Диалектика науках природе человеке

19. Диалектика природы ф. Энгельса и характеристика им метода материалистической диалектики

Энгельсом была предпринята попытка построить всеобщую философию, охватывающую природу, общество и мышление (позже это было названо диалектическим материализмом). Эта философия излагается в его работах «Анти-Дюринг» (1876—) и «Диалектика природы» (1873—). Занявшись в 70-х гг. проблемами естествознания, Энгельс задался вопросом: действуют ли в природе те же общие диалектические закономерности, которые им и Марксом были зафиксированы в обществе? Он предложил свою интерпретацию гегелевской философии, разделив ее на систему и метод, выявляя противоречие между «консервативной»системой и «революционным» методом. Энгельс выразил свое отношение к гегелевской философии и ее роли в развитии диалектического знания о природе, истории, человеческом познании и мышлении сначала в «Анти-Дюринге», а затем в небольшой обобщающей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). Согласно Энгельсу, основной порок всей прежней философии заключается в попытках решить неразрешимую задачу —построить завершенную систему абсолютных истин в условиях, когда развитие человеческих знаний не может завершиться. Требовать от философии разрешения всех противоречий —значит требовать, чтобы один философ сделал такое дело, которое под силу только всему человечеству в его поступательном развитии. И если человечество понимает это, подытоживает свою мысль Энгельс, то философии в старом смысле слова приходит конец. Однако, по Энгельсу, забыть о достижениях предшествующей философской традиции нельзя.

С диалектической точки зрения как нет абсолютной истины, так и нет абсолютного заблуждения. В прошлой философии немало поучительного, считает Энгельс, и это особенно касается такого великого творения, как«гегелевская философия, которая имела огромное влияние на духовное развитие нации. Ее надо было «снять» в ее собственном смысле, т. е. . уничтожить ее форму и спасти добытое ею новое содержание». Поддерживая, с одной стороны, общие антиспекулятивные настроения, Энгельс, с другой стороны, шел «против течения», выступая в защиту гегелевской диалектики.

Энгельс сознавал эвристическую ценность идей гегелевской «Науки логики». В рукописи «Диалектика природы» (опубликованной впервые в 1925 г.) он опирался на нее, определяя три закона диалектики: закон взаимоперехода количества в качество, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. В целом диалектика представлена как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Энгельс стремился решить задачу обобщения конкретно-научного знания. При этом он исходил из того, что науки открывают в природе и обществе такие закономерности, которые могут быть охарактеризованы как диалектические. Для подтверждения этого вывода Энгельс стремился показать, что само развитие наук идет в направлении все большей их диалектизации или, иначе, что науки открывают в природе и обществе все больше таких закономерностей, которые могут быть охарактеризованы как диалектические. По мысли Энгельса, именно диалектика является для естествознания наиболее важной формой мышления; только диалектические подходы представляют аналог и, следовательно, метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой. Поэтому философский материализм в его механистических версиях неизбежно будет вытеснен «современным» материализмом (так Энгельс называл диалектический материализм, как он его сам обосновывал). По убеждению Энгельса, марксистский материализм является по существу диалектическим. Поэтому философия, противопоставляющая себя современным наукам и возвышающаяся над ними, окажется отныне невостребованной. На примере естествознания Энгельс тем самым дал пример универсалистского толкования диалектики как ключа ко всем проблемам теории и практики. В его работах просматривался замысел построить путем обобщения некоторых данных конкретных наук общую картину развития природы от низших и простейших форм до высших и сложнейших, включая затем переход к человеку и обществу (об этом свидетельствуют тексты «Диалектики природы»). Однако этот замысел остался неосуществленным.

Читайте также:  Антикоагулянты натуральные природные препараты

В 80-х гг. XIX столетия идеи марксизма (сам термин тоже появляется в этот период) стали основой многих политических проектов в социалистических и социал-демократических партиях. Превратившись в инструмент пропаганды и политической борьбы, многие идеи Маркса и Энгельса были идеологизированы. Они стали объектом вульгаризации. Энгельс негативно оценил эти тенденции. Его тревоги выразились в многочисленных письмах; наиболее содержательные моменты его переписки получили впоследствии название «Писем об историческом материализме» (это письма, которые Энгельс написал в 90-е гг. молодым марксистам Ф. Мерингу, К. Шмидту, И. Боргиусу, И. Блоху и др.). Энгельс протестовал против сведения марксистского учения об обществе к одностороннему «экономическому материализму» и подчеркнул значение идеи о взаимовлиянии экономической основы, базиса общества и всех надстроечных форм (идеологии, права, религии, морали, политики и пр.). Впервые в марксизме отчетливо прозвучали аргументы в защиту концепции многофакторности исторического процесса, многомерности влияния элементов жизни общества на социальную эволюцию.

Источник

Философское творчество Ф. Энгельса — «Диалектика природы»

Вторая половина XIX века ознаменовалась бурным развитием наук о природе. Философская обработка открытий естествознания принадлежит Энгельсу.

