Диалектическое понимание природы человека

42.Диалектика биологического социального в человеке.

В разное время разными философами природа человека рассматривалась в разных аспектах. В своих крайних выражениях их можно назвать биологизаторством и социологизаторством. Для первого характерно отрицание социальной и культурной специфики человека в онтологическом плане, перенесение на него законов живой природы. Социальные процессы здесь трактуются лишь как проявление борьбы за существование, конкуренция за ресурсы, доминирующее положение, самку.

Но развитие материи не отрицает предыдущих её уровней. Органически включая их в более совершенно организованные формы. Понимание места человека в мире и возможностей его развития невозможно без учёта биологической специфики человека. Эта специфика задаёт тот баланс социальных связей в человеке, который воспринимается как гармоничный и комфортный. Нельзя сводить биологическое в человеке только к проявлению «звериности» в её негативных формах в противовес «гуманизму» нравственности социального. Величие биологического начала в том, что оно позволяет стать человеку соизмеримым с миром. Человек не противопоставлен природе – он часть её. Величие духовного основано на величии природного начала в человеке.

Человек чувствует красоту и гармонию Вселенной, потому что он может её почувствовать. Пожалуй, онтологически справедливо воспринимать человека диалектически – биологически он плоть от плоти мира, но он одновременно и часть социума, бытие которого происходит по особым законам: социум – это и бытие разума и языка посредством культуры, и одновременно система, обладающая внутренней структурой и логикой развития, не сводимой к бытию отдельного человека. Но направляющей его бытие, ориентиры, ценности. В этой двойственности – источник двойственности человеческой природы. Подобное диалектическое рассмотрение в человеке социального и биологического позволяет по – новому взглянуть на них через призму единства.

Читайте также:  Все природные ресурсы атлантического океана

Внутренняя логика бытия социума определяет специфику проявления человека в нём. Форма этого проявления называется деятельность. Поскольку внешняя реальность задана и структурирована в языке, человек неизбежно ориентирован на общественные нормы, ценности. Культуру в своём становлении и освоении мира, в познании именно как человек. Он способен утверждаться только в обществе и посредством выработанных обществом форм отражения и освоения действительности. Деятельность есть процесс социализации человека. Но деятельность – процесс не пассивный. Усвоение общественных достижений, поиск своего места среди них требует творческих усилий человека. В деятельностной включённости в социум человек проходит несколько стадий. Как носитель сознания, обладатель человеческих задатков, присущих ему от роду, но выступает в качестве индивида. И только реализуясь и самопроявляясь в деятельности, вступая в отношения с другими людьми, становится личностью. Творчески превращая индивидуальное в общественно значимое.

43. Сущность и особенности познания.

С давних времён в философии существовали две тенденции понимания сущности познания. Первая связана с рассмотрением познания как субъект – объектного взаимодействия, в результате которого формируется идеальный образ внешней действительности, особенности которой могут быть выражены в понятии. Вторая рассматривает познание как отражение идеальных сущностей (идей), которые являются смысловой основой материальной действительности и онтологичны по своей природе.

В рамках идеализма истина всегда абсолютна, ибо она существует в виде готовых идей. Материализм рассматривает познание, исходя из практического, опытного взаимодействия человека с действительностью, в рамках которого предметы раскрываются лишь с определённой стороны. Знание оьб их сущности и характере целостности, таким образом, будет уже результатом мыслительной активности человека, имеющей в своей основе данные опыта либо того, что им актуализировано в представлениях человека. В таком ракурсе истина предстаёт не как существующая вне человека данность, которая рано или поздно становится ему доступной, а как процесс всё более полного знания о свойствах внешнего мира, на разных этапах которого изменяются представления порой об одних и тех же вещах, расширяются границы понятий либо возникают новые, сообразно новому знанию. Многие вещи и свойства вещей становятся доступны познанию лишь на определённых этапах исторического, культурного и технологического развития человечества.

Читайте также:  Государственные природные заказники кемеровской области

Источник

Диалектика природного и общественного в человеке. Понятие человека.

Поскольку человек возник в процессе эволюции природы и содержит в себе в свернутом виде все табу развития вселенной постольку он является биологическим сущест-вом. Но человек живет в обществе и потому содержит в себе всевозможные его состояния. Человек есть общество в миниатюре, следовательно, он имеет социальную природу. Строго говоря, природа человека интегральна. Она имеет 2 аспекта:

  1. биологический
  2. социальный.
  1. Человек имеет определённую продолжительность жизни до 100 лет
  2. Биологически обусловлена продолжительность воз-растных периодов человека: детство до 12 лет, отрочество до 16, юность до 28, зрелость до 60, старость до конца.
  3. Биологически задан детородный возраст женщины 13- 48.
  4. Биологически детерминировано освоение языка до 5 лет
  5. Обусловлена одаренность разных людей в разных отраслях деятельности.
  6. Люди имеют устойчивое расовое развитие, которые связанны с их адоптацией к разным средам обитания.
  7. Существуют биологически половые развития мужчины и женщины.
  1. Человек, благодаря труду, смог не только приспосо-биться к природе, но и приспособить ее к своим потребностям. С помощью трудовой деятельности человек преобразует предметный мир, а также самого себя, становясь личностью. Жизнь человека не возможна без материального производства. Поэтому всегда есть духовное и материальное ценности. Производство основополагающее отличие.
  2. Материальное производство требует преобразова-ния природных объектов, оно создает такие про-дукты, которых нет в природе. Человек своим трудом вызывает к жизни мир артефактов. Начиная с каменного топора и до космических систем. Создание новых явлений — творчество. Оно является социальным признаком человека.
  3. Предметно-практическая деятельность — это целена-правленная работа, которая воплощается в неко-тором полезном продукте, образ которого как цель есть в сознании человека до начала производства. Этот факт говорит о наличии человека таких признаков как целеполагание и рациональное мышление.
  4. Человеку и только ему присуще свобода — самоопределение в мыслях и поступках, выбор деятельности и линии жизни.
  5. Человеку присуще нравственность, совесть, ответ-ственность. Археологи утверждают что орудие тру-да люди начали производить за 1,5 млн. лет до наличия языка. Долгое время эти орудия были орудиями убийства при разрешении споров. Но труд и производство нуждались в мире и того можно было достигнуть лишь вводя систему табу. Общество шло от биологических инстинктов к со-циальным правилам жизни.
  6. Наличие языка, сыгравшего громадную роль в социальном объединении людей. Простой акт название вещей словом объединял людей в их иден-тичном понимании. Язык способствовал ускорен-ному развитию людей, созданию ими материальной и духовной культуры.
  1. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи – головного мозга человека.
  2. Мозг — та часть человеческого тела, в которой воздействующий на нее предмет трансформируется и получает идеальные формы бытия. Сознание человека идеально, оно существует реально, но в виде духовной реальности. Сознание отличается от материи:
  1. Сознание — субъективный образ объективного мира, т.е. оно субъективно по форме, но объективно по содержанию. Субъективность нашего сознания зависит от:
  1. Сознание есть целенаправленное отражение мира: это значит, что человек прежде чем действовать, предвидит результат своего действия в виде идеальной цели.
  2. Сознание представляет собой активное отражение действительности и оказывает мощное воздействие на материальную деятельность человека, творчес-кую активность сознание проявляет:
  1. прогнозирование и предвидение результатов вытекающих из сложившейся ситуации.
  2. программирование и планирование действий, определение средств реализации цели.
Читайте также:  Викторины о природе россии

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Оцените статью