Диалоговая природа педагогической деятельности

Что такое педагогический диалог?

В основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, которая осуществляется только в форме речевых жанров, обычно в форме диалога или монолога. При этом диалог рассматривается современными лингвистами как сложное, многоаспектное динамическое явление, которое можно представить в широком и узком понимании. В широком понимании диалог — это конкретное воплощение языка, сфера проявления речевой деятельности человека, сама форма существования языка, наконец, форма речевого общения.

Узкое понимание диалога связывается с непосредственным речевым общением двух или более лиц в конкретной ситуации жизнедеятельности.

Диалогическая речь определяется как «форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта» (Словарь лингвистических терминов).

Н. Д. Арутюнова отмечает, что «диалог — речевое произведение, в котором двое говорящих как бы создают одну мысль» и «поскольку содержательная сторона, выявляющаяся в диалоге, и расчленена между собеседниками и одновременно объединена предметом разговора, то диалог представляет собой речевое произведение, которое складывается из отдельных высказываний его участников, так что каждое высказывание является этапом на пути к достижению конечной цели, а потому обретает свое место в развертывании смыслового целого. Это позволяет рассматривать диалог как особого рода коллективное речевое произведение, обладающее в соответствии со сферой, тематикой и ситуацией своей. спецификой».

Педагогический диалог целесообразно рассматривать как типизированное речевое построение, модель, отражающую специфические условия и цели общения учителя и учащихся на уроке, как жанр педагогического общения, для создания которого необходимо знание: совокупности экстралингвистических факторов, типичных структурно-смысловых частей диалогического текста, специфики речевой организации педагогического диалога в различных ситуациях урока.

Читайте также:  Департамент екології та природних ресурсів одеської області

К экстралингвистическим предпосылкам организации успешного учебно-педагогического диалога необходимо отнести обстановку, в которой протекает общение, содержательно-тематическую сторону коммуникации, а также функции и социально-коммуникативные отношения (роли) участников общения (адресанта—адресата).

Обстановка общения на уроке всегда публична, осуществляется по коммуникативной формуле «один» (учитель — ведущий партнер диалога) — «много» (учащиеся). Обстановка на уроке предопределяет фактор публичности речи, что оказывает влияние на развитие темы и на речевое поведение участников диалога.

Тема обусловливает набор речевых средств, которые способствуют выражению определенного, заданного содержания. Тема неразрывно связана с ситуацией. Ситуации реализации учебно-педагогического диалога достаточно типичны. Постоянны место педагогического диалога (в определенной школьной аудитории), количественные отношения коммуникантов (учитель — один ведущий партнер диалога и много учащихся), временная продолжительность общения (40—45 минут — продолжительность урока). Перечисленные выше внешние условия общения являются основой для возникновения учебно-речевых взаимоотношений участников общения — адресанта (учителя) и адресата (учеников).

Обращенность и адресованность речи учителя в диалоге проявляются наиболее ярко.

Говорящий учитель в ситуации учебно-речевого диалога должен учитывать: насколько ученики осведомлены в ситуации, обладают ли специальными учебными знаниями по теме общения, каковы их мнения по обсуждаемой проблеме, убеждения и предубеждения, симпатии и антипатии. Все факторы в совокупности определяют активное понимание учеником высказывания учителя.

Речь учителя рассчитана на коллективного адресата, поэтому она массово-адресованная. Общение в педагогическом диалоге отличается «подстройкой» высказывания под адресата, умелым выбором языковых средств, которые обусловлены возрастом учащихся и степенью их обученности.

При учебно-научном общении коммуниканты не равны по своему положению, по уровню образования. В профессионально-педагогическом диалоге для учителя важно правильно выстраивать свое речевое поведение. Речевое поведение в педагогическом диалоге позволяет раскрыть учителю свои личностные качества (умение создать на уроке творческую обстановку, стремление к установлению с детьми гуманных взаимоотношений, открытость в общении, эмпатическое понимание учеников, установление стиля увлеченности совместной творческой деятельностью на уроке и атмосферы эмоционального благополучия в школьном коллективе). Верно избранный стиль общения определяет, в свою очередь, содержательную сторону учебно-педагогического диалога как речевого жанра.

Читайте также:  Бытие природы бытие человека бытие духовного бытие социального

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

14.2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике

Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика

В межличностном взаимодействии педагога и обучаемых выделяют позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика. Общетелесное самораспоряжение:

  • манера перемещаться по классу;
  • излюбленные позы;
  • избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Отметим основные факторы влияния общетелесного самораспоряжения учителя на особенности проведения урока:

  • повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;
  • у каждого человека в силу его индивидуальности, например типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;
  • психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;
  • умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то — менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения в первую очередь бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке. Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный уровень и степень воздействия. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно — в «чистом виде» без словесного сопровождения. Интонационное поведение — это психическое явление вполне правомерно обозначить термином «поведение», поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по степени воздействия превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно, что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному. Саморегуляция речи — выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпоритмической характеристикой. Известно, что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают дети и подростки — главная учительская аудитория. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Читайте также:  Болота какая природная зона

Источник

Оцените статью