Черты сходства черты отличия человека от животного

Л Сходство, отличия человека и животного

1. одинаковый веще­ственный состав, строение и поведение организмов. Чело­век состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и живот­ные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Современная наука (этология) на основе многочисленных наблюдений утверждает, что в поведении человека и животных много схожего. Животные как и человек испытывают различные чув­ства: радость, горе, тоску, вину и т.п.;

2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии все стадии эволюции живых организмов.

3. У человека имеются рудиментарные органы, ко­торые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например аппендикс).

Отличия человека от животных и они фундаментальны:

1. наличие разума, но современная наука доказывает наличие разума и у высших животных (раньше считалось, что разумом обладает только человек). Пр-р: эксперименты с обезья­нами показали, что они могут понимать слова, сообщать с помо­щью компьютера о своих желаниях, и таким образом с ними можно вести диалог. Значение разума можно оценить, например, при игре человека в шахматы с компью­тером, который пытается выиграть за счет огромных скоростей перебора всех возможных вариантов и в этом соперничестве человек побеждает.

У животных есть любопытство, внимание, память, воображение, но даже самые высокоорганизованные животные не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о пред­метах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлечен­ным, обобщающим, понятийным, логичным. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Имея способность к понятийному мышлению, человек осознает, что он делает, и понимает окружающий мир. Хотя животные имеют очень сложные формы поведе­ния и создают изумительные произведения (например, паутина, сотканная пауком или соты у пчел), но человек до начала работы имеет план, проект, модель и этим отличается от всех животных.

2. Человек обладает речью (И.П. Павлов общение с помощью слов назвал второй сигнальной системой), а у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (дельфины, летучие мыши общаются при помощи ультразвука). В естествознании имеет место быть гипотеза немецкого антрополога М.Мюллера, суть которой состоит в том, что в процессе совместного труда людей из звуков сначала по­явились корни глаголов, затем другие части слова и речи. Таким же путем в про­цессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум, так как слово создает в мозгу человека определенный образ объекта.

Читайте также:  Год 2977 какого животного

3. Способность к труду, способность изготавливать и использовать орудия труда отличает человека от животных. Все животные как-то действуют, а высшие животные способны к сложным видам деятельности (обезьяны используют палки в виде орудий для доставания плодов). Единственный вид животных – черный ворон (исчезающий вид) способен изготовить и использовать орудия труда – крючок из разветвленной ветки для доставания личинок и гусениц из-под коры дерева, причем определяют необходимую длину приспособления.

4. Прямохождение освободило передние конечности (руки) человека.

5. В процессе труда произошло развитие руки, особенно большого пальца.

6. Человек использует огонь и не боится его в отличие от животных.

7. Человек хоронит умерших людей.

Вывод: главные отличия человека от животных — понятийное мышле­ние, речь, труд способствовали в процессе эволюции обособле­нию человека от природы.

Источник

2. Черты сходства и различия человека и животного

Исследователи часто проводят параллель и сравнивают человека и животное. Ведь многое в человеке заложено самой природой.

присутствие у каждого человека инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода, которые свойственны любому животному.

Несмотря на то, что существует много общего, происходит длительный процесс изменений, который способствует появлению большого количества различий между человеком и животным.

Способность человека к труду проявляется в изготовлении орудий труда и в их использовании как средства производства материальных благ. Отметим, что животные, имеющие высшую степень развития, могут использовать естественные орудия, такие как камни, палки, для определённых целей. Но они не могут изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств .

Особенно ярко человека отличает его деятельность. В ходе неё происходит становление и самореализация личности. Стимулом для неё являются стремления к своей цели.

Также человек способен сознательно и целенаправленно осуществлять творческую деятельность, а животное в своём поведении руководствуется инстинктами . Человеческая деятельность носит сознательно-волевой характер. При этом человек обладает способностью предвидеть различные исходы, которые последуют за принятыми им решениями, характер и направленность развития природных и социальных процессов. Ведь он может самостоятельно выбирать социальные роли и проектировать своё поведение. Человека характеризует ценностное отношение к действительности, а у животных отсутствует разделение себя и природы .

