Диалоговая природа общения психология

Содержание
  1. Диалог как форма психологического воздействия
  2. 1.Диалогическая природа общения
  3. Делись добром 😉
  4. Похожие главы из других работ:
  5. I. Введение. Понятие общения и делового общения
  6. 1.Диалогическая природа общения
  7. 1.Диалогическая природа общения
  8. 1. Общая характеристика общения с социально-психологических позиций, особенности криминального общения
  9. ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
  10. 1.2 Особенности общения подростков со взрослыми: диалог, сотрудничество как тип психологического общения
  11. Вопрос 2. Охарактеризуйте основные виды общения. В чем сущность барьеров общения и почему некоторые из них относят к ошибкам восприятия человека человеком
  12. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
  13. § 1.2 Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике
  14. 2. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения
  15. 1. Сущность общения: функция и виды общения
  16. 2.2 Роль различных видов общения в психическом развитии общения
  17. 1.2.1 Понятие делового общения в психологии. Специфика делового общения, его виды и формы
  18. Глава I Природа и сущность невербального общения

Диалог как форма психологического воздействия

Цель: способствовать усвоению тактики и стратегии успешного веде­ния диалога;теоретически показать, как навыки диалогической речи влияют на общение.

Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Диалог — естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.

Для диадического общения характерно равенство позиций партнеров, выражающееся в признании активной роли каждого из субъектов общения, возможности воздействия друг на друга. Здесь прежде всего имеются в виду признание и принятие активного включения каждого в процесс взаимодействия, обретение опыта совместного решения проблем через развитие сотрудничества, сотворчества.

Нетрудно догадаться, что культуре диалога надо учиться. Для этого желательна эрудиция, широкий кругозор, некоторые навыки доказательного рассуждения, желание и умение слушать и быть услышанным.

Диалог бывает письменный и устный. Письменный диалог предполагает широкую развернутость словесного выражения мысли с приведением логически последовательной и четкой системы аргументов.

Устный не требует этой широты и глубины, ведется с помощью как словесных, так и несловесных средств.

Диалог может быть «с глазу на глаз» и публичный диалог. В публичном диалоге мы часто не можем сказать оппоненту, то, что, очевидно, могли бы выразить наедине. В публичном диалоге имеет значение не только «железная логика» доказательства, но и умение убедить слушателей в правильности защищаемой позиции,

В диалогическом общении происходит открытие человеком реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире.

Диалог — равноправное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

Целью диалога является не только удовлетворение собственных потребностей (самопознание, саморазвитие, само понимание), но и познание другого человека, так, как только отношение к другому как ценности позволяет достичь целей, касающихся самого себя.

В качестве основополагающих принципов диалогического (гуманистического) общения К. Роджерс выделяет следующие:

1. конгруэнтность партнеров по общению, т. е. соответствие опыта, мыслей, чувств и средств общения одного партнера мыслям, чувствам и средствам общения другого. Это позволяет человеку вести себя адекватно своим истинным переживаниям, так как они осознаются им как имеющие право на существование. Принимая ценность для другого своего личного опыта, человек не считает нужным лицемерить с самим собой и партнером и реализует себя в общении в истинном человеческом качестве. Такая позиция открывает человека самому себе и делает его свободным в восприятии партнера, его чувств и переживаний. Таким образом, первое условие диалога — настрой на актуальное психологическое состояние самого себя и партнера;

Читайте также:  Где растут орхидеи дикой природе

2. без оценочного восприятия личности партнера априорное доверие к его намерениям. Речь идет о принятии другого в качестве некоторой безусловной ценности. Принятие другого нерасторжимо связано с доверием, готовностью самому раскрыться навстречу другому;

3. восприятие партнера как равного, имеющего права на собственное мнение и собственное решение. Не стоит понимать равенство партнеров примитивно — как их фактическое равенство. Человек самой возвышенной души и человек нравственно падший равны друг другу в своей истинной человеческой сути, в одном раскрытой, развившейся, а в другом — еще дремлющей, но живой. Неравенство в актуальном психическом, физическом и социальном состояниях сопряжено при этом с идеальным, виртуальным равенством;

4. проблемный, дискуссионный характер общения, разговор на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается там, где партнер переходит на язык догм, где нет места спору, уточнению точки зрения, возможности не согласиться;

5. персонифицированный характер общения, разговор от своего имени.