Совместная работа с Марксом начинается с весны 1845 года, когда Энгельс приехал в Брюссель. До этого, в феврале 1845 года, вышла в свет большая работа «Святое семейство», в которой Энгельсу принадлежат два небольших раздела, а большая часть написана Марксом. В 1845 — 1847 годах их теоретическая деятельность совершается в тесном контакте, и наиболее важные и принципиальные работы — «Немецкая идеология» и «Манифест Коммунистической партии» — написаны совместно, за одним письменным столом. В 50—60-е годы Маркс живет в Лондоне, а Энгельс в Манчестере и только некоторые работы пишут они вместе, во время приездов Маркса. Работу над «Капиталом», занявшую много лет, Маркс осуществляет самостоятельно, без активного участия Энгельса.

Читайте также:  Все стихи тютчева природе

После переезда в Лондон Энгельс занимается самостоятельными исследованиями, в том числе в философии. Они нашли выражение в рукописи, изданной в 20-х годах нашего столетия под названием «Диалектика природы». Огромное теоретическое значение имеет также труд Энгельса «Анти-Дюринг», где изложены в относительно завершенной систематической форме философские, политико-экономические и социально-политические идеи марксизма. Если экономическая теория полностью принадлежит Марксу, то в области философии Энгельс — полноправный его соавтор и сотрудник, а в определенной части философии марксизма его вклад является вполне самостоятельным. Это относится прежде всего к философии природы.

Главная задача, которую ставил перед собой Энгельс при работе над «Диалектикой природы», состояла в том, чтобы «убедиться в той истине… что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…». Иными словами, Энгельс стремился, анализируя достижения и проблемы современных ему наук о природе, показать, что диалектические закономерности столь же типичны для природы, как и для общества. Эта теоретическая задача была новаторской, поскольку в гегелевской философии природа понималась как не развивающаяся во времени, а проходящая бесчисленные круговороты одних и тех же изменений. Сами ученые-естественники в основном отрицательно относились не только к диалектике, но и ко всякой философии вообще.

Общая естественнонаучная установка на то, что науки о природе изучают природу такой, какова она есть на самом деле, фактически не давала ученым заметить, что на уровне общетеоретических обобщений они весьма свободно интерпретируют любые факты и используют при этом давно изученные в философии теоретические схемы и категории. Например, те же самые процессы в живой или неживой природе могут быть истолкованы либо как необходимость, закономерность, либо, наоборот, как случайность. Переход от описания фактов к анализу и обобщению весьма незаметен, и ученый-естествоиспытатель легко вступает в область абстрактного теоретизирования, где зачастую приходит к односторонним и прямолинейным выводам, не замечая, что руководствуется уже не фактами, а предвзятыми философскими представлениями о необходимости, случайности и т. д.

Читайте также:  Возникающих при развитии заправочной инфраструктуры компримированного природного газа

В «Диалектике природы» Энгельс обосновывает мысль о том, что развитие естественных наук, начиная с эпохи Возрождения, шло таким путем, что к середине XIX века наука сама собой, не осознавая этого, подходит к диалектическому пониманию природы. Свидетельством и доказательством этого Энгельс считал три великих открытия в естественных науках XIX века — открытие органической клетки, закон сохранения и превращения энергии и эволюционную теорию Ч. Дарвина. В этих открытиях, как и в других достижениях современного естествознания, Энгельс видит научное доказательство диалектики самой природы (объективной диалектики), состоящей во взаимной связи всех уровней материального мира, в изменчивости и противоречивости природы.

Большое значение для развития марксистской философии имела также предпринятая Энгельсом попытка классификации форм движения материи (и, соответственно, наук, изучающих определенные формы движения). Слово «классификация» не должно вводить в заблуждение. По сути, Энгельс высказал гипотезу общей связи и развития материального мира и попытался нарисовать схематичный эскиз общей картины природы. Здесь Энгельс использовал испытанный диалектический метод построения подобных гипотез — движение от низшего к высшему, где всякая низшая форма посредством «скачка» преобразуется в высшую.

В результате получается иерархическая система, в которой всякое «высшее» содержит в себе, как подчиненный и частный момент, свое «низшее», но к нему уже не сводится. (Этот же диалектический ход мысли был использован Марксом и Энгельсом для воспроизведения исторического движения общественных формаций.) Высшая форма движения материи, по Энгельсу,— мышление. Низшая — простое пространственное перемещение. Основные формы, каждая из которых исследуется определенной естественной наукой,— механическая, физическая, химическая и биологическая. Переход от биологической формы движения материи к социальной, то есть от живой природы к человеческому обществу, Энгельс объясняет в трудовой теории происхождения человека.

Развитие естествознания уже в XIX и в особенности в XX веке внесло столько нового, что представления Энгельса о конкретных формах движения материи, конечно, устарели. Но общий диалектический подход к пониманию результатов развития науки, к истолкованию природы сохраняет свое значение и в наше время.

Источник

Оцените статью