Что есть природа по шеллингу природа есть

Философия природы Шеллинга (1797—1799)

Если природа — не чистое не-Я, то что же она тогда? Решить проблему, по Шеллингу, можно, лишь допустив единство идеального и реального, духа и природы. «Система природы — это вместе с тем и система нашего духа», — полагает он.

Это следует понимать так, что модель объяснения духовной жизни, по Фихте, с успехом приложима к природе. Разум, дающий в развертке Я, по мнению Шеллинга, привносит в природу «чистую активность», открытую Фихте как «сущность» Я. Шеллинг только добавляет, что природа — продукт «бессознательного разума», он действует изнутри, постепенно развиваясь, проявляет себя структурно в виде цели.

«Природа должна быть видимым Духом, духом невидимой Природы. В этом, следовательно, абсолютное единство Духа в нас и природы вне нас; и следует решить проблему, как если бы была возможна Природа вне нас». Природа не что иное, как «некий застывший разум в бытии», «угасшие чувства в небытии», «формирующее искусство идей, передающихся телам».

Николай Гартман так обобщил шеллингианскую философию природы: «В природе есть общая организация, но организация немыслима без продуктивной силы. Такая сила, в свою очередь, нуждается в организационном начале, которое не может быть слепым, оно должно, будучи созданным целенаправленно, вести к цели, содержащейся в его творениях». Речь, видимо, идет о духовном начале, которое, впрочем, выше нашего духа. Поскольку вряд ли законно допустить сознание вне Я, дух, действующий в природе, должен быть бессознательным духом.

Здесь очевиден как момент совпадения с Фихте, так и момент отличия. «Наукоучение» выводило природу чисто идеалистически из продуктивного воображения Я, из силы, действующей нерефлексивным образом, а потому лишенной сознания. Шеллинг сохраняет это бессознательное действие, но переносит его в объективную реальность, это начало для него уже не Я, оно выше его. Речь идет о реальном первоначале, но внешнем по отношению к сознанию. В этом смысле философия природы Шеллинга абсолютно реалистична; и все-таки речь идет о духовном, а значит, идеальном начале. Поскольку здесь идеальное вместе с реальным, такую точку зрения можно назвать реалидеализмом.

Читайте также:  Природа научной истины философия

Если Дух и Природа проистекают из одного и того же принципа, то в Природе должны встретиться динамическая сила и ее останавливающий предел, что мы находим в фихтеанском Я. Оппозиция предела и экспансивной силы утихает лишь на мгновение, чтобы вновь начать свой бег к очередному рубежу.

Философия природы Шеллинга 47

Единичное и феноменальное вытекает из качественной дифференциации на «субъективное» и «объективное», при этом рождается конечное. Нечто, качественно определившееся, не только остается укорененным в Тождестве (как в фундаменте), но и связанным структурно и органично с тотальностью вещей. Неразличимость, или первоначальное тождество, раскрывается в двойном феноменальном ряде «потенций», в том ряде, в котором преобладает момент субъективности (А), и ряде, где преобладает объективность (В). Однако в преобладании А всегда подразумевается В, и наоборот, так что Тождество сохраняет свою тотальность при любой дифференциации.

Противоположные направления субъекта и объекта внутри сохраняющегося Тождества Шеллинг выразил в виде схемы:

Центральный момент призван обозначить равновесие и абсолютную неразличенность субъекта и объекта. Левый символ указует на преобладание субъективности (+), правый — на объективность. Сравнив, к примеру, эти два полюса с полюсами электрической сети, мы лучше поймем смысл шеллингианского принципа Тождества.

Ясно, что самое трудное в этом новом подходе Шеллинга — объяснить, как и почему из «бесконечного тождества» возникают различия и конечное. Иногда Шеллинг ищет выход из этих затруднений в платоновской теории Идей. В Разуме, понятом как абсолютное Тождество и единство всеобщего и особенного, существуют некие партикулярные единства (Идеи), они и становятся причинами конечных вещей. Но в Абсолюте все Идеи пребывают во всех, в чувственном же мире они разделены. Шеллинг считает, что в чувственном мире вещи таковы только для нас, т. е. только для нашего эмпирического сознания.

Решая сложнейшую проблему происхождения конечного из бесконечного, Шеллинг не счел возможным принять ни креационизм (объясняющий все конечное как рожденное свободной волей Творца), ни спинозизм (почти аннулирующий конечное, представляющий доидеалистическую позицию). Ему больше импонирует античное гностическое (уже усвоенное немецким мистицизмом) представление. В соответствии с ним существование вещей и их возникновение предполагают изначальное «падение» и «отделение» от Бога.

