- «Чему природа учит человека?»
- Системно — деятельностного подхода
- Принцип пропедевтики
- Планируемые образовательные результаты
- активную жизненную позицию и мотивацию стать активными защитниками окружающей среды.
- Выпускник научится:
- Раздел 2. Сохраняем природу
- Раздел 3. Учимся у природы экономии энергии
- Раздел 4. Учимся у природы безотходному производству.
- Раздел 5. Природа — это система
- Практикумы:
- Социологические опросы:
- Экскурсии:
- Тематическое планирование
«Чему природа учит человека?»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чему природа учит человека?» для обучающихся 6 классов составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (с изменениями);
ФГОС ООО со всеми изменениями и дополнениями, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.;
Чему природа учит человека? 5-6 классы: учебно-методическое пособие для общеобразовательных организаций/ И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко. – М.: Просвещение, 2019. – 96с.: ил. – (Внеурочная деятельность)
Программа «Чему природа учит человека» предназначена для организации внеурочной образовательной деятельности обучающихся в 5—6 классах.
Цель программы — формирование экологического мышления и ценностного отношения к природе на основе современных естественно — научных представлений.
Содержание программы учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее — основная образовательная программа), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа отвечает принципам:
Системно — деятельностного подхода
Не менее 50% содержания предполагает и обеспечивает самостоятельную работу учащихся (практические работы, учебные экскурсии; учебные исследования; социологические опросы).
Ориентирована на воспитание осознанной жизненной позиции учащихся, способных стать активными защитниками окружающей среды. Направлена на выработку у учащихся системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основы экологического образования и воспитания учащихся;
Принцип пропедевтики
Отбор содержания учебного материала, с одной стороны, опирается на полученные ранее знания обучающихся, с другой стороны, значительно расширяет их кругозор по каждой теме и способствует осознанному восприятию учебных предметов естественно-научной направленности.
Планируемые образовательные результаты
Личностные образовательные результаты
- ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, космическое предназначение человека;
- высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
активную жизненную позицию и мотивацию стать активными защитниками окружающей среды.
Выпускник научится:
- рассматривать природу как систему, обнаруживать взаимозависимость и взаимосвязь компонентов природы;
- обосновывать необходимость бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношении на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- узнавать изученные объекты и явления природы, сравнивать их на основе внешних признаков или известных характерных свойств и описывать их, выделяя существенные признаки;
- проводить наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото— и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
«Чему природа учит человека»
Раздел 1. Понимаем природу
Взаимозависимость человека и природы. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека. Природа как источник вдохновения: духовного, эстетического, эмоционального интеллектуального развития человека. Как появились знания о природе. Становление научного естествознания. Роль естественно-научных знаний для практической деятельности человека. Чему человек учится у природы. Природа как источник технических решений человека. Бионика. Роль человека в жизни природы. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Ответственность человека за сохранение природы.
Раздел 2. Сохраняем природу
Что изучает наука экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Красная книга. Как сохранить растительный и животный мир. Природоохранная деятельность человека. Особо охраняемые природные территории. Ответственность человека за приручённых животных. Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак в городе. Проблема экономии воды. Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Исследование расхода воды в быту. Учимся у природы экономить воду. Как растения сохраняют воду. Экономия воды в быту.
Раздел 3. Учимся у природы экономии энергии
Как растение получает энергию солнечных лучей. Фотосинтез. Хлорофилл и его значение для улавливания солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Хлорофилл — зелёный пигмент растений. Многообразие окраски листьев. Как растение использует энергию солнечных лучей. Консервация энергии в процессе фотосинтеза. Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Космическая роль зелёных растений на планете. Учимся у природы экономить энергию. Солнечная энергетика.
Раздел 4. Учимся у природы безотходному производству.
Природа — пример безотходного производства. Круговороты веществ в природе. Проблема загрязнения бытовыми отходами. Состав бытовых отходов. Проблема утилизации бытовых отходов. Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов. Обращение с бытовыми отходами. О чём рассказывает упаковка товара. Типы упаковки товаров. Условные обозначения на упаковке: состав и опасность для окружающей среды. Определение разных типов упаковки товаров и их влияния на окружающую среду. Как стать экологически грамотным покупателем.
Раздел 5. Природа — это система
Что называется системой. Признаки систем. Компоненты систем. Многообразие компонентов природы. Аквариум как система. Взаимосвязь между компонентами системы аквариума. Системный подход к изучению природы. Уровни организации природы. Взаимосвязи в природе. Законы природы и преобразующая деятельность человека. Научно обоснованное природопользование. Общая характеристика природы. Природа — это единая развивающаяся система. Человек — часть природы и подчиняется её законам.
Практикумы:
Приспособление комнатных растений к условиям пустыни
Изучаем хлорофилл в растении
Сравнение пестролистных форм традесканции и хлорофитума, выросших в разных условиях освещенности
- Использование энергии Солнца
- Исследование содержимого мусорной корзины
- О чём рассказывает упаковка товара
- Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за одну неделю
- Аквариум как система
Социологические опросы:
Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе. Социологический опрос по проблеме мусора.
Экскурсии:
«Продовольственный магазин: как стать экологически грамотным покупателем».
Тематическое планирование
Источник