Растения (деревья, трава, цветы, кусты) — живая или неживая природа?
Посмотрите определение понятия живое, это то что реагирует на изменения во внешней среде, меняется, т.е.активная форма материи. Минерал — неактивная форма- неизменен. Мельчайшая бактерия, которая реагирует на свет, температуру — ведёт себя иначе при различных обстоятельствах — живая. Все растения, грибы, животные, бактерии, микроорганизмы и вирусы — живые.Они растут, на них влияет окружающая среда, они питаются, они размножаются и они умирают.
Для учеников младших классов есть небольшая путаница между существительными (одушевленные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевленные «что?») и живой и неживой природой.
Растения и грибы — живая природа, в отличие от камней, земли и т.д.
Хоть и отвечают на вопрос «что?»
Грибы и растения растут, дышат и размножаются — потому это живая природа.
Все что не движется, не питается, не размножается — это неживая природа.
Тема «Объекты живой и неживой природы»
Из школьной программы я помню, изучали мы, что бывает природа живая и неживая. Дадим краткое определение каждой природе, чтобы отнести к той или иной категории интересующее нас.
Все, что питается, дышит, развивается и растет — это живая природа. То, что не обладает этими способностями, называется — неживая природа. К неживой относят: почву, звезды, камни, воду, воздух и так далее.
Как мы знаем, трава, цветочки, деревья, кустарники и грибы имеют способность расти и развиваться, а значит их смело можно относить к живой природе.
В природе, как мы знаем, все взаимосвязано, в том числе и живая природа с неживой, если не будет одной, то погибнет другая.
Например, растения питаются водой. Здесь живая природа зависит от неживой. Почва — это отмершие растения, здесь неживая природа образовалась из живой.
Источник
«Дерево-объект живой природы»
план-конспект по окружающему миру
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира образовательная область «Познание» «Дерево-объект живой природы», для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
непосредственно образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
образовательная область «Познание»
«Дерево-объект живой природы»,
Воспитатель старшей группы
Цель: Закреплять знания детей о деревьях — как живых объектах природы.
-Продолжать учить детей, разгадывать загадки, опираясь на свои знания о разновидности деревьев.
— Учить детей определять признаки живых объектов природы с помощью схем – модулей.
— Продолжать формировать знания о лесе – как месте в природе, где произрастают разнообразные растения (деревья).
— Учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объекта живой природы.
— Продолжать учить детей последовательно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы.
— Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
-Закрепить у детей представление о последовательности действий при замачивании семян об условиях роста и о значении для существования живых объектов природы.
— Учить составлять целое из частей.
— Систематизировать знания детей о функциях частей дерева.
— Упражнять детей в умении ориентироваться на плоскости и располагать изображение в указанном направлении.
— Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
— Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.
— Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, памяти, внимания, интереса к выполнению самостоятельных трудовых действий.
— Развивать умение действовать в игровой ситуации индивидуально и в коллективе.
— Дать детям представление о пользе растений (деревьев) окружающим (животным, птицам, человеку).
— Воспитывать стремление беречь и сохранять окружающий мир.
-Воспитывать желание оказывать помощь друг другу в ходе выполнения задания.
разгадывание загадок о растениях; д/и « Растения нашего края»; рассматривание иллюстраций о растениях; рассматривание энциклопедий; чтение экологических сказок о загрязнение нашей планеты; д/и «Правила поведения в природе»; разучивание стихотворений о растениях, аппликация Тема: «Деревья зимой», Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение на прогулке «Какая ель», «Что находится в шишках?». Д/и «Живое- неживое», «Что сначала, что потом».
Словарная работа: активизация: береза. ель, рябина, сосна. осина.
обогащение словаря: живое-неживое, минеральные вещества, семена, росток, саженец, цветение.
закрепление: растет, питается , дышит, размножается.
Материалы и оборудование: карточки для игры «Живое – неживое», разрезные картинки для составления дерева (березы, ели) для каждого ребенка, схемы, карточки для игры «Что сначала, что потом», схема -модель «Что нужно для роста и развития дерева»,семена кедра, баночки для замачивания семян, ватные диски, вода (для практической работы), пособие «Кому нужны деревья?», телевизор.
Методы и приемы: сюрпризный момент, разгадывание загадок, мультимедийная презентация, современные компьютерные технологии, вопросы педагога, ответы детей, беседа, работа по схемам-моделям, дидактические игры, проблемная ситуация, рассказ воспитателя, экспериментирование, музыкальное сопровождение, поисковые вопросы, малоподвижная игра (физминутка).
Интеграция ОО: «Познание», «Безопасность», «Труд», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, исследовательская.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
— Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.
«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». ( Ель) (слайд)
- «Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». ( Береза ). (слайд) - «Никто не пугает,
А вся дрожит». ( Осина ) (слайд) - «Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». ( Рябина). (слайд)
- «У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке». ( Сосна) (слайд)
— Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья ) (слайд)
— Сегодня мы продолжим говорить о таких растениях – как деревья.
— А где можно увидеть многообразие деревьев? (в лесу ). (слайд)
— Как вы думаете, что было бы, если бы, не было бы деревьев?(……..).
