- Театральная педагогика в школах- лидерах
- Событийная выраженность и действенный анализ
- Композиция урока
- Игровая природа и
- Разнообразие мизансцен
- Презентация на тему Действенная природа сценического искусства
- Слайд 1 Действенная природа сценического искусства
- Слайд 2 Действие форма движения конфликта, его существования. Сценическое действие — одно
- из основных выразительных средств в актёрском искусстве.
- Слайд 3 Сценическое действие – единый психофизический процесс. Основные виды
- человеческих действий: физическое;
- Слайд 4 Виды психических действий в зависимости от средств их
- осуществления: мимические; словесные; в зависимости от объекта воздействия внешние; внутренние;
- Слайд 5 «Система Станиславского — самая реалистическая система в творчестве, потому
- что она строится по законам самой жизни, где существует
- Слайд 6 Действие должно быть органическим, т.е. соответствовать тем обстоятельствам,
- в которых оно осуществляется.
- Слайд 7 Обстоятельства жизни действующего лица называются термином «предлагаемые обстоятельства».
- Слайд 8
- Слайд 9 Предлагаемые обстоятельства «Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха,
- время и место действия, условия жизни, наше актерское и
- Слайд 10 Актер должен всё время «находиться на сцене», сосредоточиваясь
- на предлагаемых обстоятельствах постановки. Для этого нужно развивать сценическое
- Слайд 11 Под органическим действием надо понимать НЕ механические действия
- (ищу, достаю, выкладываю и т.д.) и не мизансценические (перехожу,
- Слайд 12 Действие — это воздействие на партнера с определённой
- целью. Составные части действия: оценка пристройка
- Слайд 13 Основные качества сценического действия: внутренняя обоснованность, логичность, последовательность, возможность быть
- в действительности.
- Слайд 14 Любое сценическое действие – определенный этап борьбы на
- пути к сверхзадаче. «Сверхзадача» — основная цель, ради которой писатель
- Слайд 15 Обстоятельство, которое меняет жизнь персонажа, его поведение –
- событие.
- Слайд 16 Сущность метода действенного анализа заключается в том, чтобы найти
- в пьесе точный событийный ряд. Построив цепочку событий, надо
- Слайд 17 Нельзя построить цепь событий вне сквозного действия пьесы.
- Сверхзадача – идея режиссера, его взгляд на произведение. Достижение сверхзадачи
- Слайд 18 1. Исходное событие — событие, предшествующее сюжету определяющее
- его дальнейшее развитие, оценку и поведение героев. событие, которое определяет
- Слайд 19 Основное событие – то, с которого начинается конфликт,
- начинается борьба по сквозному действию. Центральное событие – решающий момент
- Слайд 20 Исходное событие
- Слайд 21 Проведя событийный анализ пьесы, мы проверяем правильность определения
- темы и идеи. Этот метод соединил в себе анализ
Театральная педагогика в школах- лидерах
педагогики “Я действую в предлагаемых обстоятельствах” (К.С.Станиславский) Формулу метода можно развернуть в несколько ключевых принципов: • Действие – язык театрального искусства; • Внимание, воображение, свобода и действие – важнейшие и взаимообуславливающие элементы “Системы”; • Действие всегда целенаправленно и результативно; • Действие – единый психофизический процесс, следовательно, действие – путь к чувству; • Действие может совершаться только здесь, сейчас и впервые; • Овладение логикой действий героя – путь к перевоплощению; • Личностный характер действия – так же путь к перевоплощению; • Творчество артиста возможно только в предлагаемых обстоятельствах и только в сфере воображения. Активная позиция учеников превращает для них процесс обучения в личностно значимую деятельность. Позиция самостоятельного поиска истины и проверка ее самостоятельной же практикой – вот принцип обучения К. С. Станиславского.
Событийная выраженность и действенный анализ
Событие – основная структурная единица урока, неделимое ядро открытого режиссёрского действия. Само событие – объективно, а содержание его субъективно, оно выражается через поступки, действия участников урока, через их борьбу за те или иные предметы познания, то есть через мельчайшие физические действия (вспомнить, рассмотреть, отыскать в словаре, продемонстрировать эксперимент, проверить версию или гипотезу, сравнить, объяснить, узнать, спровоцировать, доказать, сосредоточиться, удивить и т.д.). Чем сильнее мысли и чувства ученика связаны с каким-либо объектом познания, тем более многообразны, активны и неисчерпаемы его действия. Разнообразие построения конфликтов: Учитель – класс; Учитель – ученик; Внутренний конфликт ученика с самим собой; Ученик – ученик; Группа учеников – Группа учеников; Ученики – удалённый участник; Учебная группа – внеличностные обстоятельства (например, экологическая катастрофа).
