Что изучает природа человека

Природа человека. § 3.

С точки зрения современной науки появление человека – результат длительных эволюционных процессов в животном мире, возникновения общества и культуры. Превращение животного в человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) представляют собой две неразрывно связанные стороны единого процесса – антропосоциогенеза. Антропосоциогенез – это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.

Научное исследование происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой впервые была высказана идея о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего предка. Другой фактор антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновал положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи составили концепцию биосоциальной природы человека.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14–20 млн. лет назад) – существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5–8 млн. лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие подобранные и отчасти подработанные орудия. От них около 2 млн. лет назад произошел первый представитель рода HomoHomo habilis, или человек умелый. Вид Homo erectus, человек прямоходящий, появляется 1–1,3 млн. лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800–1200 см 3 (объем мозга современного человека – 1200–1600 см 3 ), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или человек разумный (150–200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40–50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Комплекс условий, способствовавших становлению человека: труд; развитие речи; развитие сознания; формирование нравственных представлений; складывание мифологии, ритуальной практики и т. д. Только все вместе эти факторы обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.

Цель и смысл жизни человека

Отличительным свойством человека можно признать его стремление к философскому осмыслению мира и себя самого. Поиск смысла жизни – занятие сугубо человеческое.

Субъективная сторона вопроса: зачем, ради чего живет человек? – не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально, в зависимости от традиций, культуры, мировоззрения, а иногда и от конкретных жизненных обстоятельств.

Читайте также:  Понятие благоприятная природная среда

Но каждый человек – частица человеческого рода. Осознание единства человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной, т. е. не зависящей от человека.

В истории философии можно выделить два принципиально различающихся подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека. В другом – с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Традиция соотносить цель жизни с понятием «счастье» такая же древняя, как сама философия. Аристотель еще в IV в. до н. э. отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим – рассудительность, третьим – известная мудрость. При этом каждый стремится именно к счастью.

Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании.

А классическая немецкая философия в лице И. Канта (1724–1804) и Г. Гегеля (1770–1831) связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.

В XX в. также велись поиски ответов на мучительные вопросы бытия. Э. Фромм (1900–1980) полагал, что одни люди ориентированы на «обладание» и для них смысл жизни – иметь, брать. Смысл жизни других – в «бытии», им важно любить, творить, отдавать, жертвовать собой. Только служа людям, они могут полноценно реализовать себя.

Русский философ С.Л. Франк (1877–1950) писал: «Смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего «я», а наше «я» немыслимо вне свободы, ибо свобода. требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает. что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград». Жизненный путь – это борьбы Смысла жизни против ее бессмысленности». Именно духовная свобода и творческое начало человека дают надежду на постижение смысла его жизни.

Иную точку зрения на смысл жизни и ее предназначение высказал Н.Н. Трубников (1929–1983). Он писал: «Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда. Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни». Иными словами, смысл жизни раскрывается в процессе этой жизни, хотя и конечной, но не бесполезной.

Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривают в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.

Под биологическим понимается анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, основные процессы, обусловливающие функционирование человеческого организма. Эти свойства человека изучают: биология, медицина, генетика.

Психическое – синоним внутреннего мира человека. Оно охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции и т. п. Познанием психического занимается психология.

Читайте также:  Правовая основа охраны природных ресурсов

Социальное в человеке изучает целый комплекс наук. Поведением человека занимаются социальная психология, социология личности и групп. Человек – это общество в миниатюре. В нем в «свернутом» (концентрированном) виде отражено все общество с присущими ему состояниями. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что науки об обществе в конечном счете изучают человека.

Космическое – еще одно направление познания человека. Философское осмысление проблемы человека тесно связано с проблемой его взаимоотношений со Вселенной. Уже в далеком прошлом мыслители рассматривали человека как микрокосм в составе макрокосмоса. Эта связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, астрологии, философии, научных теориях. Ритмы Космоса оказывают влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека. Обострение экологических проблем вплотную подвело человека к необходимости осознания себя как частицы ноосферы.

Однако, несмотря на то что во многих названиях современных областей знаний звучит слово «антропология» (культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, даже поэтическая антропология), современные науки пока еще не выработали общего подхода к пониманию основных загадок человека. Но все чаще слышатся голоса о необходимости создания особой науки о человеке, как бы она ни называлась – общее человековедение, теоретическая антропология или просто наука о человеке.

Источник

Природа человека

В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек естьживотное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не вмышлениииливолении, а влюбви.Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценностиобъекта.

Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается всямысльи всякультура. Таким образом, слово является некимсимволом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозьсимволы. Символы — это инаука, ирелигия,философияи т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всегомироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

Развитие философской антропологии

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по егосущности, или по его проявлениям.

Читайте также:  Природный камень черный сланец

Биологическое направление философской антропологии

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен(1904—1976). Согласно этому направлению, человек — этоживотное, но животное особое в силу своегобиологическогоисоциальногопредназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь токультура,наукаи т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Функциональное направление философской антропологии

Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера(и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не егосущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой являетсяЭрнст Кассирер(1874—1945). Он утверждал, что, поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через тефункции, которые человек выполняет. Основное отличие человека отживотного— это его деятельныйтруд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создаетнауки,религию,искусство,языки т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через егокультурнуюитворческуюдеятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — иязык, инаука, ирелигия— естьсимволынекоей действительности. Но, в отличие отШелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, ипознаниечеловека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

  1. Антропосоциогенез. Религиозный, естественнонаучный и философский подходы к рассмотрению проблемы.
  1. Аксиология. Религиозные, эстетические и нравственные ценности и их роль в человеческой жизни. Смысл человеческого бытия.
  • «В чём состоят жизненные ценности
  • «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
  • «Зачем (для чего) жить?».
  1. Человек и природа. Экологическая проблема: естественнонаучный, философский, религиозный и социально-политический аспекты.
  1. Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.
  1. Социальная философия и философия истории. Социальное пространство и социальное время: особенности и исторический контекст.
  1. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
  1. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.

Источник

Оцените статью