Читайте также:  Значение первозверей в природе

Теософия и философия свободы S3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

9.8. «Философия природы» ф. Шеллинга

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854) — пред­ставитель немецкой классической философии.

Основные труды: «Идеи философии природы» (1797), «О мировой душе» (1798), «Первый набросок системы философии природы» (1799), «Сис­тема трансцендентального идеализма» (1800), «Изложение моей систе­мы философии» (1801)

Основные черты «философии природы» Ф. Шеллинга

  • В философской эволюции Ф. Шеллинга самый важный этап — разработка «философии природы». Для него природа — самостоятельный предмет изуче­ния. Период деятельности Ф. Шеллинга совпал с эпохой важных открытий в области физики, химии и физиологии. Основываясь на естественно-науч­ном знании, он создает свое учение о природе — «натурфилософию». Воз­зрение его на природу идеалистично: сама материя, по Ф. Шеллингу, ду­ховна. Природа есть «абсолютное» — первопричина и первоначало всего; она есть единство субъективного и объективного, вечный разум; материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями Абсо­лютного разума.

Особенности натурфилософии Ф. Шеллинга

  • Последовательное проведение идеи развития в эволюции природы. При­рода есть проявление бессознательной жизни разума, который проходит ряд этапов — от низших к высшим, от неживой природы до живой, находя свое завершение в человеке и его сознании.
  • Понимание противоречия («полярности») как источника активности и развития всего сущего. Все процессы проистекают из одного источника — из противоречия.
  • Признание единства и целостности природы, всеобщей связи ее явлений: вся материя внутренне едина и по существу представляет собой тождество.
  • Из вышеизложенных положений Ф. Шеллинг определяет четыре основ­ных атрибута (неотъемлемых свойств) природы: развитие, противоречие (по­лярность), целостность, материальность, или реальность (вопреки своему объективному идеализму).
  • Вся природа — великий организм, в котором противоположности гармо­нически разрешаются в единство. Изначальная целостность живого организ­ма обосновывается у Ф. Шеллинга понятием «мировой души».

9.9. «Трансцендентальный идеализм» и «философия тождества» ф. Шеллинга

«Трансцендентальный идеализм»

и «философия тождества» Ф. Шеллинга

  • К исходу 90-х гг. XVIII в. Ф. Шеллинг пришел к выводу, что разработанная им «философия природы» решает только наполовину задачу построения фи­лософской системы, ибо она («философия природы») отвечает только на вопрос: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к появлению сознания, как из объективного возникает субъективное. Но перед философией встает и другой вопрос: как субъективное становится объектив­ным. Ответ на этот вопрос дает так называемая «трансцендентальная фило­софия».
  • «Трансцендентальная философия» исходит из субъективного «Я» как пер­вичного вывода из него объективного. И хотя субъективное рассматривается как первичное и как единственная основа всей реальности, речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом орудии познания — о непосредственном созерцании разумом самого предмета. Такое познание Ф. Шеллинг определяет как «интеллектуальную интуицию».
  • Предпосылка «философии тождества» и «трансцендентальной философии» — идея о тождестве духа и природы. Идея тождества провозглашается основной проблемой всей философии. В «философии тождества» исходным понятием слу­жит понятие абсолютного и объективного. В Абсолюте совпадают все противо­положности, и в нем же кроется начало обособления и выделения как основа его действительности. То, что в Абсолюте тождественно, вечно и совершенно, в мире вещей, напротив, раздельно, необозримо, множественно, развивается во времени, представляется как процесс.
  • Концепция абсолютного тождества тесно связана у Ф. Шеллинга с идеей о самосознании Абсолюта: самораздвоение единого тождественного начала име­ет целью самосознание единого. Самосознание разума — самосознание Бога, ибо Бог и есть разум. Его самосознанием предполагается существование чело­века: как самосознающий разум Бог может открыться только в человеческом сознании.
  • Система тождества, с одной стороны, является переходной ступенью от субъективного идеализма И. Фихте к абсолютному идеализму Г. Гегеля, с другой стороны — к иррационализму и мистике. Начиная с 1815г. философская система Ф. Шеллинга превращается в «философию мифологии и откровения». Если в начале философской эволюции у Ф. Шеллинга преобладал идеалисти­ческий рационализм, бытие отождествлялось с разумом, а органом высшего познания была интеллектуальная интуиция, то в последующем он ищет исти­ну по ту сторону разума — там, где ее указывает религия.
Читайте также:  Природа химических элементов во всех связях

Источник

Оцените статью