Диалектика взаимодействия природы общества

3. Диалектика взаимоотношений природы и общества

Проблема взаимодействия природы и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, пока существует общество, по-новому встает и по-новому решается в каждую историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время.

Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества.

Как видим, проблемы количества и качества населения вполне разрешимы, хотя пути разрешения гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Всю историю взаимодействия общества и природы можно в общих чертах разделить на четыре этапа.

Первый из них – древнейший. Для него характерно непосредственное присвоение и употребление готовых продуктов природы с помощью самых примитивных орудий труда: собирательство, охота, рыболовство, использование в качестве жилищ природных укрытий. Крупнейшими завоеваниями этого этапа, подготовившими переход к следующему, были овладение огнем и отбор некоторых наиболее ценных для человека видов растений и животных.

Второй этап можно назвать аграрным, так как ведущей сферой деятельности людей, обеспечивающей существование и развитие общества, становятся земледелие и животноводство. Начинают развиваться ремесла, появляются города. К концу этого периода значительного развития достигает простое товарное производство, возникает мануфактура. На этом этапе в качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды. Характерной чертой этих двух периодов является то, что запасы и естественное воспроизводство природных ресурсов в целом остаются бесконечно большими по сравнению с потреблением их обществом.

Третий этап взаимодействия природы и общества можно по праву назвать промышленным. В области энергетики он начался с применения в производстве пара, а затем электричества. В производственных целях начали создавать машины, резко повысившие производительность труда людей. В хозяйственный оборот оказалось втянуто огромное количество и многообразие минеральных, органических и иных ресурсов. Дальнейшее развитие получили сельское хозяйство, транспорт. Бурно начала развиваться наука, превращаясь в важный фактор прогресса человечества.

Что касается отношений природы и общества, то здесь самым существенным является то, что природные ресурсы планеты перестали считаться практически бесконечными. Мощь человечества становится сопоставимой с мощью природных стихий.

Мы являемся свидетелями и участниками начала следующего, четвертого, этапа взаимосвязи общества и природы, который характеризуется бурным научно-техническим развитием, превращением научно-технической деятельности общества в ведущую сферу, обеспечивающую дальнейший прогресс человечества. Он будет отличаться от предыдущих не только возросшими масштабами потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремлением их воссоздания в необходимых размерах, что вызовет ряд новых проблем, имеющих глобальный характер.

Читайте также:  География контурная карта 10 класс гдз природные ресурсы

Словарь

Адаптация – приспособление организма к среде обитания.

Артефакт – искусственно созданное явление или предмет.

Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Это продукт взаимодействия людей (Маркс). Естественная среда обитания человека – природа, рассматриваемая в ее отношении к обществу, включающая земные условия и космические факторы.

Географическая среда – среда, включающая как естественную среду обитания, так и искусственную, т. е. «вторую» природу как результат преобразования естественной среды в процессе человеческой деятельности.

Социальная экология – наука, изучающая взаимоотношения общественного человека со средой его обитания.

Экологический императив – это совокупность условий таких – уже недопустимых – нарушений равновесия природы, которые могут повлечь за собой дальнейшие неконтролируемые изменения характеристик биосферы, сделать существование на Земле человека невозможным (Н. Н.Моисеев).

Коэволюция – совместимое, взаимосогласованное развитие человека и природы.

Ноосфера – сфера разума. «С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу» (В.И.Вернадский). Ноосфера – целенаправленное, разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего.

Источник

Диалектика общества и природы

Диалектика природы и общества может быть рассмотрена в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Первый касается взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, так сказать, с внешней природой, т.е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. В рамках этого, внешнего аспекта диалектики следует усвоить такие понятия, как естественная и искусственная среда, географическая среда, биосфера и ноосфера (смотри об этом в учебниках: Крапивенский С.Э. Социальная философия. — С.156-159; Спиркин А.Г. Философия. — С.613-617; Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова — С.369-371). Второй, внутренний аспект диалектики касается характеристик самой общественной жизни — здесь соотносятся друг с другом природное, ставшее внутренним и неотъемлемым компонентом общества, и общественное, выражающее именно специфику социального, человеческого содержания общественной жизни, ее законов. Здесь рассматриваются проблемы противоречивого единства природного и общественного в человеке, а также в материальной культуре общества (смотри об этом в учебнике Барулина В.С. Социальная философия. Часть 2.- С.32-46).

Читайте также:  Будем беречь природу сочинение

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая «присваивающая» экономика, включающая собирательство, охоту, рыболовство.

Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т.д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявляется различие общества и природы.

Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Гигантски возрастает объем материального производства, быстрыми темпами растут производительные силы. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия начинает хищнически эксплуатировать не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа выступают как антагонистические противоположности, причем человек воспринимал себя в роли господина, царя природы, а природу — как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств.

Своего апогея этот процесс достиг в эпоху научно-технической революции, показавшую ограниченность человеческих попыток неразумного, произвольного преобразования природы. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие (по Гегелю — преобразование, изменение самих противоположностей) общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу. Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т.е. становление качественно новых отношений общества и природы.

Читайте также:  Государственный природный заказник краевого значения харпинский

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Философия / 11.2.Диалектическая взаимосвязь природы и общества

Диалектико-материалистическое понимание человеческого общества основано на признании органического единства природы и общества.

Природа это материальный мир, исключая социальную форму движения и ее материальные носители. Различают неживую и живую природу.

Главное отличие живых систем — это гомеостаз, т.е. устойчивость к изменению окружающей среды, характеризующаяся относительным динамическим постоянством свойств и состава живой системы. Гомеостаз достигается благодаря наличию разветвленной системы обратных связей. Обратные связи необходимы для осуществления саморегуляции. В живой системе саморегуляция реализуется при наличии: во-первых, целевых установок и, во-вторых, специальных управляющих органов по восприятию, переработке и передаче информации. Всего этого нет в неживой природе.

Человеческое общество, как и другие живые системы, представляет собой кибернетическую систему. Человеческое общество это единая социальная система, имеющая четкую структуру и иерархию образующих ее подсистем. Оно имеет качественно определенные этапы развития и особые социальные закономерности. Если объективные законы природы происходят «слепо» и стихийно, то законы общественного функционирования и развития всегда реализуются только в результате суммарной деятельности людей, обладающих сознанием и волей. Общество выступает как многообразие форм жизнедеятельности людей. Все это говорит о качественном своеобразии общества по сравнению с природными системами.

Вместе с тем постоянная связь общества с природой и их взаимодействие является предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества. Человек и общество связаны с природой прежде всего своим происхождением. Общее пю вышло из природы, человек сохраняет биологическую телесную организацию.

Функционирование и развитие общества основано на производстве материальных средств жизни и их потреблении. И все эти материальные средства жизни так или иначе создаются человеком из материала природы. С точки зрения марксистской философии, развитие общества определяется материальным производством. Карл Маркс характеризовал производство как специфический обмен веществ между обществом и природой. Таким образом, материальное производство выражает собой единство общества и природы.

Часть природы, которая вовлечена в человеческую жизнедеятельность, называется природной, географической средой. В географическую среду входит земная атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир. Совокупность животных и растений вместе с их средой обитания на Земле называется биосферой. Биосфера выступает как среда обитания человека и человеческого общества.

Источник

Оцените статью