Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные нашего края» в старшей группе
Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы (с использованием интерактивной папки — лэпбук «Дикие животные»).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Дикие животные нашего края“ в старшей группе» размещена в разделах
1. Совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о диких животных, используя опорные карты и схемы-модели;
2. актуализация словаря по теме «Дикие животные»;
3. совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным);
4. способствование развитию лексической стороны : связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
5. продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление;
6. воспитывать доброжелательные отношения к животным.
7. обогащать словарный запас детей.
Методы и приё мы: загадки, динамическая пауза, беседа, рассказы детей.
Лэпбук «Дикие животные» с набором заданий и дидактических игр по теме. Ширма и макет зимнего леса, Сова у которой в карманах карточки с заданиями для детей, карточки с силуэтами диких животных, с цифрами; мольберт. Дидактический материал (кубик с изображениями зверей, шапочки диких животных)
Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Рассказы: Л. Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А. К. Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».
Сказки: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Три медведя» (Обр. Л. Толстого, «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова, «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова, «Лиса и кувшин» (Обработка К. Д. Ушинского, Ш. Перро «Красная шапочка».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».
Игры — драматизации: С. Маршак «Еж и лиса». Презентация «Дикие животные».
Ход НОД.
Мы собираемся- в добрый путь отправляемся,
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Мальчики хорошие, девочки пригожие.
Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать стихотворение -загадку:
Воспитатель: — Скажите, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о диких животных.)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, в гости к Мудрой Сове, чтобы проверить свои знания о диких животных.
Воспитатель. (Обращает внимание на ширму, украшенную под лес).
На мольберте размещены перевёрнутые картинки диких животных России.
— Посмотрите, как лес встречает нас – деревья качают ветками и здороваются с нами. Давайте тоже скажем лесу :
Здравствуй, лес! Дремучий лес, (Махи вверху правой и левой рукой)
Полный сказок и чудес! (Звучит музыка «Звуки леса»).
Мудрая Сова встречает детей, здоровается и спрашивает, зачем они пришли в лес.
Воспитатель и дети отвечают, что хотят узнать больше интересного о диких животных и проверить свои знания о них.
Сова: Я вас давно жду, даже достала свою умную книгу о диких животных.
Сова : Ребята, какая вдруг тишина наступила в лесу. Почему мы никого не видим? Знаю- звери хотят поиграть с нами в прятки с загадками. Поиграем с ними?
Воспитатель: Мы с детьми любим отгадывать загадки. (После отгадывания каждой загадки на мольберте переворачивают картинку загаданного животного)
Сова загадывает детям загадки.
Ей не крикнешь грозно «брысь!»
Это кошка леса —. (Рысь)
Лесники зовут «сохатый».
Крупный и могучий. (Лось)
3. Он всю зиму в шубе спал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной (Медведь).
А от голода – кора. (Заяц)
А в деревне кур крадет. (Лиса.)
Не кот, а мыши боятся. (Ёж)
Ходит злой, голодный? (Волк)
По деревьям любит лазить? (Белка)
9. Этот зверь с двумя клыками,
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Сова: Молодцы, ребята. Про каких животных вы разгадывали загадки? (про диких животных) Почему их так называют?
Дети: Потому, что они живут в лесу, сами воспитывают детенышей и добывают себе еду, умеют строить жилища.
Упражнение по развитию речи (качественные прилагательные)
Воспитатель: У каждого животного свой характер, свои особенности и свой внешний вид. Да вы и сами это хорошо знаете.
Ребята, давайте представим, что вы лесные звери, возьмите карточки животных и расскажите о себе.
Проводится игра «Какой? Какая?» (ребенок называет слова определения, другие дети могут добавлять определения).
Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой.
Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая.
Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый, страшный.
Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий.
Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.
Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.
Сова: про характер зверей вы правильно рассказали, а теперь попробуйте подобрать слова – действия, которые выполняют животные.
Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.
Медведь (что делает) … (спит, переваливается, косолапит, охотится, рычит, ревет).
Волк (что делает) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,рыщет).
Лиса (что делает) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает, тявкает).
Заяц (что делает… (прыгает, прячется, грызет).
Белка (что делает) (цокает, прыгает, добывает, скачет, запасает.).
Сова : Может немножко отдохнем? Вставайте в круг и все вместе проведё м физкультминутку:
Мишка лапу занозил – (Потрясти кистью правой руки.)
Наступил на шишку. (Соответственно.)
Обозлился, погрозил: (Соответственно.)
Шишку в сучья закопал, (Соответственно.)
Поплясал на сучьях. (Весело поплясать.)
Поскользнулся и упал (Присесть, на лице – огорчение.)
Вышел заспанный барсук, (Кулачками потереть глаза, зевнуть.)
Заворчал на мишку. (Насупиться, строгое выражение лица.)
Мишка струсил, влез на сук, (Испуганное выражение лица, закрыть голову руками.)
Притаился мышкой. (Соответственно.)
Сова: Молодцы. Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Рассказ по цепочке» — надо рассказать о волке, зайце, белке, медведе, лисе. У меня есть кубик, какое животное выпадет, про того и рассказывать будем.
Воспитатель: А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).
1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело?
2. Где живёт (берлога, нора, логово, дупло?
3. Чем питается (на кого охотится?
Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и вызывает детей ответить на вопросы.
