Дидактическое пособие календарь природы
Автор: Иванова Екатерина Александровна
Организация: МАДОУ детский сад «Алёнушка»
Населенный пункт: город Тула
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально — волевые качества. Игры способствуют развитию у детей любознательности, наблюдательности, вызывают интерес к природе. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения детей: это и планировать свои действия, и распределять их по времени и между участниками игры, и оценивать результат игры и т. п. Дидактические игры являются наиболее эффективным средством, способствующим успешному решению задач по экологическому воспитанию дошкольников.
Главным принципом при ознакомлении дошкольников с природой является принцип наглядности. При помощи наглядных пособий и происходит передача имеющегося опыта от взрослого к детям.
Я очень долго думала над обустройством уголка наблюдения за погодными и природными явлениями, для знакомства с характерными особенностями следующих друг за другом времен года. Применение обычных печатных календарей погоды не всегда эффективно, они сложны для понимания и мышления. И я пришла к вот такому решению проблемы.
Я сделала многофункциональное дидактическое пособие «Календарь природы« из фетра, которое позволяет доступно организовать образовательную деятельность, поддержать естественный, познавательный интерес у детей, позволяя демонстрировать существующие экологические связи в природе. Кроме того, оно является декоративно-эстетическим оформлением группы.
В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь природы. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней.
При работе с календарём у детей развивается наблюдательность, воображение и логическое мышление, совершенствуется мелкая моторика рук, формируется эстетический вкус. Дети учатся внимательно всматриваться в окружающее, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Актуальность данного игрового пособия заключается в том, что с его помощью можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений, развивать способность воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в простейших схематических изображениях, умение «читать» календарь.
— формирование представлений детей о чередовании времён года и их характерных особенностях по совокупности признаков и примет;
— учить детей наблюдать за сезонными явлениями в живой и неживой природе, сравнивать и обобщать полученную информацию в ходе проводимых наблюдений, бесед, образовательной деятельности;
— расширять и обогащать словарный запас детей по теме «Времена года»;
— развивать наблюдательность, образное мышление, внимание, память, кругозор;
— формировать желание отражать красоту природы в художественно – творческой деятельности;
— воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умение замечать красоту в окружающей нас природе.
Календарь многофункционален. Он используется как пособие по ознакомлению с природой, развитию речи, логике, в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми, а также еще можно использовать как дополнительный материал к дидактическим играм.
Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет (со 2 младшей до подготовительной группы), в различных образовательных областях: познание, речевое и художественное развитие, ориентировка в пространстве. Данное пособие представляет собой книгу, на каждую страничку которой наклеен фетр. Взрослый, используя его, знакомит детей со временем года и его сезонными признаками, названием месяцев и их последовательностью, днями недели и т. д.
Что же представляет собой календарь?
На первой страничке педагог совместно с детьми выставляет текущую дату, например, 12 октября 2020 года, при этом из представленного набора цифр и названий месяцев ребенок выбирает необходимые ему. Все таблички с названиями месяцев и днями мобильны. Читающие воспитанники подготовительной группы путем прочтения названий всех двенадцати месяцев выбирают нужный и прикрепляют его в нужном месте. Остальные дети запоминают зрительный образ слова, зная его значение. Дети подготовительной группы свободно считают в пределах двух десятков. По аналогии запоминают счет в пределах третьего десятка, умеют писать цифры, поэтому могут легко выставить сегодняшнее число.
На второй страничке мы изучаем дни недели, а также понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Все карточки дней недели разных цветов, с обратной стороны оснащены липучками, поэтому легко снимаются и прикрепляются. Так же как и с названиями месяцев, читающие дети находят необходимый день недели и выставляют его. Остальные дети запоминают зрительный образ слова, зная его значение.
На третьей страничке находится термометр. Для младших дошкольников справа расположена шкала с такими понятиями, как «Жарко», «Тепло», «Прохладно», «Холодно», для старших – шкала с цифровыми значениями. Также на шкале термометра указано нулевое значение. Исходя из личных наблюдений, дети представляют, какая температура на улице и выставляют значение.
Четвертая страничка посвящена наблюдению за природными явлениями: ясно, облачно, переменная облачность, снег, дождь, гроза, сильный ветер, радуга. При помощи двигающейся стрелочки ребенок выбирает необходимую погоду.
Одной из основных задач в формировании у дошкольников временных понятий является: дать знания о последовательности смены времен года.
Дети должны понять и запомнить так называемую «годовую» схему «зима – весна – лето — осень». На пятой страничке календаря природы 4 времени года изображены по очереди (меняются сезонные изменения природы и одежда медвежонка). Всё просыпается, оживает, затем появляются плоды, потом листочки дерева
желтеют, опадают, приходит зима. Одно и то же дерево (яблоня) представлено как 4 дерева в разные времена года. Весной дерево просыпается, появляются листочки и цветочки, летом созревают яблочки, осенью листики желтеют, потом опадают и зимой выпадает снег.
Подписи к временам года на липучках, поэтому легко снимаются и прикрепляются.
На шестой страничке – дневник наблюдений, где дети могут отметить, кого увидели на улице во время прогулки или по дороге домой: каких птиц, насекомых и т. д. Это позволит надолго сохранить в памяти интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии.
Пособие используется как в непосредственно — образовательной деятельности так и в процессе индивидуальной деятельности в уголке природы.
А еще, используя данный материал, можно играть в разные дидактические игры.
Картотека игр к дидактическому пособию.
«Времена года»
Цель: закреплять знания признаков различных времён года, воспитывать познавательный интерес.
Игровая задача: правильно прикрепить названия каждого из времен года и назвать приметы каждого сезона года.
Цель: развивать у детей внимание, наглядно – образное мышление, речь – доказательство, умение замечать несоответствие.
Игровая задача: Воспитатель неправильно размещает названия времен года, дети находят ошибки и объясняют их.
«Составь рассказ»
Цель: активизировать речевую деятельность детей.
Игровая задача: ребенку предлагается выбирать время года и рассказать об основных изменениях в природе, в одежде и занятиях детей в это время года.
«Угадай по описанию»
Цель: активизировать речевую деятельность детей.
Игровая задача: воспитатель описывает какое-либо время года или природное явление, ребенок должен отгадать.
«Придумай сказку»
Цель: активизировать речевую деятельность детей, фантазию и воображение.
Игровая задача: ребенок должен придумать сказочный сюжет о каком-нибудь природном явлении, а затем рассказать остальным игрокам свою сказку. Воспитатель наводящими вопросами помогает
Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.
«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Список используемой литературы:
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
- Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с.
- Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.
- Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 3.- С. 23-27.
- Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 6. – С. 28-31
Источник