Читайте также:  Животное помогавшее крошечке хаврошечке

Для постоянно развивающихся потребностей человек создаёт мир материальной и духовной культуры. Животные же не способны на глобальные изменения в окружающей их среде. Происходит их приспособление к среде обитания , которая и определяет их образ жизни.
Человек создаёт новые орудия труда, обобщая и осмысливая свои наблюдения за окружающим миром. Именно это приводит его к открытиям в науке и технике.

Она помогает людям обмениваться мыслями. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть, при помощи слов).
Мышление и язык взаимосвязаны. Язык выступает как инструмент для формулирования и передачи мыслей.

Источник

7.2 Сходство и отличие человека и животных

В науке накоплено достаточно большое число фактов, свидетельствующих о поразительном сходстве человека и животных, причем, чем выше на эволюционной лестнице стоит животное, тем большее сходство наблюдается между ним и человеком. Это позволяет сделать вывод о единстве происхождения живых существ.

Сходство человека и животных проявляется в следующем:

  1. одинаковый элементный состав живых организмов (преобладание органогенов; совпадение ДНК, например, для человека и шимпанзе на 92 %);
  2. аналогичные органы и ткани в строении тела (выделение групп крови и резус-фактора у шимпанзе; свободно сгибающаяся кисть; выделяющиеся лобные доли головного мозга — предпосылка развития интеллектуальных способностей);
  3. схожее развитие зародышей: внутриутробное индивидуальное развитие особи (онтогенез) представляет собой краткое повторение истории развития вида (филогенез).
  1. физиологические:

7.3 Соотношение в человеке биологического и социального

«Человек разумный» – уникальная жизненная форма, соединяющая биологическую и социальную сущность. Биологическая составляющая человека основана на фундаментальных биологических механизмах. Социальная сущность включает систему материальных и духовных факторов, межличностных и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Биологическое и социальное находятся в человеке в диалектическом единстве. Младенец в животных условиях существования, даже если и выживет, однако не станет человеком. Для этого ему необходимо пройти определенный период социализации, причем в строгие временные рамки. Если пропустить срок ранней социализации, генетические предпосылки становления личности не успеют реализоваться. Ярким примером могут служить случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения в общество людей они уже не могли в полной мере наверстать упущенное, овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения. Вопрос о соотношении в человеке биологического и социального всегда интересовал ученых. Существуют две противоположные точки зрения о закономерностях становления личности: панбиологизм и пансоциологизм. Панбиологизм все особенности человека объясняет его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм утверждает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности развиваются под действием общественных отношений, обучения, воспитания. Свойства человека, как и других существ, во многом определены генотипом. Уже при рождении человек получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности. Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. В общем виде способности сводятся к единству трех факторов: биологического (задатки), социального (воспитание) и психического (внутреннее Я человека). Психология утверждает, что для развития личности необходимо иметь активную жизненную позицию, осуществлять выбор в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. В то же время личность обладает свободой выбора, и именно здесь сказывается внутреннее Я человека. Эволюция человека отличается от эволюции любого другого биологического вида. Особенность эволюции человека заключается в наличии наследственности двух типов: генетической и социальной. Генетическая наследственность традиционна для всего мира живого и проявляется через гены и передачу биологически целесообразной информации. Социальная наследственность проявляется исключительно в человеческом обществе через передачу и освоение индивидом знаний в процессе воспитания и обучения. Современное человечество представляет собой один вид – Homo sapiens («человек разумный»), в пределах которого биологическая изменчивость проявилась в существовании трех рас: европеоидной (евразийской), австрало-негроидной (экваториальной) и монголоидной (азиатско-американской). Раса – исторически вложившаяся группа людей, характеризующихся общностью наследственных физических особенностей, являющихся второстепенными. В результате усиления взаимодействия между народами начинается метисация – смешение рас, что в конечном итоге приведет к исчезновению расовых различий. Таким образом, следует констатировать, что второй фактор биологической эволюции – изменчивость – в отношении современного человека исчезает. Биологическим процессам принадлежит фундаментальная роль в обеспечении жизнеспособности и развития любого организма. Но в популяции людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живого — к естественному отбору. Естественный отбор уступил место социальным факторам.

Читайте также:  Молоко какого происхождения животного

Источник

Оцените статью