Конспект открытой непосредственно- образовательной деятельности по ознакомлению с миром природыво второй младшей группе на тему:«Дикие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
— Закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц, формировать знания о диких птицах.
— Развивать речевую активность, формировать навыки связной речи, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.
— Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.
— Развивать зрительное внимание, память.
— Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.
— Вызвать желание соблюдать элементарные правила в совместной игре.
— Развивать воображение, фантазию.
Предварительная работа : Наблюдение за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.;загадывание загадок;рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций; дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и др.; подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет» и др.
Материал и оборудование: сундучок, картинки с изображением птиц, звуковая фонограмма, маски птиц (по количеству детей), изображения птичьих гнезд.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня интересное занятие. Но сначала давайте поздороваемся с нашими гостями и улыбнемся друг другу.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
— Здравствуйте ручки хлоп, хлоп, хлоп
— здравствуйте, ножки топ, топ, топ
— здравствуйте, щёчки плюх, плюх, плюх
— здравствуйте, губки (вытягивают 3 раза)
— здравствуйте, мой носик би, би, би
Воспитатель: Молодцы, всех поприветствовали, у всех хорошее настроение. И с хорошим настроением начинаем наше занятие.
Включается запись «голоса птиц»
Воспитатель: дети,послушайте,чьи голоса вы слышите?
Воспитатель: Правильно. Здесь очень много птиц и все они одновременно поют.Давайте попробуем узнать некоторых из них. У меня есть волшебный сундучок. Я вам загадаю загадки, а вы попробуете угадать о ком я говорю.После каждой загадки из сундучка будет вылетать птичка.
(Воспитатель вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграф.)
И тихонько ворковать. (голубь)
Воспитатель: Ребята всех этих птиц мы назовем одним словом дикие. Потому что живут они не в доме с человеком, а живут эти птицы на улице. на ветках деревьев. Питаются они тоже на улице крошками хлеба, семечками. Давайте мы с вами послушаем голоса этих птиц. И получше их рассмотрим.
Посмотрите на картинку — это птица ворона. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать, как ворона «кар-р».
— Посмотрите на картинку — это птица воробей. Послушайте его голос. Попробуйте сами сказать, как воробей «чик-чирик».
— Посмотрите на картинку — это птица голубь. Послушайте его голос. Попробуйте самисказать, как токует голубь.
— Посмотрите на картинку — это птица грач. Послушайте его голос. Попробуйте самисказать, как грач кричит «Кра-а».
Воспитатель: Молодцы мы с вами попробовали говорить, как птички, а сейчас давайте поиграем и превратимся в них.
Подвижная дидактическая игра «Птичкин домик».
Воспитатель: Птички должны найти свои дома. Пока звучит музыка птицы летают, муз.останавливается птички етят в свои дома.
(На гнёздах – изображения разных птиц. Дети «летят» в то гнездо, где изображение птички совпадает с птичкой на шапочке). Играет музыка «птички летают», музыка выкл.птички летят в свои домики.
Воспитатель: Сейчас мы свами поиграем в игру «Кто где живет»? На фланелеграфе есть много птиц нужно каждую птицу поместить в то место, где она живет. Домашние птицы в птичнике. Дикие птицы на дереве.
Дети рассаживают птиц по домам.
Воспитатель: Ребята птичкам на улице холодно и голодно. Давайте мы поможем диким птичкам покормим их семечками и хлебными крошками. Положим корм в кормушку.
Источник
Конспект логопедического занятия в средней группе по теме «Дикие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
Коррекционно-образовательные цели:
1. Формирование представлений о диких птицах, их жизни, повадках.
2. Расширение и уточнение словаря по лексической теме (чирикает, каркает, стрекочет, ухает, воркует, кукует).
3. Совершенствование грамматического строя (образование и использования существительных в именительном, родительном падежах)
Коррекционно – развивающие цели:
1. Развитие речевого дыхания.
2. Развитие общей, тонкой, артикуляционной моторики.
3. Развитие речевого слуха, зрительного внимания.
Коррекционно-воспитательные цели:
1. Формирование навыков сотрудничества.
2. Формирование эстетических чувств к природе.
Оборудование:
1. Предметные картинки с изображением птиц.
Упражнения для мышц шеи, рук.
Логопед: Сейчас мы с вами превратимся в птичек.
Птички летают высоко. (Поднять голову, посмотреть вверх)
Садятся на землю. (Смотрят вниз)
Садятся на деревья. (Голову вверх)
На забор. (Голову вниз)
Птички полетели
На дорожку сели.
Сели, поклевали.
Снова полетели.
Сели на дорожку.
Испугались кошку.
С дорожки улетели,
В свои гнезда сели.
2. Развитие речевого слуха.
Логопед: Посмотрите на картинки. Это дикие птицы. Они живут в лесу, в парке, в саду и сами себе добывают еду. Это воробей, ворона, синица, сорока, сова, голубь, кукушка, дятел.
Логопед задает вопрос: Кто это? (ответы детей)
Послушайте, как кричат эти птицы: «чик-чирик» — чирикает воробей; «кар-кар» — каркает ворона; «тра-та-та» — стрекочет сорока; «цвинь-цвинь» — посвистывает синица; «ух-ух-ух» — ухает сова. (Дети повторяют за логопедом.)
