Давайте поможем зимующим птицам

Праздник «Поможем зимующим птицам»
классный час (2, 3, 4 класс)

Цель занятия : дать представление о жизни птиц в зимний период.

Задачи : способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.

— формирование положительного эмоционального настроя;

— умения оценивать жизненные ситуации, выражать своё отношение к экологическим проблемам;

— давать оценку своей деятельности и деятельности других людей.

— определять тему и цели мероприятия;

— устанавливать связь между целями и результатом;

— определять степень успешности выполнения своей работы;

— осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

— вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные общеучебные УУД:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

— сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

— группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

— анализировать, делать выводы, обобщать;

— высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний;

— переносить имеющиеся знания в жизненное пространство.

— внимательно слушать и понимать других, отвечать на вопросы учителя;

— аргументировать свою точку зрения;

— сотрудничать в паре, умение договариваться и уважительно относится к

— оформлять свои мысли в устной форме;

— сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

1. Инсценированное выступление «Доживем до весны» (см.Приложение)

2. Ведущий : Мы рады приветствовать вас, дорогие гости! Как вы думаете, кому или чему посвящён наш праздник?

Сегодня мы поговорим о птицах, поиграем и узнаем много нового о наших пернатых друзьях. С нами зимуют разные птицы. Как называются птицы, которые живут рядом с нами летом и остаются зимовать? (Зимующие, ещё их называют оседлые). Каких птиц вы видели на улице зимой? А еще зимой с далекого холодного севера прилетают к нам кочующие птицы. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть!

(Синичка подлетает и шепчет ведущему). Мне синичка по секрету сказала, что была у нас на площади, там птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.

3 . Игра “Зимующие перелётные птицы”

Описание игры : Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Итак, у нас все перелётные птицы отправляются в тёплые страны (уходят в зал).

Читайте также:  Высоко над нами парящие птицы охранники бога

4. Пришла зима — спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них.

Слайд 3 . Как вы думаете, что страшнее птицам: холод или голод?

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ? (см.Приложение)

5.Ведущий. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода.

Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору. Как мы можем помочь беззащитным птицам?

6. Покормите птиц зимой! (см.Приложение)

7. Слайд 4. Ведущий. Мы тоже подкармливали птиц, вот и наши кормушки, которые вы делали раньше. У кого сохранились кормушки?

Какие правила построения кормушек вы помните?

1. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, без острых углов, краёв,

защищена от непогоды, недоступна для кошек, больших птиц.

2. Вешать кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но не голуби и вороны

( для них достаточно корма на улице)

Нужно следить, чтобы кормушки не заносило снегом, не сдувало корм ветром. Корм должен быть всегда свежий — от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть. Птицы легко привыкают к месту подкормки, регулярно посещают его.
Кормушки для птиц следует располагать подальше от проезжих дорог и людных мест – среди деревьев и кустарников, подход должен быть с одной стороны и расположена кормушка должна быть так, чтобы можно было наблюдать за птицами, фотографировать их.
Если Вы начали подкармливать птиц, не оставляйте этого дела до самой весны, до тех пор, пока птицы сами не покинут кормушку.

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

8. Слайд 6- 9. Вы помните, чем можно, а чем нельзя кормить птиц? Ведь еда с нашего стола для птиц не годится.

Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих друзей, родных, знакомых.

7.Физкультминутка . Во время чтения стихотворения хлопнуть в ладоши или топнуть ногой тогда, когда услышите не птицу, сосчитайте всех птиц.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
голуби, синицы,
аисты, вороны,
галки, макароны .
голуби, куницы .
лебеди, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары , кукушки.
зайчики , синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и ватрушки .

Читайте также:  Всероссийский нии птицеперерабатывающей промышленности

— Каких водоплавающих птиц мы можем встретить на наших водоёмах зимой?

— Почему в наших краях остаются зимовать лебеди?

— Как помочь зимой водоплавающим птицам?

9 . Сценка «Разговор на лесной поляне» (см.Приложение)

10. Слайд 11. Конкурс «Кто здесь лишний?»

(Ребята угадывают, названия каких птиц зашифрованы, какая птица не является зимующей?)

Источник

Конспект НОД «Поможем зимующим птицам»
план-конспект занятия по окружающему миру

Наблюдение за птицами на прогулке. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений разных птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь и др.). Чтение художественной литературы: В.Бианки «Кто к кормушке прилетел?», русские народные песенки, потешки. Привлечение логопеда по отработке речевого материала с детьми .

Материалы, оборудование. Картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц, разрезные картинки, лото «Птичий домик», цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки; готовые кормушки, корм для птиц- семена подсолнечника, сало, белый хлеб, яблоки, две три крышки от картонных коробок разного размера с низкими бортиками, с верёвочками для подвеса: эмблемы птиц на каждого ребёнка.

