Дайте краткую характеристику действующему правовому механизму охраны окружающей природной среды

18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.

Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура механизма состоит из четырех звеньев. Первое звено – природоохранительные нормы права, главная функция которых состоит в том, чтобы закрепить базовые экологические императивы. Второе звено включает экологизированные правовые нормы и нормативы. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных и нормативов. Наконец, четвертое звено – завершающий этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении.

Природоохранительные правовые нормы, призванные выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии (они были описаны выше).

Эффективность эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды – это оценка качества его работы. С точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной. На статической стадии эффективность механизма зависит от полноты и социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы. На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона, уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового природоохранительного закона в категорию факторов эффективности вошли гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной среды.

На третьей результативной стадии движения механизма анализируются итоги действия звеньев. Итогом работы всего механизма является правовое отношение, направленное на решение конкретной хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого механизма не всегда сопряжена с его эффективностью. Выход из этого положения – в нахождении оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета экологии, но в сочетании с экономикой, а именно учет потенциальных экологических возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий, реальная вероятность восстановления потерь в природной среде. Теоретически допустимы три варианта решения: альтернатива интересов (при экономическом варианте страдает экология, при экологическом экономика и экономическое благосостояние человека); сочетание интересов (предполагается учет экологических интересов граждан в здоровой окружающей среде и обеспечение их необходимых материальных потребностей); совмещение интересов (экологический интерес предприятия становится составной частью органической частью экономического интереса этого объекта).

Читайте также:  Драматический конфликт природа конфликта

Источник

Правовой механизм охраны окружающей среды.

Правовой механизм охраны окружающей среды — система организационно-правовых мероприятий, направленных на сохранение, рациональное природопользование и воспроизводство природной среды.

Правовой механизм состоит из 4 элементов:

1. Природоохранные нормы. Их цель- закрепление в законодательстве базовых императивов, принципов, приоритетов в области охраны окружающей среды.

2. Экологизированные нормы. Цель- довести до хозяйствующих субъектов требования природоохранных норм.

3. Нормы-гарантии. Цель- обеспечение исполнения природоохранных и экологизированных норм.

4. Эколого-правовые отношения- результат применения вышеуказанных норм.

Условия эффективности правового механизма:

a) Содержание природоохранных норм должно иметь экологическое обоснование

b) Процесс экологизации всей системы законодательства

c) Помимо юридических гарантий должны быть применены экономические, организационно-правовые и идеологические гарантии

d) Все вышеуказанные условия должны действовать в комплексе.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, СОВМИНА СССР ОТ 07.01.1988 N 32 «О КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В СТРАНЕ»

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г. – гл. 4, экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Суть экономического механизма – материальная заинтересованность.

До 2015 г. была ст. 14, где давался перечень методов экономического регулирования.

4 категории:

1. Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к применению НДТ (наилучших доступных технологий)

2. Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду.

3. Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду.

4. Объекты, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду.

Присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие. Категория может быть изменена

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);

Читайте также:  Где красивая природа море краснодарского края

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Дайте краткую характеристику действующему правовому механизму охраны окружающей природной среды

Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды

1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

6. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

7. Отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

(п. 7 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Читайте также:  Барби фотограф дикой природы

Источник

24. Экологический механизм охраны окружающей природной среды.

Механизм охраны окружающей природной среды – комплекс организационных, правовых и экономических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижения уровня вредного воздействия человеческой деятельности на неё.

Элементы механизма охраны окружающей природной среды:

1) организационно-правовой (управленческий), включает в себя две группы инструментов: а) институциональные – система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды, б) функциональные меры охраны – экологическая сертификация, контроль, лицензирование.

2) экономико-правовой механизм – система экономически стимулирующих инструментов охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование, страхование, экономическое стимулирование),

3) правовой механизм – система юридических институтов охраны окружающей среды (юридическая ответственность за экологические правонарушения, возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей среды),

4) механизм особой охраны – включает в себя систему специальных, установленных государством мероприятий: по защите особо охраняемых природных территорий и объектов, особо опасных зон или экологически неблагоприятных территорий,

5) идеологический механизм – система мер охраны окружающей природной среды, включающая в себя экологическое воспитание, образование и культуру.

6) международно-правовой механизм – система мер охраны окружающей природной среды, включающая в себя конвенционные механизмы (многосторонние и двусторонние соглашения), институциональные механизмы (образование международных организаций и их органов), ситуационные механизмы (ведение переговоров, конференций).

25. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.

Международное право в области охраны окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений.

Субъектами механизма охраны окружающей среды являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в определенных случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

Объектом международно-правового регулирования охраны окружающей среды является вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство, а также отдельные объекты природной среды: мировой океан, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

К основным механизмам международно-правового регулирования охраны окружающей среды можно отнести: 1) комплекс конвенционных механизмов (международные договоры, декларации, соглашения, конвенции), 2) комплекс институциональных механизмов (создание международных, правительственных, неправительственных организаций), 3) комплекс ситуационных механизмов (ведение международных переговоров и конференций для оперативного решения глобальных экологических проблем).

Источник

Оцените статью