Композиция урока
•Кульминация в режиссуре •Разрыв в педагогике •Развязка в режиссуре •Образовательное приращение в педагогике •Завязка в режиссуре •Мотивация, манок или индуктор в педагогике
• | «Закон уплотнения действия в полной мере | |
относится не только к работе режиссёра, но и к | ||
учителю: он должен уплотнить, спрессовать | ||
пространство и время урока; отобрать события, | ||
способные раскрыть внутренние пружины | ||
предстоящего на уроке действия. | ||
«Если бы…» или предлагаемые обстоятельства | ||
урока – это сконструированные педагогом | ||
творческие стимулы на основе организации | ||
учебного, творческого, художественного, | ||
научного, документального, жизненного | ||
Если бы… мы пришли в гости на | ||
детский бал к Дурасову… | материала, ассоциативных размышлений, исходя | |
из темы урока, посредством которых в классе | ||
должна возникнуть потребность в реализации | ||
учащимися той или иной познавательной задачи. | ||
• | Сверхзадача – компас урока. Сверхзадача, как мы | |
уже говорили выше, активизируется при помощи | ||
выстраивания интересных для участников | ||
процесса предлагаемых обстоятельств. | ||
• | Каждый педагог должен воспитать в себе чувство | |
«ради чего?», но так, чтобы оно стало его | ||
профессиональным навыком. Учёные физиологи | ||
доказали, что только знание своего собственного | ||
ответа на вопрос «ради чего» рождает подлинный | ||
темперамент и заразительность». |
«Применение метода действенного анализа (перевод главной идеи на язык действия, т.е. ее раскрытие путем решения цепочки проблемных ситуаций) в организации событий урока позволит выстроить логику, иными словами драматургию, режиссерский план урока, выделяя главное событие (то событие, которое определяет мотивы, характер действия и взаимодействия его участников), задачи (волевые цели: 1. Что делаю? 2. Зачем делаю? 3. Как делаю? 4. И сверхзадачу (та конечная цель, которой добиваюсь, к достижению которой направлены все действия)».
Игровая природа и
импровизационность • А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… каков ребенок в игре, таков он и будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… — Игра – своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается воля, выдержка, активность, находчивость. Игра – это школа общения». • В.М.Букатов: «Социо-игровая педагогика предлагает увидеть значимость в самой организации процесса поиска, организации проблемной ситуации-деятельности, в которой дети, общаясь между собой, будут открывать новое через игру, пробы и ошибки». • В.А.Ильев: «В любой игре заданы логика, последовательность и жёсткие правила для ведущего и играющих. Нарушил условия – выходи из игры. А всё остальное – импровизация и полная свобода». • С.А.Смирнов: «Исходный смысл игры – переживание полноты бытия, практика раздвигания горизонтов бытия, порождение новых миров. Игра – это новый проект бытия. В игре человек всегда больше себя самого. Возможность такого проектирования задаёт смысл его существованию… Игра – это большая реальность, более плотная и полная. Именно игра «сидит» ядром, порождающим механизмом в образовании человека. Игра образует его образ, складывает его персону. Образование – та деятельность, которая порождает новое общество, а игра – тот механизм, который запускает процесс развития в самом образовании».
• Импровизация ничего общего не имеет с хаосом, импровизация требует творческого напряжения именно потому, что она ограничена логикой, последовательностью и заданными правилами. • Театральная педагогика, как и вообще педагогика искусства, прежде всего, интересна тем, что помогает развить глубину и многообразие чувств. А игровая театральная импровизация – это как раз то пространство, где наиболее естественно и неизбежно рождаются самые разнообразные чувства, и где естественнее всего учиться ими управлять, находясь в той или иной ролевой позиции, в тех или иных предлагаемых игровых обстоятельствах, подчиняясь тем или иным правилам.
Разнообразие мизансцен
• «Каждая возникающая ситуация пространственно как-то размещена, то есть занимает какую-то мизансцену. Изменяя мизансцены, мы неизбежно в той или иной мере меняем ситуации. • Однообразие мизансцен является для живых людей противоестественным и чаще всего обнаруживает более или менее подневольное выполнение ими какого-то ритуала». В.М.Букатов • Опыт театральной педагогики подсказывает, что каждому виду деятельности свойственная своя мизансцена. Можно выстраивать их волевым усилием педагога, активизируя те или иные действия учеников. А можно научить учеников тонко ощущать пространство и темпро-ритмические структуры, чтобы дети могли сами выбирать оптимальную мизансцену для того или иного вида работы, не создавая при этом хаоса.