Дети сидят в кругу на стульчиках.

Воспитатель: Ребята , я получила письмо от попугая, его зовут Кеша. Он живёт в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и о птицах, которые не улетают на юг. Напишем письмо Кеше, где расскажем о зиме и пригласим его в гости. Ребята , вы сможете отгадать загадку?

Какой это мастер на стекла нанес

И листья и травы, и заросли роз?( Мороз)

Воспитатель: А в какое время бывает мороз? (Кеша не знает, дети помогают ему: Зима – чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу).

Воспитатель: А как зимуют наши пернатые друзья- птицы? Чем мы им можем помочь в это трудное время? ( Ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться.)

(Педагог вывешивает картину с изображением кормушки и расставляет в прорези изображения птиц.)

Воспитатель: К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, всё ли правильно? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.(Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Ребята , расскажите Кеше, как зовут этих птиц. Почему убрали других птиц? Что это за птицы? (Перелетные).

Да, на наши кормушки прилетают воробьи, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные гости – снегири и свиристели.

(Вывешивается картина- городской пейзаж с зимующими птицами).

Воспитатель: В холодные дни птицы ищут себе корм в течении всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи и вместе с городскими летают около жилья.

Читайте также:  Гадкие американцы люди птицы

Давайте с вами поиграем. Игра называется «Найди свою стайку!» Я вам раздам картинки-эмблемы птиц, под музыку птички будут летать, а когда музыка кончится, птички соберутся в свою стайку.(звучит аудиозапись с голосами птиц: синица, воробей, ворона, голубь, соловей). Дети играют 2-3 раза.

Дети садятся на стульчики. После игры воспитатель задаёт вопрос детям : «Голос какой птицы здесь лишний? Кого мы не можем услышать зимой?» (соловей).

Воспитатель: Посмотрите, почтальон принес мне 3 конверта. На них нарисованы птицы : снегирь, сорока, синица. Это игра «Сложи птицу». Нужно правильно подобрать голову, хвост, ноги к птицам. Кто хочет поиграть? (Дети выкладывают на ковре птиц из частей).Играют 2 раза.

Воспитатель: Ребята, помните, во время прогулки мы наблюдали за птицами на кормушке, а сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками.

Воспитатель: Вспомните, как выглядят синички? Маленькие да удаленькие, туловище округлое , голова маленькая и тоже круглая, крылья небольшие, хвост удлиненный, перышки черные с серым, клюв короткий, глаза –черные бусины, грудка желтая. В сильные морозы иногда к нам прилетают редкие гости – снегири. Их легко узнать по красной грудке.

Воспитатель выставляет дидактическую картинку с изображением синичек и снегирей. Показывает способ рисования птиц:

  1. Нарисуем простым карандашом контуры птиц. Птица может сидеть на веточке или кормушке — крылья сложены, а может подлетать к ней- машет крыльями.
  2. Туловище- овал, голова –круг. Рисуем хвост и крылья, на голове- клюв и глаза.
  3. Синица с желтой грудкой, а снегирь- с красной;
  4. Зимой птицы лакомятся ягодами рябины , поэтому на веточках можно нарисовать гроздь красных ягод.
  5. Если птицы летят на кормушку, то нарисуйте корм для птиц.

Воспитатель в игровой форме показывает детям возможности передачи движения фигурки птицы: приподнимает крылья и показывает, будто птица летит к кормушке, садится на неё( крылья опускаются) начинает клевать зёрна(опускает голову).

Воспитатель выставляет технологическую карту «Птицы на кормушке». Дети начинают рисовать и переносят свои рисунки на мольберт по мере завершения.Оформляем мини выставку детских работ.

Воспитатель читает стихотворение З.Александровой «Птичья ёлка»:

Воспитатель: Ребята, давайте соберем корм для птиц. У меня приготовлены белый и черный хлеб, соленое сало, семечки подсолнечника, яблоки, перловая крупа. Что отнесём птицам и положим в кормушку?( Ответы детей : Черным хлебом и соленым салом птиц кормить нельзя, они могут заболеть. Белый хлеб, крупы, семечки, яблоки , несоленое сало птицам помогут пережить холодные зимние дни).

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня мы рассказали попугаю Кеше? О зиме, о зимующих птицах. Как помочь птицам зимой ? (Ответы детей: птиц надо подкармливать на кормушках). Сегодня мы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и их изучают ученые – орнитологи. А наша задача – помочь птицам в трудное зимнее время, чтобы без песен не пришлось встречать весну. А наши рисунки мы сложим в конверт и отошлём попугаю Кеше.

Источник

Оцените статью