- Перелетные птицы — кто они? занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) на тему
- Перелетные птицы – кто они?
- К перелетным птицам можно отнести:
- А к зимующим:
- Летят перелетные птицы…
- Расскажите ребенку интересные факты о птицах. Например, о том, что птицы летят в дальние страны на зимовку в виде фигур:
- Где живут перелетные птицы?
- Книги о птицах
- Почему перелетные птицы возвращаются?
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Перелетные птицы
- Типы миграций
- Оседлые птицы
- Кочующие птицы
- Перелётные птицы
- Формы маршрутов
- Направления перелётов
- Литература
Перелетные птицы — кто они?
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Окружающий мир уникален, есть жизнь не только на земле, но и в воде, и даже в воздухе. Современный ребенок, который вырос в урбанизированном обществе и достиг старшего дошкольного возраста, должен знать не только предметы, окружающие его, но и живую природу родного края .
Перелетные птицы – кто они?
Сложно рассказать ребенку о том, чего он сам не видел. Именно поэтому стоит тщательно подготовиться к рассказу о перелетных птицах. Прежде всего, необходимо найти тематические картинки с изображением не только перелетных птиц, но и зимующих, поискать в интернете звуки, которые они издают, их пение. Попробуйте на одном ватмане собрать представителей перелетных птиц, а на другом — зимующих, только каждое изображение должно быть подписано.
К перелетным птицам можно отнести:
- зяблика,
- трясогузку,
- певчего дрозда,
- горихвостку,
- пеночку-теньковку,
- ласточку,
- лесного конька,
- малиновку,
- чибиса,
- жаворонка,
- иволгу.
А к зимующим:
- воробьев,
- ворон,
- синиц,
- снегирей,
- голубей,
- сов,
- дятлов,
- сорок.
Так, ребенок не только пополнит словарный запас новыми названиями птиц, но и образами. Для закрепления знаний, можно сделать дополнительный ватман с изображениями пернатых, где и перелетные и зимующие птицы будут вместе. После того, как малыш познакомится со всеми птицами, пусть он сам расскажет, где какая птица, и как она называется.
Проводите беседу в виде диалога. Например, спросите: «Синица перелетная птица или нет? Где и когда ты видел эту птицу?» Вспомните вместе, каких птиц видели раньше, и почему некоторых тяжело увидеть днем.
Летят перелетные птицы…
Интересно будет детям узнать и причины отлета птиц. Расскажите о том, что птицы, которые живут в поле, на болотах и водоемах, улетают на зимовку, потому что водоемы замерзают, и они не могут пропитаться, ведь лягушек и рыбы им не достать, также и в поле все грызуны прячутся глубоко в норы. Пернатые, что живут в лесу, зимой больше не могут найти насекомых, которые в студеную пору впадают в глубокий сон или умирают.
Расскажите ребенку интересные факты о птицах. Например, о том, что птицы летят в дальние страны на зимовку в виде фигур:
Полет клином или другой фигурой имеет причину. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Рассекая воздух и создавая мощный поток воздуха, лидер группы помогает слабым в полете, также он показывает дорогу.
Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы окончательно не выбиться из сил и не свернуть с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие. Не поленитесь и покажите картинки полета птиц, а затем видео. Малышу понравится проводить логические цепочки и впитывать новые знания. Ребенку постарше можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид птиц по-разному ведет себя перед полетом.
Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более красноречив, чем представители СМИ. С его помощью птица знает, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Не только птица готовится, но и ее организм. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.
Где живут перелетные птицы?
Не забудьте рассказать ребенку о том, где живут птицы. Скворечники, гнезда из веточек на деревьях, из глины и веточек под крышами жилых домов, а также клетки – все это квартиры пернатых. На улице легко увидеть эти домики и показать наглядно ребенку. Юному натуралисту будет интересно не только увидеть, но и самому сделать скворечник.
Есть возможность отметить вместе с детьми Всемирный день перелетных птиц, который проходит 8-9 мая. Устройте пикник на природе , возьмите с собой заготовленные скворечники и повесьте их на деревья. Расскажите, какие птицы могут выбрать этот домик для себя и своих птенцов. Среди них могут быть не только скворцы, но и воробьи, синицы, птицы, которым по размеру подойдет дом. В следующий раз, когда вы вместе навестите это место, там уже будут слышны голоса птиц.
Книги о птицах
Сейчас можно найти множество книг со сказками, стихами, загадками о перелетных птицах. Вот небольшой перечень детских писателей, поэтов, которые писали о летунах:
- Михаил Пришвин,
- Корней Чуковский,
- Виталий Бианки,
- Дмитрий Кедрин,
- Апполон Майков,
- Борис Пастернак,
- Иван Тургенев.
Ребенку будет интересно послушать интересные стихи и рассказы о птицах. Выучите какое-нибудь стихотворение вместе с ребенком. Это поможет ему не только улучшить память , но и надолго запомнить ваш рассказ.
Почему перелетные птицы возвращаются?
Ответьте более широко на вопрос ребенка, почему после зимовки пернатые возвращаются на родину. Ведь ответ, в самом деле, прост: в теплых странах не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы птиц. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.
