает экзотические или затерянные уголки мира, воспевает красоту стихии или же приглашает приоткрыть полог тайны.

Следующим революционным шагом стало появление пленэра — живописания на открытом воздухе. В конце XIX столетия начали выпускать тюбиковые краски, что позволило выезжать с мольбертами в леса, поля, луга, на берега водоёмов.

Благодаря натуральному освещению открылись новые возможности в передаче красоты воздушно-световой среды. Первую скрипку в этот период играли импрессионисты.

В XIX — начале XX веков также повышается значение реализма. Поразительно точная передача действительности — вплоть до травинки — характерна, например, для Ивана Ивановича Шишкина.

Ну, а затем разнообразие стилей становится таким, что нет смысла их перечислять. По-своему отображали окружающую среду «дикие фовисты», кубисты, абстракционисты…

Передача реальности окончательно теряет значение, а доминантой становится самовыражение художника, его личный взгляд на мир.

Какими бывают пейзажи

Природа многолика, и искусство отображает всё её многообразие. На полотнах предстают водопады, леса и реки, горы и озёра, моря и небо, луга и океаны, поля и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной.

Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров:

  • Природный пейзаж. В центре внимания художников — местности, нетронутые цивилизацией, смена времён года, а также всевозможные естественные явления — от летнего дождика до извержения вулкана.
  • Парковый (или усадебный) — отображение облагороженного ландшафта, которого коснулась рука человека. Образы, как правило, носили идиллический характер.
  • Морской (марина). Разновидность природного, даже получившая собственное название. Авторов, вдохновлённых морем, называют маринистами. Сначала марины писали со стаффажем (кораблями), но в XIX веке живописцы-маринисты сосредоточились на красоте волн.
  • Сельский. Этот поджанр возник в рамках пасторалей, приверженцы которых воспевали гармоничную жизнь на лоне природы без горестей и забот. Но постепенно и в сельские образы вторгается реализм.
  • Городской. Предметом внимания художника-пейзажиста являются архитектура, урбанистика. В работах предстают силуэты городов, руин, а с конца XIX века — и индустриальные сооружения.
  • Космический. Сравнительно недавно выделившийся подвид. К нему относятся и вполне реалистичные изображения, основанные на знаниях, полученных в результате развития космонавтики, и фантастические, и даже астрально-эзотерические (они превратились в визитную карточку целого направления — русских космистов).
Читайте также:  Все природные комплексы сибири

В свою очередь, и эти разновидности дали свои ответвления. Среди природных пейзажей особняком стоит марина — возможно, потому, что морская стихия противостоит суше. Самостоятельность марина обрела ещё в XVII столетии.

Также выделяются (хотя, скорее, неофициально — у них нет специальных названий), пейзажи горные, лесные, степные и другие.

А вот городской пейзаж получил более чёткое деление.

  • Архитектурный (ведута). В ведутах итальянские мастера с высокой точностью порой близкой к фотографической, отражали детали зданий и сооружений.
  • Каприччио (в переводе — «причуда» или «каприз»). Это тоже итальянское изобретение: виды с руинами (как правило, античными), причём зачастую они были несуществующими, вымышленными.
  • Индустриальный. Возник с развитием промышленности, появлением грандиозных заводов, огромных мостов, железных дорог.
  • Урбанистический. Это перенесённые на полотно небоскрёбы, эстакады и другие атрибуты мегаполисов. Интересная ветвь — футуристическая урбанистика, изображающая мегаполисы будущего.

Есть также обширные группы, объединённых общей пейзажной темой (достаточно узкой, специфической), но не имеющие специальных названий. Так, например, в эпоху романтизма живописцы-пейзажисты часто писали виды с замками, монастырями, средневековыми руинами.

Ещё одна интересная группа — пейзажисты, «специализирующиеся» на изображении неба. Главная фигура среди них — Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), которого называют художником воздуха и света.

А минималист Ив Кляйн (Yves Klein) в 1962 году довёл воспевание красоты чистого неба до апофеоза работой «IKB», представляющей собой прямоугольник синего цвета.

Распространено также деление живописно-пейзажного творчества по времени года:

Делят работы мастеров-пейзажистов и по времени суток: на утренние, дневные, вечерние и ночные. Крупные тематические группы — картины, воспевающие закаты и восходы, жаркий полдень, таинственный покров ночи — звёздной, беззвёздной, лунной…

Специальной классификации для изображений природных явлений не разработано.

Но, опять же, можно выделить группы произведений, в которых основное внимание художника-пейзажиста сосредоточено именно на атмосферных явлениях: дожде, снеге, грозе, сильном ветре (вплоть до бури и шторма), радуге.

Типы пейзажей по жанру и характеру — эпика, лирика, сюрреализм…

Помимо тематического деления, есть и другие классификационные подходы. По характеру выделяют:

  • Эпические пейзажи — полные величественности, размаха, масштаба, даже пафоса.
  • Героические — близкие к эпическим, замысел которых — в преклонении перед величием природы, могуществом стихии.
  • Лирические — их ещё называют пейзажем-настроением. В них звучат эмоции творца, а мир становится зеркалом души. Такие творения бывают радостными, грустными, меланхолическими.
  • Идиллические — живописно-идеализированное лоно природы, дружественное человеку, дарующее ему радости отдыха.
  • Пасторальные — подвид идиллических, со стаффажем из пейзан, овечек и тому подобных атрибутов сельской жизни.
  • Исторические — демонстрирующими ландшафты в определённый период времени. Их частью бывают исторические и мифологические персонажи. Пример — «Дидона, основательница Карфагена» Уильяма Тёрнера.
  • Фантастические — изображающие сказочные, фэнтезийные, небывалые миры. В их числе — футуристические (ландшафты будущего, как правило, технологичные), мистические (с флёром тайны и мистики), сюрреалистические (с парадоксальным слиянием реального и ирреального).
  • Абстрактные — такие творения появились в XX столетии с появлением абстракционизма и родственных ему направлений.
  • Реалистические — точно отображающие действительность (но, разумеется, не фотографически, а через призму художественного видения).
Читайте также:  Природа людини і суспільства

Важным моментом для характеристики является указание на конкретный стиль, в котором написано полотно: например, академический пейзаж, барочный, романтический, импрессионистский, гиперреалистичный.

Что ещё нужно знать о пейзажах

Значимое деление пейзажно-ландшафтных полотен — на камерные и панорамные. Первые изображают небольшие природные уголки и, как правило, наполнены лиризмом.

Источник

Будьте добры, помогите понять, что такое «пейзаж»? Это любая фотография природы или как?

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) , в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город) .

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

Veniamin Искусственный Интеллект (253366) Олег, сколько развелось лентяев, которым легче задать вопрос (причём, очень часто — совершенно дубовый!), чем шевельнуть пальцем и глянуть в любой поисковик. Без всякого снобизма, эта публика довольно уже поднадоела. Допускаю, что молодняк и не очень знает о существовании поисковиков. Вот и стараюсь обратить их внимание на хоть мало-мальски самостийную работу. Так что не суди меня строго.

Пейзаж — это природа как таковая и природа искусственная, сотворенная человеком: городская архитектура, сельские избы, стройки. В пейзажных снимках перед зрителем предстают леса и поля, луга и горы, моря и реки, то есть природа естественная.


В принципе сам ответил. Просто сам выделяют еще и городской пезаж, промышленный пейзаж и т. д.

Вот этот — то ли промышленный, то ли просто пейзаж?

А это — городской или «одушевленный», по словам Александра Багрова, пейзаж?

Источник

Оцените статью