— Это заяц, у зайца на голове длинные уши, поэтому у него хороший слух.
—(Продолжает другой ребёнок).
— У зайца быстрые ноги, передние лапы короткие, а задние длинные. У него короткий хвост.
—(Продолжает другой ребёнок).
— Тело покрыто теплой, пушистой шерстью. Заяц меняет цвет шерсти, зимой он белый, а летом серый. Питается он растениями.
(Заканчивает рассказ другой ребёнок). Заяц обитает в лесу, в поле, прячется от врагов под кустом. Заяц дикое животное».
Просит повторить рассказ о зайце от начала до конца.
Следующих рассказ. Например:
— Это волк. У волка на голове острые уши. У него длинные, сильные и быстрые ноги. Хвост прямой, длинный. Тело покрыто густой шерстью.
—(Продолжает другой ребёнок).
— У волка острые зубы, он питается мясом. Волк хищник. Он обитает в дремучем лесу.
Волк дикое животное.
— Ребята, вы все молодцы, у вас получились очень интересные рассказы.
Раз – прыжок, а два – присядка.
(Варианты ответов детей).
Это заяц. Заяц дикое животное. У него круглая голова и длинные уши, поэтому у него хороший слух, короткий хвост. Задние лапы длиннее передних, это помогает ему при беге. Детки у зайца зайчата. Норку заяц не делает и живет под кустом. Зимой меняет шубку на белую, чтобы можно было прятаться на снегу от хищников. Зимой заяц ест кору деревьев, а летом траву, морковку, капусту. Заяц боится лису, волка и хищных птиц.
Это медведь. Медведь дикое животное. У медведя есть туловище, голова, уши, лапы, маленький хвост. Шерсть у него коричневого цвета. Медведь живет в лесу. Жилище медведя называется берлога. Медведь питается рыбой, ягодами, травой, мясом. Детёныши медведя медвежата. Медведь рычит. Медведь приносит пользу человеку: медвежий жир, медвежье мясо, медвежья шкура.
-Это лиса. У лисы круглая голова, длинная мордочка, острые уши. Лапы тонкие, хвост длинный и пушистый, она им заметает следы. Детки у лисы лисята. Живет лиса в норе. Охотится на зайцев и мышей.
-Это волк. Волк дикое животное. У волка большая голова, толстая шея, длинная морда, острые зубы. У волка сильные лапы с крепкими когтями. Детки у волка волчата. Живет волк в логове.
Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые больные животные, за это волка прозвали «санитаром» леса.
-Это еж. Ёж дикое животное. У ежа маленькая голова, вытянутая мордочка, короткие лапы и хвостик. Тело ежа покрыто жесткими колючками. При опасности еж сворачивается в комок, и его нельзя взять, можно уколоться. Детки у ежа — ежата. Зимует еж в норке под корнем большого дерева. Питается еж грибами, ягодами, фруктами, жучками и червячками.
-Это белка. Белка дикое животное. У нее маленькая голова, уши с кисточками на концах. Большой хвост, размером с саму белку. Детки у белки — бельчата. Осенью белка делает запасы на зиму. Запасает в дупле орехи, шишки, желуди, сушит грибы на сучках деревьев. Зимует белка в дупле.
Сова: Молодцы, ребята, вы хорошо умеете составлять рассказы, и многое можете рассказать о диких животных. Я решила подарить вам свою умную книгу — лэпбук, сложив в него много интересных заданий.
Итог: Вот и пришло время возвращаться нам в детский сад.
Ребята, вам понравилось наше путешествие в гости к Мудрой сове.
А чем мы занимались в лесу? (Составляли рассказы о животных, играли, отвечали на загадки)
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня хорошо составляли рассказы о диких животных.
Рефлексия «Теремок». Я предлагаю вам Кружочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый смайлик и прикрепите в теремок, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый смайлик.
Ребята, вы молодцы, хорошо работали.
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Дикие животные» Образовательные задачи: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные» Совершенствование грамматического строя речи.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные зимой» Провела воспитатель: Козырева Л. Т. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие и домашние животные» Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: Дикие и домашние животные и их детеныши» Группа «Почемучки» (старшая группа) Цель:.
Конспект совместной образовательной деятельности «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Подготовила: Воспитатель – Крылова Эльвира Геннадьевна. Возрастная категория: подготовительная группа (6-7 лет). Время использования: при.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Животный мир нашего края» Цель: Обобщить знания детей о диких животных нашего края. Задачи: Образовательные. 1. Продолжать формирование умения составлять рассказы.
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные» в старшей группе детского сада используя социо-игровые технологии Конспект НОД по развитию речи на тему «Дикие животные» Возрастная группа:старшая группа Количество детей: 15 чел. Цель: развитие коммуникативных.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы Тема: Дикие и домашние животные ГБОУ Лицей № 507 Структурное подразделение «Светлячок» Конспект занятия Тема: Дикие и домашние животные Подготовили: Воспитатели.
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные родного края» (средняя группа) Программное содержание: • Познакомить с профессией лесник • Побуждать употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложно подчиненных.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Дикие животные» Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. «Дикие животные» Выполнила : Гуриева С. А. Цель: Дать детям представление о.
Лэпбук «Дикие животные нашего края» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мой третий лэпбук «Дикие животные нашего края». Я настолько вдохновилась идеей создания интерактивной.
Источник