Центральный момент призван обозначить равновесие и абсолютную неразличенность субъекта и объекта. Левый символ указует на преобладание субъективности (+), правый — на объективность. Сравнив, к примеру, эти два полюса с полюсами электрической сети, мы лучше поймем смысл шеллингианского принципа Тождества.
Ясно, что самое трудное в этом новом подходе Шеллинга — объяснить, как и почему из «бесконечного тождества» возникают различия и конечное. Иногда Шеллинг ищет выход из этих затруднений в платоновской теории Идей. В Разуме, понятом как абсолютное Тождество и единство всеобщего и особенного, существуют некие партикулярные единства (Идеи), они и становятся причинами конечных вещей. Но в Абсолюте все Идеи пребывают во всех, в чувственном же мире они разделены. Шеллинг считает, что в чувственном мире вещи таковы только для нас, т. е. только для нашего эмпирического сознания.
Решая сложнейшую проблему происхождения конечного из бесконечного, Шеллинг не счел возможным принять ни креационизм (объясняющий все конечное как рожденное свободной волей Творца), ни спинозизм (почти аннулирующий конечное, представляющий доидеалистическую позицию). Ему больше импонирует античное гностическое (уже усвоенное немецким мистицизмом) представление. В соответствии с ним существование вещей и их возникновение предполагают изначальное «падение» и «отделение» от Бога.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
9.8. «Философия природы» ф. Шеллинга
ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854) — представитель немецкой классической философии.
Основные труды: «Идеи философии природы» (1797), «О мировой душе» (1798), «Первый набросок системы философии природы» (1799), «Система трансцендентального идеализма» (1800), «Изложение моей системы философии» (1801)
Основные черты «философии природы» Ф. Шеллинга
В философской эволюции Ф. Шеллинга самый важный этап — разработка «философии природы». Для него природа — самостоятельный предмет изучения. Период деятельности Ф. Шеллинга совпал с эпохой важных открытий в области физики, химии и физиологии. Основываясь на естественно-научном знании, он создает свое учение о природе — «натурфилософию». Воззрение его на природу идеалистично: сама материя, по Ф. Шеллингу, духовна. Природа есть «абсолютное» — первопричина и первоначало всего; она есть единство субъективного и объективного, вечный разум; материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями Абсолютного разума.
Особенности натурфилософии Ф. Шеллинга
Последовательное проведение идеи развития в эволюции природы. Природа есть проявление бессознательной жизни разума, который проходит ряд этапов — от низших к высшим, от неживой природы до живой, находя свое завершение в человеке и его сознании.
Понимание противоречия («полярности») как источника активности и развития всего сущего. Все процессы проистекают из одного источника — из противоречия.
Признание единства и целостности природы, всеобщей связи ее явлений: вся материя внутренне едина и по существу представляет собой тождество.
Из вышеизложенных положений Ф. Шеллинг определяет четыре основных атрибута (неотъемлемых свойств) природы: развитие, противоречие (полярность), целостность, материальность, или реальность (вопреки своему объективному идеализму).
Вся природа — великий организм, в котором противоположности гармонически разрешаются в единство. Изначальная целостность живого организма обосновывается у Ф. Шеллинга понятием «мировой души».
9.9. «Трансцендентальный идеализм» и «философия тождества» ф. Шеллинга
«Трансцендентальный идеализм»
и «философия тождества» Ф. Шеллинга
К исходу 90-х гг. XVIII в. Ф. Шеллинг пришел к выводу, что разработанная им «философия природы» решает только наполовину задачу построения философской системы, ибо она («философия природы») отвечает только на вопрос: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к появлению сознания, как из объективного возникает субъективное. Но перед философией встает и другой вопрос: как субъективное становится объективным. Ответ на этот вопрос дает так называемая «трансцендентальная философия».
«Трансцендентальная философия» исходит из субъективного «Я» как первичного вывода из него объективного. И хотя субъективное рассматривается как первичное и как единственная основа всей реальности, речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом орудии познания — о непосредственном созерцании разумом самого предмета. Такое познание Ф. Шеллинг определяет как «интеллектуальную интуицию».
Предпосылка «философии тождества» и «трансцендентальной философии» — идея о тождестве духа и природы. Идея тождества провозглашается основной проблемой всей философии. В «философии тождества» исходным понятием служит понятие абсолютного и объективного. В Абсолюте совпадают все противоположности, и в нем же кроется начало обособления и выделения как основа его действительности. То, что в Абсолюте тождественно, вечно и совершенно, в мире вещей, напротив, раздельно, необозримо, множественно, развивается во времени, представляется как процесс.
Концепция абсолютного тождества тесно связана у Ф. Шеллинга с идеей о самосознании Абсолюта: самораздвоение единого тождественного начала имеет целью самосознание единого. Самосознание разума — самосознание Бога, ибо Бог и есть разум. Его самосознанием предполагается существование человека: как самосознающий разум Бог может открыться только в человеческом сознании.
Система тождества, с одной стороны, является переходной ступенью от субъективного идеализма И. Фихте к абсолютному идеализму Г. Гегеля, с другой стороны — к иррационализму и мистике. Начиная с 1815г. философская система Ф. Шеллинга превращается в «философию мифологии и откровения». Если в начале философской эволюции у Ф. Шеллинга преобладал идеалистический рационализм, бытие отождествлялось с разумом, а органом высшего познания была интеллектуальная интуиция, то в последующем он ищет истину по ту сторону разума — там, где ее указывает религия.