При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать.

Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять (пусть на время) его взгляды и ценности.

Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество.

Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения.

Если разговаривающие слышат только самих себя, — это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения.

Виды диалога:
Равноправный диалог
— это одна из его форм, которая происходит, когда различные участники диалога рассматриваются скорее с точки зрения справедливости (обоснованности, вескости) их аргументов, их содержания, чем с точки зрения оценки мощности и власти тех позиций, которые они занимают, и которые их защищают.

Структурированный диалог — это вид диалогических практик, разработанных как средство ориентации, направления диалогической дискуссии к проблеме понимания и согласования действия.

Диалог как форма психологического воздействия

Акт речевого взаимодействия, соответствующий однократному обмену репликами, считается основной единицей диалога

Развитие диалога основано на содействии общению, стремлении к взаимопониманию

Речевое воздействие — это то, что является движущей силой диалога: некоторое приглашение к взаимодействию. Даже самое обычное высказывание, не содержащее просьбы или вопроса, уже требует ответа самим фактом обращенности к собеседнику. В различных своих формах это может быть просьба и отказ, вопрос и разъяснение, приветствие и извинение.

Речевое воздействие в часто понимается как манипулирование, обман, скрытое внушение. Но само понятие шире и не обязано иметь такой морально-оценочный аспект.

Если исходить из начального представления о речевом воздействии — то это воздействие словом, высказыванием на поведение или образ мыслей собеседника, некоторый способ управления им, стремление подчинить своей воле.

Читайте также:  Государственные природные заповедники термин

Доречевое воздействие — взглядом, жестом — на уровне психологического контакта — осуществляет порой бессознательное подчинение. Пара, связанная таким контактом, представляет как бы единый механизм, остатки которого и в речевом общении проявляются в автоматизме, естественности ответа на обращение, отклика на оклик, если только не активизированы силы противодействия общению, препятствующие контакту. Обычно не отвечать труднее, чем ответить.

Источник

1.Диалогическая природа общения

Диалог — естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.

При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять (пусть на время) его взгляды и ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество.

Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих себя, — это уже не диалог , а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения. Общение характеризует- взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, как ход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников. Занимая такое заметное место в структуре личности,отношения оказывают влияние на особенности познавательных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по знания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения.Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько близко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении с другой личностью, от этого в немалой степени зависят полнота и точность расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зависимости не только прослеживаются, но и объясняются.Общение людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостировать билет или обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже -свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, например,учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора, или когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные особенности друг друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом.

Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определенной подготовленности — в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других социально-гражданской, в третьих индивидуально-психологической — не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения.И по объективным и по субъективным причинам возникают психологические трудности общения.

Читайте также:  2016 год особо охраняемых природных территорий

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

I. Введение. Понятие общения и делового общения

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, пораждаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

1.Диалогическая природа общения

Диалог — естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника.

1.Диалогическая природа общения

Диалог — естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника.

1. Общая характеристика общения с социально-психологических позиций, особенности криминального общения

Прежде чем определить понятие криминогенного общения и роли в нем жаргона, обратимся к анализу общения как социально-психологической категории. Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ

1.2 Особенности общения подростков со взрослыми: диалог, сотрудничество как тип психологического общения

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за В.С.

Вопрос 2. Охарактеризуйте основные виды общения. В чем сущность барьеров общения и почему некоторые из них относят к ошибкам восприятия человека человеком

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

§ 1.2 Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике

Человек начал изучать невербальные способы общения всего лишь в 60-годы 20 века. Широкая публика узнала о существовании невербального общения только после публикации первой книги о языке тела. В 1970 году был опубликован труд Джулиуса Фаста.

2. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis — словесный).

1. Сущность общения: функция и виды общения

Общение — это психологическая категория. Существует много различных определений и понятий “общения”, прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение — это и условие человеческой жизни.

2.2 Роль различных видов общения в психическом развитии общения

Выделенные мной выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков.

1.2.1 Понятие делового общения в психологии. Специфика делового общения, его виды и формы

В психологии не существует однозначного подхода к определению понятия «деловое общение», некоторые исследователи утверждают.

Глава I Природа и сущность невербального общения

В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны.

Источник

Оцените статью