Действующие лица балета жар птица

Игорь Стравинский. Балет «Жар-птица»

Балет на музыку Игоря Стравинского в одном акте. Либретто М. Фокина.

Действующие лица

  • Иван-царевич
  • Кащей бессмертный
  • Черный всадник, Ночь
  • Белый всадник, День
  • Царевич
  • Витязи, рожи-оборотни, колдуны, понятые, слуги Кащея

Действие происходит в сказочном царстве Кащея в сказочные времена.

История создания

В конце лета 1909 года Стравинский после летнего отдыха в имении жены Устилуг приехал в Петербург, где предполагал продолжить сочинение оперы «Соловей». Там он неожиданно получил телеграмму от Дягилева. Знаменитый антрепренер Русских балетов в Париже предлагал молодому и еще малоизвестному композитору написать музыку балета «Жар-птица» для постановки весной 1910 года. «Несмотря на то, что меня пугал самый факт заказа к определенному сроку — я еще не знал своих сил и боялся запоздать, — я все же дал согласие, — пишет Стравинский в мемуарной книге «Хроника моей жизни». — Предложение это было для меня лестным. Среди музыкантов моего поколения выбор пал именно на меня, и меня приглашали сотрудничать в крупном художественном предприятии бок о бок с людьми, которых мы привыкли считать мастерами своего дела».

Стравинскому было представлено готовое либретто, созданное выдающимся хореографом начала XX века, работавшим тогда в труппе Дягилева, М. Фокиным (1880—1942). Балетмейстер вспоминал: «Не хватало балета из русской жизни или на тему русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх). Все образы народной фантазии уже пошли на сцену. Только образ Жар-птицы остался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица — самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединять различные народные сказки и сочинил по ним балетное либретто».

К работе были привлечены художники А. Бенуа, Я. Головин и Н. Стеллецкий, литератор П. Потемкин и писатель, знаток древнерусской словесности А. Ремизов. Были использованы сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе. Кроме того, Фокин ввел в либретто ночные игры и хороводы зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски» Ф. Сологуба, поставленной в петербургском «Театре на Литейном» весной 1909 года с его танцами. Все сюжетные ходы были лишь предлогом для создания волшебных картин зачарованного царства и образа ослепительно прекрасной птицы; в либретто с самого начала были заложены картинность, живописная созерцательность, которые и определяли характер музыкальной драматургии. В основе эстетики «мирискусников» лежало желание «остановить прекрасное мгновение», любоваться им. Жанр балета как нельзя более подходил к этому стремлению, а образ сказочной Жар-птицы как символ абсолютной, недостижимой красоты, давал возможность подобного любования.

Читайте также:  Вымершие птицы гавайских островов

Мысль заказать «Жар-птицу» Стравинскому пришла Дягилеву на концерте, где исполнялся «Фейерверк» — одно из первых сочинений молодого композитора. «У публики «Фейерверк» <. >не имел успеха. Но и Дягилева и меня захватила эта музыка, — пишет Фокин. — Там было как раз то, чего я ждал для «Жар-птицы». Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо было для огневого образа в балете». Стравинский увлеченно принялся за работу в тесном контакте с Фокиным. Дягилев с труппой находился в это время в Петербурге, и композитор частями сдавал ему музыку, на которую Фокин тут же ставил танцы. В хореографии «были применены три различных ряда выразительных средств, — пишет критик Добровольская. — Жар-птица танцевала на пуантах, в ее танце изобиловали прыжки, создававшие впечатление полетности. В основе партии Жар-птицы лежал классический танец, но он был использован ограниченно, в соответствии с задачами образа. Царевны танцевали босыми. Тем самым пластика фантастической Жар-птицы противопоставлялась пластике царевен: они рисовались обыкновенными, хотя и опоэтизированными девушками, земными, но возвышенными. Персонажи Поганого царства были решены средствами гротеска. Пластика персонажей Поганого царства противопоставлялась и поэтичности царевен, и искрящейся в танце Жар-птице».

Балет был закончен к сроку, и труппа отправилась в Париж, куда после краткого отдыха от напряженной работы приехал и Стравинский. Премьера «Жар-птицы» состоялась 25 июня 1910 года на сцене Grand Opera в Париже. На ней присутствовал весь художественный бомонд: Марсель Пруст, Жан Жироду, Пьер Клодель, Морис Равель, Клод Дебюсси, Флоран Шмитт, Мануэль де Фалья. Успех был колоссальным. В один день ранее никому не известный русский композитор стал знаменитым.

Мрачно в зачарованном царстве Кащея. Издалека приближается Черный всадник — Ночь. В полутьме вырисовывается волшебный замок, окруженный заповедным садом с высокой стеной. С зарей в саду загораются таинственным светом волшебные золотые яблоки и появляется Жар-птица. Она кружится вокруг чудесной яблони, не замечая Ивана-царевича, который тайком перебрался через стену. Иван-царевич ловит Жар-птицу. Она мечется, но царевич держит ее крепко. Тогда Жар-птица переходит от борьбы к мольбам, и Иван-царевич уступает: Жар-птица улетает, оставив в руках юноши три своих пера, а из заколдованного терема Кащея в сад выходят его пленницы-царевны. Царевны играют вокруг яблони, и затаившийся царевич хватает одну из них. Царевна рассказывает ему, что злой Кащей похитил ее из родного дома и держит здесь в плену. Иван-царевич решает освободить прекрасных пленниц. Белый всадник — Утро — уже проехал мимо сада. Совсем рассвело, царевны, покорные воле Кащея, скрылись в тереме. Появляется Кащей, которого ведут под руки слуги. Он движется прямо на царевича, которому грозит участь всех, посмевших нарушить границы Кащеева сада: он превратится в камень. В последний момент Иван-царевич вспоминает о волшебных перьях Жар-птицы. И вот она уже рядом. Тем временем царевич добывает яйцо, в котором заключена смерть Кащея, и разбивает его, Кащей падает замертво. Сад озаряется волшебным светом, свободны царевны, оживают и витязи, обращенные в камни. Жар-птица подает руку освободителю.

