чем отличается деятельность человека от активности животных? нужны конкретные примеры..помогите:)буду благодарна:)
1.Врождённые безусловные рефлексы и выработанные на их базе условные рефлексы позволяют ребёнку удовлетворять свои базовые потребности (такие же, как и у животных) с помощью взрослых.
2.Наряду с базовыми у человека формируются вторичные потребности ( в предметах пользования, созданных обществом) .
Вместе с материальными потребностями развиваются духовные потребности в искусстве, чтении, творчестве.
3.Познавательные способности человека значительно выше, чем у животных.
Животные в своём поведении ориентируются только на натуральные объекты, а люди используют словесные символы.
4. С помощью речи можно не только воспринять опыт, накопленный человечеством, но и руководить своим поведением.
Взрослый разумный человек сначала намечает цели, планирует свои поступки (если надо фиксирует их на бумаге) , потом действует.
Невозможно представить, что, к примеру, сытый волк планирует на завтра охоту. Он выйдет на неё, только подчиняясь инстинкту голода.
5. Реагировать на слова могут и животные, но осознавать их свойственно только человеку, усвоившему лексику и грамматику языка.
6. У человека для деятельности есть ещё личный и общественный опыт, интуиция, воображение, мышление и его критичность.
Мотивацией. У животных запросов на много меньше. Так — покушать, норку выкопать или гнездо свить, поспать, а у людей.
Деятельности человека в отличие от деятельности животных является осознанной её присуще целеполагание. так же человеку присуща возможность абстрактного мышления и мышления в целом. В отличие от деятельности животных которая носит инстинктивный характер.
1.Врождённые безусловные рефлексы и выработанные на их базе условные рефлексы позволяют ребёнку удовлетворять свои базовые потребности (такие же, как и у животных) с помощью взрослых.
2.Наряду с базовыми у человека формируются вторичные потребности ( в предметах пользования, созданных обществом) .
Вместе с материальными потребностями развиваются духовные потребности в искусстве, чтении, творчестве.
3.Познавательные способности человека значительно выше, чем у животных.
Животные в своём поведении ориентируются только на натуральные объекты, а люди используют словесные символы.
4. С помощью речи можно не только воспринять опыт, накопленный человечеством, но и руководить своим поведением.
Взрослый разумный человек сначала намечает цели, планирует свои поступки (если надо фиксирует их на бумаге) , потом действует.
Невозможно представить, что, к примеру, сытый волк планирует на завтра охоту. Он выйдет на неё, только подчиняясь инстинкту голода.
5. Реагировать на слова могут и животные, но осознавать их свойственно только человеку, усвоившему лексику и грамматику языка.
6. У человека для деятельности есть ещё личный и общественный опыт, интуиция, воображение, мышление и его критичность.
У животных есть такие же потребности, как и у людей.
Животные добывают себе пищу самостоятельно, а человек производит ее.
Источник
Психология деятельности
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание, творческое преобразование окружающего мира, включая условия своего существования и самого себя. В деятельности он создает предметы материальной и духовной культуры, совершенствует способности. Современный человек живет среди предметов, ни один из которых не представляет собой чистое творение природы. Ко всем ним в той или иной степени приложены руки человека и его разум. Их можно считать материальным воплощением его способностей. Деятельность проявляется и продолжается в творениях. Деятельность человека коренным образом отличается от активности животных. Во-первых, она носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а активность животных имеет потребительскую основу, при этом ничего нового не производится. Во-вторых, деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве инструментов; для животных человеческие орудия труда как таковые не существуют (они пользуются ими как обычными предметами, без учета их назначения). В-третьих, в ходе ее преобразуется он сам, совершенствуются его способности; в животных же ничего не меняется. В-четвертых, человеческая деятельность – продукт истории, активность животных – результат их биологической эволюции. В-пятых, предметная деятельность людей не дана им с рождения, ее необходимо формировать, развивать в обучении и воспитании; активность животных присутствует изначально, обусловлена генетически и развивается по мере естественного созревания.
Характеристики деятельности
В качестве основных характеристик деятельности ученые называют мотив, цель, предмет, средства и структуру. Мотив – конкретная потребность, которая реализуется в процессе деятельности. Выделяют несколько видов мотивов: органические (удовлетворение естественных потребностей), функциональные (необходимость разного рода культурных форм активности – игр, занятий спортом и т. д.), материальные (создание предметов домашнего обихода, вещей, инструментов, зарабатывание денег и др.), социальные (стремление занять определенное место в обществе, получить признание окружающих), духовные (самосовершенствование человека). Всякая деятельность является полимотивированной, и тип ее определяется по преобладающему мотиву. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, а также знания, умения, навыки, творческий результат (мысль, идею, теорию, произведение искусства). Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Например, для познавательной деятельности это информация, для учебной – знания, умения, навыки, для трудовой – материальный продукт. Средства ее осуществления – инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия.