Заинтересовав ребенка, можно посеять семя любознательности и пытливости, что, несомненно, поможет крохе учиться на отлично и узнавать каждый день что-то новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме » Перелетные птицы» . «Помоги птицам»
Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста.
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету»
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка.
Конспект занятия по Нищевой Тема ««Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл.
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже .
Конспект интегрированного занятия по развитию речи: «Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы», подготовительная группа, 2018 год
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету».
Источник
Перелетные птицы
Под миграцией, или перелётом птиц подразумевают перемещение или переселение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо особенностями размножения. Способности птиц к миграции способствует их высокая мобильность, недоступная большинству других видов наземных животных.
Типы миграций
По характеру сезонных переселений птиц делят на оседло-живущих, кочующих либо перелётных. [1] Кроме того, при определённых условиях птицы, как и другие животные, могут выселяться из какой-либо территории без возврата назад, либо инвазироваться (внедряться) в регионы за пределами их постоянного обитания; такие переселения непосредственно к миграции не относятся. Выселение либо внедрение может быть связано с природным изменением ландшафта — лесными пожарами, вырубкой лесов, осушением болот и т. д, либо с переселённостью конкретного вида на ограниченной территории. В таких условиях птицы вынуждены искать себе новое место, и такое перемещение никак не связано с их образом жизни или временами года. К внедрениям также часто относят интродукцию — намеренное переселение видов в регионы, где они никогда прежде не обитали. [2] К последним, например, можно отнести обыкновенного скворца. Очень часто нельзя однозначно сказать, что данный вид птиц является строго оседлым, кочующим или перелётным: разные популяции одного и того же вида, и даже птицы одной популяции могут вести себя по-разному. Например, крапивник на большей части ареала, включая почти всю Европу и приполярные Командорские и Алеутские острова, живёт оседло, в Канаде и севере США кочует на незначительные расстояния, а на северо-западе России, в Скандинавии и на Дальнем Востоке являeтся перелётным. [3] У обыкновенного скворца или голубой сойки (Cyanocitta cristata) возможна ситуация, когда на одной и той же территории часть птиц в зимнее время перемещается на юг, часть прибывает с севера, а часть живёт оседло. [4]
Оседлые птицы
Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. Подавляющее большинство видов таких птиц обитает в таких условиях, где сезонные изменения не влияют на доступность корма — тропическом и субтропическом климате. В умеренном и северном поясе таких птиц немного; к ним в частности относятся cинантропы — птицы, обитающие вблизи человека и зависящие от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка и некоторые другие. Часть оседлых птиц, которых также называют полуоседлыми, вне сезона размножения перемещается на незначительные расстояния от своих гнездовий — на территории Российской Федерации к таким птицам можно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку. [1] .
Кочующие птицы
Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. [5] Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи.
На территории России к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижа, снегиря, свиристель и др.
Перелётные птицы
Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. [5] Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных около 80 км/час [6] [7] . Часто проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70 — 90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км. [6]
Формы маршрутов
- Разделительная миграция.
- Миграция перекатами.
- Кольцевая миграция. При кольцевой миграции весенние и осенние маршруты между собой не совпадают.
Миграции могут быть как горизонтально-направленными (из одного региона в другой при сохранении привычного ландшафта), так и вертикально-направленными (в горы и обратно).
Направления перелётов
Направления миграции у птиц бывают весьма разнообразными. Для птиц северного полушария типичным является перелёт с севера (там где птицы гнездятся) на юг (там, где они зимуют), и обратно. Такое перемещение характерно для умеренных и арктических широт северного полушария. В основе такого переселения лежит комплекс причин, главная из которых лежит в энергетических затратах — летом в северных широтах длина светового дня увеличивается, что даёт ведущим дневной образ жизни птицам больше возможности прокормить своё потомство: по сравнению с тропическими видами птиц кладка их яиц выше. Осенью, когда длина светового дня сокращается, птицы переселяются в более тёплые регионы, где кормовая база менее подвержена сезонным колебаниям.
Литература
- ↑ 12 Боголюбов А. С., Жданова О. В., Кравченко М. В. «Справочник по орнитологии. Миграции птиц» Москва, «Экосистема», 2006 онлайн
- ↑Introduced species Энциклопедия Британика. Прочитано 2008-09-02
- ↑ Josep del Hoyo , Andrew Elliott , David A. Christie «Handbook of the Birds of the World, Vol. 10: Cuckoo-Shrikes to Thrushes» Lynx Edicions. 2005. ISBN 84-87334-72-5
- ↑ Northern Prairie Wildlife Research Center Migration of Birds. Geographic Patterns of Migration. Прочитано 2007-09-02
- ↑ 12 Berthold, P. 1993. Bird migration: a general survey. Oxford University Press, New York, New York, USA.
- ↑ 12 Thomas Alerstam «Bird Migration» Cambridge University Press
- ↑Bird migration Universitetet i Oslo. Прочитано 2007-09-02
Wikimedia Foundation . 2010 .
Источник