Читайте также:  Баклажаны жар птица рецепт пошагово

Музыка балета — ярко красочная, наполненная оркестровыми эффектами, хотя и написана еще в традициях Римского-Корсакова, уже несет на себе отпечаток неповторимой индивидуальности автора. Сумрачные «ползущие» звучания Вступления рисуют зачарованный сад Кащея, его зловещее царство. «Пляс Жар-птицы» фантастичен, причудлив, с изобретательно варьируемой красочной оркестровкой. В медленном, женственном «Хороводе царевен» Стравинский использует русскую народную песню «По садику». Музыкальный колорит напоминает здесь «Волшебное озеро» Лядова с его тончайшей звукописью. «Поганый пляс Кащеева царства» — зловещий, словно неживой танец, красочен, насыщен острыми ритмическими перебивками, исполненными дикой стихийной силы и пульсирующими на протяжении почти всего номера.

Источник

Действующие лица балета жар птица

И. Стравинский балет «Жар-птица»

балет Жар птица

«Жар-птица» – это яркий и красочный балет И.Ф. Стравинского на сказочную тему, который был написан по заказу С.П. Дягилева для «Русских сезонов» . Основная часть либретто была создана талантливейшим балетмейстером М. Фокиным , однако, многократно вносились изменения, и для этого было привлечено много талантливых художников, писателей и даже знатоков словесности.

В основе сюжета «Жар-птицы» лежат русские сказки о Кощее Бессмертном, а также Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке. Помимо этого, балетмейстер добавил хороводы плененных девушек из произведения Ф. Сологуба «Ночные пляски».

Краткое содержание балета Стравинского «Жар-птица» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Краткое содержание

балет Жар птица содержание

Иван-царевич отправляется на поиски украденной невесты по имени Краса Ненаглядная. Он узнал, что она находится в замке Кощея Бессмертного. Отважный юноша находит это место и проникает внутрь. Там он встречает сказочную Жар-птицу, которая прилетела полакомиться золотыми яблочками. Иван-царевич не растерялся и схватил огненную птицу за хвост. Жар-птица стала просить отпустить ее на волю, что юноша и сделал. В знак благодарности, диковинная птичка помогла Ивану-царевичу одолеть Кощея, погибель которого таилась в иголке, спрятанной в яйцо. Как только со злодеем было покончено, развеялись его чары и Иван-царевич выпустил всех узников, в том числе и свою любимую невесту Красу.

Читайте также:  Акты ветеринарного обследования птицефабрик
Продолжительность спектакля
I Акт
50 мин.

балет жар птица жар птица краткое содержание

балет Жар-птица интересные факты балет жар птица краткое содержание

Интересные факты

  • Удивительно, но с балетом «Жар-птица» связано много интересных фактов. Так, например, Игорь Стравинский – это третий по счету композитор, который приступил к написанию партитуры балета, так как два предыдущих – А. Лядов и Н. Черепнин не справились с этим заказом. В результате, Дягилев был вынужденно искать нового музыканта и выбор пал на Стравинского. Сам Игорь Федорович отмечал в своих мемуарах, что это было весьма лестное предложение, на которое он тут же согласился, несмотря на ограниченные сроки.
  • Кстати о сроках, балет И. Стравинский закончил вовремя, однако, к заявленной дате все же не все было готово. Тогда Дягилев решил пойти на небольшую хитрость и, несмотря на заявленную «Жар-птицу», на сцене исполнялся номер из « Спящей красавицы», который был практически неизвестен парижской публике. Об этом обстоятельстве знали лишь близкие и люди, работавшие с Дягилевым.
  • Партитура балета имеет посвящение Андрею, сыну Римского-Корсакова, так как Стравинский работал над своим произведением на даче у этого известного семейства.
  • Музыка спектакля начинается очень необычно, с очень тихого и вкрадчивого звучания оркестра. Такой прием раскритиковал композитор Р. Штраус, заметив, что начинать произведение надо ярко, смело заявив о себе. Однако, Стравинский не стал ничего менять в партитуре.

Игорь Стравинский

  • На первой премьере «Жар-птицы» случайно произошел конфуз. Дягилеву пришло в голову оживить спектакль и вывести на сцену лошадей. Животные, оказавшись в центре, начали ржать и совершенно не слушались. Все бы ничего, но одна из лошадок, видимо от большого страха, оставила после себя дурно пахнущую визитку, что вызвало бурный хохот у зрителей. К слову, в зале на тот момент собралась только фешенебельная публика, в числе которых было много знаменитостей.
  • Тамара Туманова, некогда исполнявшая роль Жар-птицы в Мельбурне, поддерживала дружеские отношения с известными живописцами Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
  • Несколько эскизов костюмов для премьерной постановки разработал известный художник Л.С. Бакст.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Игорь Стравинский «Жар-птица»

  • Симфоническая музыка
  • Балет
    • Классические балеты
      • Баядерка
      • Дон Кихот
      • Жар-птица
      • Жизель
      • Корсар
      • Лебединое озеро
      • Ромео и Джульетта
      • Спартак
      • Эсмеральда
      • Гаянэ
      • Раймонда
      • Петрушка
      • Сильфида
      • Весна священная
      • Шопениана
      • Медный всадник
      • Красный мак
      • Ярославна
      • Кармен-сюита
      • Марко Спада
      • Светлый ручей
      • Коппелия

      Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта

      Copyright © 2020 soundtimes.ru. All Rights Reserved

      Источник

Оцените статью