Источник
Презентация на тему Действенная природа сценического искусства
Действиеформа движения конфликта, его существования.Сценическое действие — одно из основных выразительных средств в актёрском искусстве.
- Главная
- МХК
- Действенная природа сценического искусства
Слайд 1 Действенная природа сценического искусства
Слайд 2 Действие
форма движения конфликта, его существования.
Сценическое действие — одно
из основных выразительных средств в актёрском искусстве.
Слайд 3 Сценическое действие – единый психофизический процесс.
Основные виды
человеческих действий:
физическое;
Слайд 4 Виды психических действий
в зависимости от средств их
осуществления:
мимические;
словесные;
в зависимости от объекта воздействия
внешние;
внутренние;
Слайд 5 «Система Станиславского —
самая реалистическая система
в творчестве, потому
что она строится по законам самой жизни, где существует
нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий.»
Г.А.Товстоногов
Слайд 6
Действие должно быть органическим, т.е. соответствовать тем обстоятельствам,
в которых оно осуществляется.
Слайд 7 Обстоятельства жизни действующего лица
называются термином
«предлагаемые обстоятельства».
Слайд 8
Слайд 9 Предлагаемые обстоятельства
«Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха,
время и место действия, условия жизни, наше
актерское и
режиссерское понимание пьесы,
добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»
К.С.Станиславский
Обстоятельства могут быть более важными и менее важными. Самое важное условие, влияющее на действие — ведущее предлагаемое обстоятельство.
Слайд 10 Актер должен всё время «находиться на сцене», сосредоточиваясь
на предлагаемых обстоятельствах постановки.
Для этого нужно развивать сценическое
внимание.
Сценическое внимание должно быть произвольное (находиться в зависимости от нашей воли) и непрерывное.
Закон органичной природы актёра:
«Смотреть – видеть, слушать – слышать».
Слайд 11 Под органическим действием надо понимать НЕ механические действия
(ищу, достаю, выкладываю и т.д.) и не мизансценические (перехожу,
сажусь, передвигаю) и физиологические (слушаю, говорю).
Органическое действие должно быть целенаправленным, целесообразным, продуктивным, т.е. иметь своей задачей достижение определённого результата, необходимого для персонажа.
Слайд 12 Действие — это воздействие на партнера с определённой
целью.
Составные части действия:
оценка пристройка
выбор приспособлений воздействие.
Слайд 13 Основные качества сценического действия:
внутренняя обоснованность,
логичность,
последовательность,
возможность быть
в действительности.
Слайд 14 Любое сценическое действие – определенный этап борьбы на
пути к сверхзадаче.
«Сверхзадача» — основная цель, ради которой писатель
создал свое произведение.
В возникновении каждого нового действия играют роль новые побудительные мотивы — новые предлагаемые обстоятельства, которые возникают по ходу пьесы.
Слайд 15 Обстоятельство, которое меняет жизнь персонажа, его поведение –
событие.
Слайд 16 Сущность метода действенного анализа
заключается в том, чтобы найти
в пьесе точный событийный ряд.
Построив цепочку событий, надо
обнаружить в них ту последовательную цепь конфликтов, из которых возникает уже вычерченное, точно построенное действие.
Цепь событий —путь к постановочному решению, составная часть режиссёрского замысла.
Слайд 17 Нельзя построить цепь событий вне сквозного действия пьесы.
Сверхзадача – идея режиссера, его взгляд на произведение.
Достижение сверхзадачи
– сплошное, непрерывное движение через всю пьесу и роль. Сквозное действие – борьба, в результате которой утверждается сверхзадача.
Сверхзадача и сквозное действие – основные элементы творчества режиссера и актера.
Слайд 18 1. Исходное событие —
событие, предшествующее сюжету определяющее
его дальнейшее развитие, оценку и поведение героев.
событие, которое определяет
поступки всех действующих лиц, зaнятых в нaчaле пьесы, до моментa, покa не случится следующее крупное событие.
Исходное событие совпадает с ведущим предлагаемым обстоятельством.
ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ — ПУТЬ К ПОСТИЖЕНИЮ ВСЕХ СОБЫТИЙ И АТМОСФЕРЫ ПЬЕСЫ.
Слайд 19 Основное событие – то, с которого начинается конфликт,
начинается борьба по сквозному действию.
Центральное событие – решающий момент
в противоборстве сторон.
Финальное событие – окончание борьбы.
Главное событие — это то событие, благодаря которому нам раскрывается идея автора.
Слайд 20 Исходное событие
Основное событие
Центральное событие
Финальное событие
Слайд 21 Проведя событийный анализ пьесы, мы проверяем правильность определения
темы и идеи.
Этот метод соединил в себе анализ
литературных особенностей произведения с анализом особенностей сценического действия.
Источник