Диалектика отличается от метафизики пониманием природы идеализма

Диалектика и метафизика

Диалектика и метафизика – это две философские дисциплины, рассматривающие бытие с противоположных позиций и отвечающие на один из основополагающих вопросов о движении и развитии.

Место диалектического и метафизического подходов в рамках онтологии

Онтология как наука о бытии рассматривает мир, реальность и человека в нем с самых различных позиций. В то время как центральный вопрос онтологии о сущности бытия делит все философские учения на идеалистические и материалистические, то другой не менее важный вопрос – о движении и развитии раскрывается с позиций метафизики и диалектики.

Метафизическая позиция состоит в том, что мир, а также все вещи в нем имеют постоянный, незыблемый характер, они статичны и неизменны. При этом видимое движение и изменение мира – иллюзорно. Одним из основных вопросов метафизики является поиск первоначал и сверхсущностей, на которых строится и от которых возникло бытие, и к которым все бытие может быть сведено без остатка. В качестве первоначал в метафизических и близким к ним философских концепциях предлагались и стихии, и бог, и идеи и воля.

Иллюзорность видимого движения в рамках метафизической традиции может трактоваться по-разному – от полной дискредитации чувственного познания и отрицания субстанциональности реального мира в пользу реальности идеального, духовного начала (божественного, субъективного и т.д.), до трактовки данных изменений, как лишь внутренних трансформаций объектов, которые не оказывают влияние на сущность мира, и не являются препятствием к его свертыванию к изначальному состоянию – первоначалам и сверхсущностям.

Диалектический подход, напротив, ставит в центре своего исследования проблемы движения бытия, видов, источников, закономерностей и итогов этого движения. Согласно диалектике движение – есть основной способ осуществления бытия, без движения бытие невозможно. Развитие же в свою очередь выступает одним из видов движения, который предполагает необратимые качественные изменения. Что в свою очередь означает, что в рамках диалектического подхода мир, бытие не может быть возвращено к своему исходному состоянию, первоначалам, поскольку последние претерпели качественные изменения в процессе развития.

В качестве главного источника движения и развития с древнейших времен указываются противоречия, которые существуют как между вещами, так и заложены в саму природу вещей, определяют их внутренний противоречивый характер.

Соотношение диалектики и метафизики с идеализмом и материализмом

Рассматривая развитие диалектических и метафизических взглядов можно отметить, что они были присуще как сторонникам идеализма, так и материализма. В частности, к диалектическим можно отнести следующие системы:

  • материалистические теории Гераклита и Демокрита;
  • дуалистическую философию Аристотеля;
  • идеалистические концепции немецкой классической философии Канта, Гегеля;
  • материалистический марксизм.
Читайте также:  Воздух часть живой природы

В свою очередь на метафизических принципах строились такие философские концепции как:

  • материалистическое учение о бытие элейский школы (Парменид, Зенон);
  • средневековая идеалистическая религиозная философия;
  • механистический материализм Нового времени (Бэкон, Локк и т.д.);
  • идеалистические концепции Гуссерля, Х. Субири, постмодернистов.

В тоже время невозможно однозначно заявить, что метафизика-диалектика и материализм-идеализм представляют собой полностью не связанные изменения, которые могут пересекаться в любых комбинациях.

Метафизика отрицает ценность и истинность чувственного познания, она тяготеет к рациональному осмыслению мира, рассмотрению сверхчувственных идеальных образов и идей, что во многом сближает ее с идеалистическими течениями. В тоже время материалистический подход к бытию, предполагает, что материя первична по отношению к сознанию, а потому появление сознания представляет собой итог развития материи, усложнения ее форм, что сближает материалистическое понимание мира с диалектикой. Более того эмпирическое изучение мира, свойств и качеств предметов, механизмов их взаимодействия неизбежно приводит к выводам как о всеобщей связи вещей (которая отрицается в метафизике), так и к наличию противоречий.

Историческое развитие идей метафизики и диалектики

Как и вся западная философия, основы метафизики и диалектики были заложены в период античности. Само слово диалектика принадлежит Сократу и обозначает особые способ ведения диалога, котором через столкновение противоположных позиций, поиск противоречий, выявляется истина.

Однако основы диалектики были сформулированы еще раньше в работах Гераклита, который обосновал развивающийся, изменчивый характер бытия, а также обозначил внутренние и внешние противоречия в качестве его движущей силы.

Длительное время диалектическое представление о мире находилось под спудом, однако его возрождение произошло в трудах немецких классиков. Гегель в своей идеалистической концепции развития мира, как Мирового Духа, сформулировал три основных диалектических закона – диалектического противоречия, количественно-качественных преобразований и отрциания отрицания, которые в свою очередь были перенесены на материальный и культурно-исторический субстрат в рамках марксистской философии.

Термин метафизика впервые был употреблен для обозначения ряда сочинений Аристотеля, в которых он рассматривал вопросы сверхчувственных идей, и которые располагались после череды физических трактатов, и потому получили такое название – «после физики». Вместе с тем «метафизика» Аристотеля не является метафизикой в ее современном понимании, поскольку античный философ рассматривает в своих произведениях вопросы движения, развития, их источников, как основополагающих законов существования мира.