Компоненты деятельности
Человеческая деятельность имеет свою структуру – внутренние и внешние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы центральной нервной системы, психологические процессы и состояния, к внешним – разнообразные движения, порождаемые ее практическим выполнением. Важными внешними компонентами признаны умения, навыки, привычки. Умения позволяют делать что-либо с высоким качеством. Навык – умение, доведенное до автоматизма. Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические, практические. Двигательные предполагают различные движения. Познавательные включают способности в области поиска, восприятия, запоминания и переработки информации. Теоретические отражают умение анализировать, обобщать, строить гипотезы, теории и т. д. Практические связаны с реальным воплощением теоретических продуктов. Привычка – это непродуктивный компонент деятельности, негибкая, часто неразумная ее часть, которая осуществляется человеком механически и не имеет сознательной цели или продуктивного завершения.
Основные понятия: деятельность, мотив, цель, предмет, средства, структура, компоненты, умения, навыки, привычки.
Источник
Отличие деятельности человека от активности животного.
У человека использование предмета как орудия для достижения желаемого результата в фазе его создания может быть удалена во времени от использования этого орудия, в отличие от животных.
- Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры.
- Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
- Человеческая деятельность есть продукт истории, а активность животных – результат их биологической эволюции.
- Предметная деятельность людей формируется и развивается в обучении и воспитании. Активность животного обусловлена генотипически.
Психологические черты деятельности.
1. Содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность – это толчок, а формы и содержание деятельности определяются общественными условиями. Содержание деятельности человека определяется не потребностью, а целью. Цель управляет деятельностью.
2. Психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определять ими способы достижения поставленной цели.
3. Деятельность должна стимулировать и поддерживать активность, которая сразу же не удовлетворяет потребность. Следовательно, деятельность невозможна без познавательных и волевых процессов.
В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Это может быть материальный предмет, могут быть знания, умения, навыки, мысль, идея, теория, произведение искусства.
Иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Одна и та же цель может порождаться различными мотивами, а одни и те же мотивы могут формировать у разных людей различные цели деятельности.
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Для трудовой деятельности – это материальный продукт, для познавательной – информация, для учебной – знания и т.д.
Основными составляющими структуры деятельности являются действия и операции. Действиями называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия, характер которой зависит от условий выполнения действия, имеющихся умений и навыков, наличия средств осуществления действия.
Основные виды деятельности
Есть основные виды деятельности, свойственные всем людям. Это – общение, игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми, а также на установление взаимопонимания, деловых и личных взаимоотношений, оказания взаимопомощи и влияния людей друг на друга.
Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не является производство чего-либо; целью ее является сама осуществляемая деятельность, получение отдыха, разрядка напряженности, а у ребенка еще и реализация его активности. Средства этого вида деятельности являются игрушки, как предмет – орудие, слово, тело и т.д.
1. Индивидуальные и групповые.
2. Предметные, т.е. включающие в игровую деятельность какие-либо предметы.
3. Сюжетные – разворачиваются по определенному сценарию.
4. Ролевые – где поведение человека ограничено определенной ролью, которую он играет.
5. Игры по правилам – те, которые регулируются определенной системой правил.
6.Смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетные игры по правилам и т.п.
Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Главная особенность учения – оно прямо служит средством психологического развития индивида. Оно может быть организованным и неорганизованным. Организованное учение осуществляется в специальных образовательных учреждениях. Неорганизованное происходит попутно в других видах деятельности, в том числе и в труде, игре.
Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Это создание и совершенствование орудий труда, производство определенных общественно полезных продуктов – материальных или идеальных (духовных).
Человеческая деятельность имеет свое развитие. Одна сторона этого развития совпадает с развитием человечества, с социально-экономическим процессом. Другая – с социализацией личности, т.е. с процессом интеграции растущего человека в действующую систему деятельностей. Ребенок постепенно в процессе своего развития вовлекается в общение, игру, учение и труд. При этом каждый этот вид деятельности также совершенствуется, усложняется.
В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования. Во-первых, она обогащается новым предметным содержанием, ее объектом становятся новые предметы. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций, они превращаются в умения и навыки. И четвертое, в результате развития деятельности из нее могут выделиться и самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н.Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.
Источник