Чем отличается поведение птиц

Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:

1. Какие особенности пищеварения птиц связаны с полетом?

2. В чем и заключается процесс двойного дыхания?

3. В чем главное отличие кровеносной системы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся?

4. На основании своих летних наблюдений расскажите, чем питаются

различные известные вам птицы.

План изучения нового материала:

Головной мозг. По сравнению с рыбами, земноводными и

пресмыкающимися у птиц сильнее развит головной мозг, особенно

большие полушария переднего мозга и мозжечок. Развитие

больших полушарий головного мозга связано с очень сложным

поведением птиц. Мозжечок, как известно, обеспечивает равно-

весие и управляет координацией движений. У птиц, обладающих

способностью к полету и совершающих сложные и разнообразные

движения, роль мозжечка очень велика.

Органы чувств. Птицы отличаются превосходным зрением.

Например, орел, парящий высоко над лугами, видит мышь, пробегающую

в траве. У большинства птиц очень широкое, почти

круговое поле зрения. Поэтому птицы видят не только перед

собой, но также по сторонам и отчасти позади себя.

Глаза у птиц, как и у пресмыкающихся, снабжены тремя

веками: верхним, нижним и прозрачным внутренним — мигательной

Слух у птиц очень тонкий. Они улавливают даже слабые

звуки, предупреждающие об опасности. Многие ночные хищники

ловят добычу в темноте на слух. Молодая птица начинает петь,

подражая пению взрослых, а для этого нужно иметь очень хороший

Обоняние у птиц развито слабо.

Поведение птиц гораздо разнообразнее и сложнее, чем поведение

земноводных и пресмыкающихся. Птицы выбирают удобное

место для гнезда, находят подходящий материал для его

Читайте также:  Маленькая птичка размером воробья оранжевая грудка

постройки, строят гнездо, высиживают птенцов, выкармливают’

и защищают их от врагов. Все эти действия птиц инстинктивны.

Уже с первых дней жизни птенцов инстинкты сочетаются с приобретенными

условными рефлексами. Безусловный пищевой рефлекс

у вышедшего из яйца цыпленка проявляется в клевании.

На первых порах он пробует клевать все предметы, попадающие

в его поле зрения. Постепенно по личному опыту цыплята

начинают отличать съедобное от несъедобного и уже редко потом

Постепенно условных рефлексов у птицы становится больше.

Цыплята отлично узнают голос хозяйки, которая их постоянно

кормит, хорошо ориентируются за пределами птичника,

безошибочно отличая его от других построек. Несомненно, что

старые птицы имеют преимущества перед молодыми благодаря

накопленному жизненному опыту. Птицы способны перенимать

этот опыт, что значительно облегчает их существование. Общение

птиц между собой высоко развито. Кроме пения, птицы издают

уного разных звуковых сигналов, обозначающих беспокойство,

испуг, призыв, предупреждение об опасности, вызывая

соответствующие реакции на них со стороны особей своего вида.

Зная этот «язык» птиц, особый для каждого вида, человек

может в необходимых случаях использовать тревожные крики

птиц, записанные на магнитофонную ленту, для их отпугивания.

Так поступают, например, когда хотят освободить взлетную

полосу аэродрома от расположившейся на ней стаи чаек .

или согнать с виноградника кормящихся на нем скворцов.

У птиц выработалось особое чувство умения ориентироваться

в пространстве. Если взрослую птицу поймать и отвезти на

десятки километров от гнезда с птенцами, а потом выпустить,

она безошибочно возвращается обратно. На этом явлении была

основана голубиная почта. Отправляясь в длительное путешествие,

люди брали с собой голубей. Возвращаясь в голубятню,

птицы доставляли известия от путешественников. Чувство

ориентации имеет огромное значение во время перелетов птиц.

Благодаря тому что у многих птиц условные рефлексы вырабатываются

легко и быстро, их можно дрессировать. Хорошо

поддаются дрессировке вороны, грачи, скворцы. Наиболее известны

дрессированные попугаи, которых можно научить повторять

отдельные слова или даже небольшие фразы.

Конечно, говорящие птицы не вкладывают в свою речь никакого

смысла, их действия и в этом случае надо рассматривать

как условный рефлекс. Однако у птиц по сравнению с пресмыкающимися,

земноводными и рыбами условные рефлексы гораздо

Переплетение безусловных и условных рефлексов отличает

поведение птиц от поведения земноводных и пресмыкающихся.

Благодаря такому сочетанию птицы умеют превосходно приспосабливаться

к меняющимся условиям среды обитания.

Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:

Читайте также:  Птицеводство технология производства продукции птицеводства

1. С помощью рисунка расскажите, какие отделы головного мозга

птиц особенно хорошо развиты. С чем это связано?

2. Чем поведение птиц отличается от поведения пресмыкающихся и земноводных? (Для ответа используйте материалы своих летних наблюдений.)

1. Поместите зимой за окно кусочек сала (сало должно быть несоленым,

так как соль птицам вредна). Понаблюдайте, как птицы заметят сало.

Увеличивается ли количество прилетающих птиц? Положите сало в бумажный пакетик и снова поместите его за окно. Как скоро птенцы доберутся до пищи? Подготовьте рассказ о своих наблюдениях за поведением птиц.

Под редакцией профессора Д. В. Наумова

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 331 461 материал в базе

Материал подходит для УМК

Тема

Другие материалы

  • Учебник: «Биология (изд. «ДРОФА»)», Сонин Н.И., Захаров В.Б.
  • Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
  • Учебник: «Биология (изд. «ДРОФА»)», Сонин Н.И., Захаров В.Б.
  • Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
  • Учебник: «Биология», Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В.
  • Тема: § 6. Увеличительные приборы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 33. Биосфера и биомы
Читайте также:  Отряд птицы хищные ночные

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Оставьте свой комментарий

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Удалить материал

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 9 месяцев
  • Подписчики: 2
  • Всего просмотров: 983631
  • Всего материалов: 5678

35 минут

46 минут

44 минуты

  • Рабочий лист
  • Рабочий лист на тему
  • Рабочий лист

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью