Деревянная птичка свистулька народный промысел

Вятская свистунья, или свистопляска

Весёлый народный промысел зародился в XV веке близ города Хлынова, это старое название Вятки, а потом — Кирова. Вообще, история с возникновением этой игрушки мутная, время — смутное, кто-то где-то да свистит. Потому версия первая: Вятская свистунья, или свистопляска.

Версия связана с Хлыновским побоищем, которое произошло в 1392 (или 1418) году. Хлынов подвергся нападению врагов, не мог сам сдерживать осаду и позвал на помощь устюжан. Которые немедленно отправились противостоять, но путь неблизкий (500 км), пришли к ночи, были хлыновцами же и побиты, кто в темноте разберёт. Ночью все кошки серы.

К утру туман рассеялся, чары тоже спали, павших на поле брани с почестями предали земле, но сама трагедия не была забыта. Каждую весну в том самом овраге устраивалась ярмарка с кулачными боями и весёлым свистом, который олицетворял торжество жизни над смертью. Свистульки лепили зимой в селе Дымково за тем самым оврагом, насыщенным красной глиной. Праздник стал традицией, утро посвящалось молитве, далее шли увеселительные мероприятия. Игрушки приобрели разнообразие: фигурки людей, бытовые сценки и мифические звери.

Версия вторая, хлыновцы ничего не путали, и устюжане действительно их атаковали. Вражда между двумя городами длилась более ста лет, хотя иногда они объединялись в борьбе против татарских ханств.

Великий Устюг выступал на стороне Москвы за объединение земель русских, в Вятке лидировала антимосковская группировка. В 1489 году Иван III берёт город в осаду, не без помощи устюжан жители были вынуждены капитулировать. Лидеров мнений и их сторонников расселили куда получилось, а на их место приехали ремесленники из города Устюга, увидели глину и стали немедленно лепить классные игрушки, украшая их супрематическими символами. Язык супрематизма близок к язычеству, свистом язычники отгоняли нечистую силу от жилищ. Потому игрушки начались со свистулек и праздника весны, когда живые отзимовавшие люди выходили как птички пересвистываться друг с другом.

Версия третья, опричнина. В XVI веке Иван Грозный вносит Великий Устюг в список опричных городов, всех вольнодумцев как языком снесло кого куда, многие перебрались в Дымково, где немедленно начали заниматься творчеством. Версии не противоречат друг другу, а только дополняют.

На фотографии: «Бараны — свистульки» 1900-е годы

Автор: Мезрина (Никулина) Анна Афанасьевна

Источник

История одного предмета: игрушки-свистульки

Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.

Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание про­стейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изоб­ражения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Ле­пилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Сек­рет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного располо­жения воздуходувного канала в мундштуке и на­ходившегося под ним отверстия для выхода час­ти воздуха.

Читайте также:  Ане лорак даже птицы замолкнут

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значи­тельно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части иг­рушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.

Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством. Датируются XV — XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.

На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Читайте также:  День птиц ежедневное планирование

Источник

Что такое свистулька, как она звучит и из какого дерева ее делают?

Свистулька – один из первых музыкальных инструментов на котором играли наши предки. Сейчас она снова становится популярной и интерес к этому оригинальному инструменту возрастает.

Что такое свистулька

Свистулька – древнейший духовой музыкальный инструмент со своеобразным звучанием, своего рода свистковая сосудообразная флейта. Другое ее название – окарина. Это слово итальянского происхождения (ocarina), переводится – “гусенок”. Самой распространенной формой этого духового инструмента является птичка.

Музыкальный инструмент свистулька

Свистульки со звуками более высоких тонов называют свистками или дудками, а более низких – гудухами.

История происхождения

Первые упоминания об этом своеобразном музыкальном инструменте датируются четвертым веком до нашей эры. Речь идет о прообразе свистульки под названием “сюнь”, его изготавливали китайские мастера. Самый древний инструмент был в виде шара и имел одно отверстие. Сюнь пользовался невероятной популярностью, поскольку обладал благородным звучанием. Его использовали в придворной ритуальной музыке.

Древние образцы окарин были найдены на территории Индии и Африки. А также в Европе и Америке. Причем у американцев это по сей день один из самых сложных акустических инструментов, который популярен у местных жителей.

В Африке свистульки активно использовали пастухи, они были в ходу у путешественников. Они обращались к ним в том случае, если необходимо было дать знать о себе или в случае опасности, то есть это было неким средством коммуникации.

У древних народов свистульки-окарины применялись в основном в качестве обрядового инструмента. С его помощью обращались к богам и отгоняли злых духов.

Делать их могли из подручных материалов, то есть тех, которые можно было найти в природе. Например, из глины, дерева или останков животных.

В классической музыке этот старинный инструмент начали использовать относительно недавно, не более 150 лет назад. Это произошло благодаря Джузеппе Донати – знаменитому итальянцу. Он создал оркестр, в котором использовал свистульку. Джузеппе модифицировал ее в музыкальный инструмент, на котором исполнял сложные мелодии благодаря десяти отверстиям. Он настроил звучание окарины на уже знакомую нотную гармонию.

На Руси этот музыкальный инструмент появился на рубеже десятого века. Он сочетал в себе элементы игрушки, поскольку имел форму птиц или животных. Это были простейшие свистульки в виде петуха, утки, медведя, лягушки или даже барыни. Существовало поверие, что такая игрушка переманивает на себя хворь ребенка.

Свистульки, найденные при раскопках

Их активно использовали на ярмарках. С помощью веселого звонкого свиста или переливчатых трелей продавцы зазывали покупателей.

До 19 века они являлись основным элементом гуляния со звучным названием “Свистопляска”. Ее устраивали в честь прихода весны, которую зазывали громкими звуками этого русского народного инструмента и щедрыми угощениями. Эта традиция канула в лета и только детская забава – свистульки напоминают о ней.

Строение инструмента

Конструкция этого инструмента довольно проста. Он может быть любой геометрической формы, но наиболее распространенной является конический сосуд. Строение классической свистульки представляет собой сферическую закрытую камеру с отверстиями для пальцев и свистковое устройство.

Читайте также:  Бизнес план инкубатор птицы

Строение свистульки

Количество отверстий определяет звукоряд. Если частично их прикрыть, можно получить различные полутона. Основное отличие свистульки от окарины заключается в количестве отверстий. У свистульки их 1-2, у окарины от 4 до 12 (в классической 10).

Традиционным материалом для изготовления свистулек считается глина и дерево, иногда их выполняют из стекла, кости, металла или пластика. От того из какого материала изготовлен инструмент, сколько и каким образом расположены отверстия, а также от объема и формы зависит ее звучание.

Как звучит свистулька

У свистулек звонкое и объемное звучание. В зависимости от размера инструмента звук может быть более низким или напротив, басовитым. Чем больше объем камеры, тем ниже звук и соответственно, маленькие свистульки звучат громче и ярче. Есть такие, в которые можно наливать воду и тогда вместо свиста получаются многотональные трели.

Какие бывают свистульки

Существует огромное количество свистулек. Отличаются они материалом, применяемым для изготовления. Их выполняют из:

  • глины;
  • дерева;
  • раковины;
  • камня;
  • панциря черепахи;
  • останков животных;
  • пластика.

При изготовлении из дерева в основном используют липу. Готовые деревянные изделия сушат, при необходимости обжигают и расписывают, но не обязательно. В первозданном виде они выглядят достаточно интересно. Хотя именно роспись придает шарм каждому изделию и делает их неповторимыми.

В прошлом веке русский народный инструмент – свистульки изготавливались повсеместно, особенно славились дымковские, абашевские, жбанниковские свистульки.

Формы свистулек поражают многогранностью. Это могут быть свистульки в виде медведя, собаки, лягушки, кошки или человека. Есть даже в форме фантастических животных. Самая популярная форма – птичка. Палитра цветов поражает воображение. Причем каждый цвет имеет свое значение. Например, белый – означает жизнь, красный – любовь, черный – плодородие.

Еще они отличаются размером, музыкальными возможностями и областью применения.

Сфера использования

Свистульки-окарины – популярный музыкальный инструмент с древних времен. У них обширная география и свои национальные традиции. Немного найдется мест на планете, где бы они не использовались.

В древности такие примитивные инструменты были востребованы на праздниках и сопровождали определенные обряды. Наши предки верили, что с их помощью можно вызвать дождь, который прекратит засуху.

В языческие времена их использовали как оберег. Каждая фигурка имела значение: корова – символ здоровья, пирамида – притягивала достаток, а уточка считалась символом плодородия.

Сейчас, благодаря Джузеппе Донати, окарину используют во многих оркестрах. Она вносит неповторимый шарм в каждое музыкальное произведение, независимо от жанра. При этом и соло этого инструмента звучит потрясающе красиво.

Свистульки нашли применение как музыкальный инструмент в самодеятельных и профессиональных коллективах наряду с другими духовыми инструментами. Они подходят как для любителей, так и для профессионалов.

Также это полезные расписные игрушки, которые любят дети. Пользуются спросом свистульки и в качестве памятных сувениров. Популярны такие вещи и среди коллекционеров.

Источник

Оцените статью