Воспитатель показывает детям игрушечную ель.
— Скажите, а это ель живая? (ответы детей)
— Почему вы так думаете? (ответы детей)
— А какое дерево можно назвать живым?
(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет схему-модель: дышит, питается, растет, размножается).
— Повторяем вместе признаки живого существа : дышит, питается, растет, размножается.
Мы с вами повторили признаки всех живых существ.
— Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.
Д\и «Живое — неживое» (инд. работа)
— Перед вами карточки с живыми и неживыми объектами. Обведите в круг только те объекты, которые имеют признаки живого существа.
— Назовите, что вы считаете живым на карточке (ответы детей).
— И так ребята, вы узнали, что есть живые и неживые объекты и вы правильно их определили.
— Предлагаю составить целое из частей.
— На тарелке находятся части растения, из них составьте целое дерево.
— Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.
— У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?
-Назовите, из каких же частей состоит дерево.
Выставляется модель — схема ( корень, ствол, ветки, листья).
— Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть растению.
И так вы узнали функции каждой части дерева. Каждая часть дерева зависит друг от друга.
— А сейчас я вас приглашаю в лес.
Физкультминутка «Елочка». (слайд)
Есть в лесу три полочки (стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)
Ели, (потянуться вверх, руки поднять вверх)
Елки, (стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)
Елочки, (присесть, руки перпендикулярно туловищу)
На елях висят небеса (руки вверх)
На елках птичьи голоса (стоя, пальцами имитировать игру на дудочке)
А на елочке – роса. (Встряхнуть кисти рук).
-Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими? (ответы детей).
Д\и «Что сначала, что потом» (3 команды) (Один ребенок работает у доски, остальные самостоятельно стоя за столами).
На тарелочках карточки. Где показан весь процесс роста дерева.
— Выложите картинки в правильной последовательности.
Проверка выполнения задания.
— У вас на столе схемы. Выкладывайте их над (под) соответствующей карточкой.
— Представьте себе, что вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа.
— Посмотрите, что видите на тарелке?
— Как вы думаете, они живые? (ответы детей)
— Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.
— Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?
— Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить. Создать необходимые условия.
— Давайте вспомним, что нужно для роста и развития растениям.
Практическая работа детей (парами).
— Пройдите в исследовательскую лабораторию.
— Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные контейнеры. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена кедра. Возьмите контейнеры и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его. Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте контейнер. Оставим семена просыпаться. Возьмите свои волшебные контейнеры и несите на разнос.
— Подскажите мне, куда их нужно поставить? (ответы детей)
— А почему на подоконник? (ответы детей)
— Семена живые существа, и им нужен свет.
— Дети вы сегодня учились замачивать семена. Если мы правильно будем за ними ухаживать, у них скоро появится корешок. И мы посадим их в почву.
— Весной мы наши саженцы посадим на наш участок. И у нас вырастут большие могучие кедры.
— Для чего или для кого на нашей планете растут деревья? Предлагаю поиграть в игру и узнать это.
От дерева отходят стрелочки, в конце стрелочки круг. Дети выбирают определенную карточку, находящуюся на подносе, и объясняют пользу растений для того или иного существа. После этого наклеивают её в круг.
— Зачем человеку (птицам, лосю,…. ) нужны деревья? ( ответы детей).
— Посмотрите, какая картина у нас получается. Кому же нужны деревья?
— Оказывается, деревья нужны животным, птицам и людям, потому, что дают кислород и очищают воздух от загрязнений.
— Итак, ребята, вы сегодня испытали себя в роли ученых. Что для Вас было самым интересным и запоминающим в нашей лаборатории? Что нового вы узнали? Как мы доказали, что деревья — живые? Какую пользу они приносят и кому? Поэтому мы должны беречь и приумножать их. Чем мы с вами и занимались сегодня.
— Пришло время прощаться, говорите до свидания и выходите.
Произрастая из земли,
Стремятся к небесам.
А мы вот так бы не могли
Подобно деревцам.
Мы спать ложимся,а они
И ночью начеку.
А днём упрячут нас в тени,
Прижав листок к листку.
В их долгий век,суровый век
Покоя не дают.
Будь благодарен человек
За их нелёгкий труд.
За кислород-они его
Нам щедро отдают.
А им нет лучше ничего,
Когда их берегут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Неживая и живая природа. Явления природы.»
План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС «Неживая и живая природа. Явления природы.» В ходе урока используются ЭОР.
Неживая и живая природа. Явления природы.
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России». Знакомит детей с понятиями «неживая и живая природа», «явления природы».
Занятие по экологии в старшей группе: «ЖИВАЯ И НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА»
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы, от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрыв.
Флипчарт «Живая и не живая природа»
План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : «Живая и не живая природа»
План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : «Живая и не живая природа".
Живая природа: растения. Живая природа: животные. Уроки в 1 классе по УМК Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.
Презентация к циклу уроков по окружаещему миру, включающему в себя уроки по темам: Живая и неживая природа, Живая природа — растения, Живая природа — животные, Зависимость растений от природных услови.
Источник