Игра: «Угадай, чья птичка кричит?»
Логопед раздает картинки и задает каждому ребенку вопрос: «Кто к тебе прилетел?»
-Сейчас я буду кричать, как птица. Тот, кто узнает свою птицу, поднимает картинку.
А теперь мы станем маленькими птенчиками и будем звать маму вот так: «Чик – чирик. »
Позовите тоненьким голоском, как маленький птенчик: «Я – Чик — чирик. »
(Индивидуальные и групповые ответы детей).
А теперь сели в гнездышки, а мама полетела за кормом (дети садятся на свои места)
3.Упражнения для артикуляторных мышц, щек, губ:
• «голодные птенцы» — широко открыли рот «АМ!» — вкусный червячок! (щелкнуть язычком, глотаем): Вкусно!
• «клювики» — (губы сомкнуты и вытянуты); — поцелуем маму;
• «ищем маму» — (повороты шеи в сторону – вверх – в сторону)
4. Пальчиковая гимнастика «Дятел»
Дятел-дятел (помахивать кистями рук, как крыльями).
Сел на сук.
Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (Одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу.)
Долбит сук.
5.Координация речи с движениями. Развитие подражательности.
Логопед надевает шапочку вороны.
«Ворона хочет с вами поиграть!»
Упражнение «Ворона»
На дерево ворона села,…………………посмотреть вверх,
Посидела, посмотрела…………………..присели, повороты головой,
«Кар!» — кричит она нам с ветки,……….нахмурить брови,
Не капризничайте, детки. погрозить пальцем.
6.Дидактическая игра (с мячом) «Назови ласково»
Воробей – воробушек, синица – синичка, сова – совушка, кукушка – кукушечка, ворона – воронушка, голубь – голубок…
Игра: «Подбегай, кого зову!»
Логопед: Вы помните, какие птички были у вас на картинках? (ответы детей)
Вот у меня колокольчик. Какую птичку он позовет, та и подлетит.
Колокольчик мой звенит,
Язычком он шевелит:
Динь – дон, динь — дон,
Слышать птички этот звон.
Ты, Синичка, к нам лети,
В колокольчик позвони!
Ребенок подбегает, звонит в колокольчик и говорит: «дин – дон».
8. Итог занятия .
Конспект логопедического занятия «Птицы»
Цель : создание предпосылок формирования связной речи.
-активизировать словарь детей по теме « птицы » ;
— расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц , их строении, питании, повадках;
-закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;
-закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;
-упражнять в согласовании существительных с числительными;
-закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.
-развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.
-воспитывать интерес и любовь к птицам , желание заботиться о них.
Картинки с изображением птиц , картинки с изображением корми для птиц , полоски для составления схемы предложения.
Утро настало, солнышко встало!
Птицы запели и к нам прилетели.
Много с собою нам дел принесли.
-Давайте поздороваемся, как птички «клювиками» .
2. Постановка цели занятия .
Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.
Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.
Он в своей лесной палате носит пёстренький халатик,
Спинкою зеленовата, животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
Окраской сероватая. Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая- известная персона.
Из травы и глины. (ласточка)
Под карнизом обитаю. (воробей)
-Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах )
3. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.
-Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.
Выполняем артикуляционные упражнения.
«Птенчики ждут пищу» . Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.
«Дятел» . Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося : тдд-тдд.
«Аист» . Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.
4. Игра «Четвёртый лишний» -классификация перелётных и зимующих птиц .
-Какая птица на картинках лишняя ? (ласточка)
-Почему? (Это перелётная птица , а остальные птицы зимующие )
-Каких ещё зимующих птиц вы знаете ?
-Каких перелётных птиц вы знаете ?
Выставляются картинки птиц .
-Расскажите, что общего есть у всех птиц ? (У птиц есть туловище , голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.)
6. Игра «Угадай» — словообразование притяжательных прилагательных.
На одной части доски картинки с изображением птиц , на другой недостающих частей тела.
-Это хвост сороки. Он чей? – сорочий хвост.
Это крыло воробья – воробьиное крыло.
Это голова вороны – воронья голова. И т. д.
7. Игровое упражнение «Один-много» — родительный падеж множественного числа существительных.
В наших лесах и парках много (кого) …
Динамическая пауза «Улетает-зимует»
Педагог называет птиц . Если ребёнок слышит название перелётной птицы — «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы , то садится на палас и замирает.
8. Игра «Каждой птице свой корм »
-Ребята, мы должны помогать птицам ? Как?
На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)
Дети : Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.
-Зимой птицам бывает трудно , поэтому мы должны заботиться о них — устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья . Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.
9. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять — нужно всех нам сосчитать» -согласование существительных с числительными.
-Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?
(К кормушке прилетело два снегиря. К кормушке прилетело пять синиц. К кормушке прилетело четыре голубя. И т. д.)
10 Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы.
-Как называются птицы , которые зимуют?
-А как называются птицы , улетающие в тёплые края?
-Почему птиц называют друзьями человека?
— Птицы приносят пользу . Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.
— Как нужно заботиться о птицах ?
Источник