Однако традиция наименования метафизикой любых философских учений, рассматривающих отвлеченные, сверхчувственные вопросы, с опорой на рациональное размышление или интуицию, а не чувственное восприятие и опыт, закрепилась. В период средневековой схоластики, все вопросы метафизики свелись к единственному вопросу познания сущности бога, который мог быть решен лишь сверхчувственным, интуитивным путем. При этом метафизика сама по себе приобрела тяжелый, догматический характер незыблемости как существующих законов, так самого мира и его первоначал.

Читайте также:  Байбак где обитает природная зона

Источник

Тест с ответами по теме: «Диалектика»

7. Метафизика:
а) Философская позиция, утверждающая наличие сверхъестественных сил, оказывающих влияние на жизнь человека и общества
б) Учение о становлении мира из хаоса согласно единому принципу
в) Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные +

8. Наиболее общие фундаментальные понятия:
а) Категории +
б) Эмпирические данные
в) Синтаксис

9. Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга:
а) Принцип единства явления и сущности
б) Принцип развития
в) Принцип единства и борьбы противоположностей +

10. Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется:
а) Аналогией
б) Законом +
в) Тенденцией

11. Законы диалектики впервые сформулировал:
а) Гегель +
б) Руссо
в) Аристотель

12. Один из основных принципов диалектики:
а) Принцип дополнительности
б) Принцип развития +
в) Принцип изоляции

13. Не является законом диалектики:
а) Закон о взаимопереплетении причин и следствий +
б) Закон отрицания отрицания
в) Закон перехода количества в качество

14. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания:
а) Мера
б) Необходимость
в) Противоречие +

15. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:
а) Противоречия +
б) Дополнительности
в) Системности

16. Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития:
а) Закон о взаимопереплетении причин и следствий
б) Закон единства и борьбы противоположностей +
в) Закон перехода количественных изменений в качественные

17. Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания:
а) Переход количественных изменений в качественные
б) Закон сохранения и превращения энергии
в) Единство и борьба противоположностей +

18. Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития:
а) Единство и борьба противоположностей
б) Переход количественных изменений в качественные +
в) Закон сохранения и превращения энергии

19. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:
а) Переход количественных изменений в качественные
б) Единство и борьба противоположностей
в) Отрицания отрицания +

20. Направленное, качественное изменение:
а) Движение
б) Развитие +
в) Дивергенция

21. Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:
а) Качество +
б) Количество
в) Масштаб

22. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория:
а) Количества
б) Сущности +
в) Существования

23. Теория самоорганизации сложных систем:
а) Материализм
б) Бифуркация
в) Синергетика +

24. Универсум — понятие, которое объединяет:
а) Гносеологию и космологию
б) Онтологию и гносеологию +
в) Огнеститизм и метафизику

Читайте также:  Администрация приморского края департамент природных ресурсов

25. Гносеология:
а) Учение о первосущности
б) Учение об оценке знаний
в) Философская дисциплина (раздел), в которой исследуется сам процесс познания +

26. В понятие универсум входит такая сфера как:
а) Бытие
б) Природа +
в) Человек

27. В понятие универсум входит такая сфера как:
а) Общество +
б) Бытие
в) Человек

28. В понятие универсум входит такая сфера как:
а) Реальный мир
б) Человек
в) Мышление +

29. Диалектика в понимании Гегеля является:
а) объективной, субъективной +
б) только объективной
в) только субъективной

30. Являются ли «развитие» и «прогресс» тождественными понятиями:
а) да
б) нет +
в) зависит от ситуации

Источник

5. Диалектика отличается от метафизики

а) Мера – это такой интервал количественных изменений, при котором качество вещи считается неизменным.

б) Мера – это взаимосвязь количества и качества.

в) Мера – это такой интервал количественных изменений, которые приводят к изменению качества.

г) Мера – это показатель наличия количества в определенном качестве.

3. Назовите формы отражения в той последовательности, в которой они возникли:

д) биологическое отражение

4. Представитель какого философского направления отмечал: «Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества в целом»?

а) Диалектического материализма.

в) Субъективного идеализма.

г) Метафизического материализма.

а)Философская позиция, утверждающая наличие сверхъестественных сил, оказывающих влияние на жизнь человека и общества

в)Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные

г)Учение о становлении мира из хаоса согласно единому принципу

д)Наиболее фундаментальный раздел современной физики, исследующий вопросы о происхождении и строении Вселенной

Преподаватель т.М. Алборов

Зав. кафедрой философии и науковедения Д.Т. Лолаева

Тест Б. Вариант 8. Ценность вопроса 2 балла.

1. Выберите правильное определение времени:

а) Время – это длительность событий и порядок следования друг за другом.

б) Время – это априорная форма созерцания.

в) Время – это упорядоченная система рядов ощущений.

г) Время – это чистая длительность, протекающая независимо от сознания.

2. Выберите верное суждение:

а) Противоречия непреходящи, но для нас небезразлично, какой характер они носят, каким способом разрешаются, насколько эффективно движут развитие.

б) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.

в) Противоречия – двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.

г) Цель нашей борьбы – разрешение всех противоречий.

3. Определите философское направление — субъективный идеализм — по следующим высказываниям:

а) Не вещи, а ощущения – суть настоящие элементы мира.

б) Ощущение есть результат воздействия материи на наши органы чувств.

в) Единственным содержанием мышления являются мир и законы его развития.

Источник

Оцените статью