- 49.Правовой режим государственных природных заповедников и государственных природных заказников.
- Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- Законодательство России об особо охраняемых природных территориях. Правовой режим государственных природных заповедников и заказников. Проблемы сохранения палеолитической живописи и ограниченного экскурсионного использования пещеры «Шульган-Таш».
- Подобные документы
49.Правовой режим государственных природных заповедников и государственных природных заказников.
Государственные природные заповедники— это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.
Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее Положение о ней.
Являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает широкий ряд мер. В частности, в этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства Правительством РФ создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования. На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам. Такие задачи определяются положением о заповеднике.
В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
— сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
— поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
— предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
— осуществление экологического мониторинга;
— выполнение научно-исследовательских задач;
— ведение эколого-просветительской работы;
— осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указанные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой охраны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:
— комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);
— биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
— палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
— гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
— геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплексов неживой природы.
Правовой режим государственных природных заказников характеризуется тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.
Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.
Источник
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Законодательство России об особо охраняемых природных территориях. Правовой режим государственных природных заповедников и заказников. Проблемы сохранения палеолитической живописи и ограниченного экскурсионного использования пещеры «Шульган-Таш».
Подобные документы
Понятие и классификация особо охраняемых природных территорий: национальные и природные парки, заказники. Государственное управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. Государственный кадастр.
Понятие и виды особо охраняемых территорий в законодательстве Российской Федерации. Анализ основных целей объявления природных образований памятниками природы. Специфические особенности правового режима дендрологических парков и ботанических садов.
Понятие и состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Исследование земельного законодательства РФ, регулирующего правовой режим особо охраняемых территорий. Классификация особо охраняемых территорий по признаку заповедности.
Развитие сети особо охраняемых природных территорий и сохранение на них объектов природно-заповедного фонда в Республике Казахстан. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.
Административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах.
Закон «Об особо охраняемых природных территориях». Ответственность за разграбление охраняемых природных территорий. Порядок предоставления лесных участков в пользование. Эколого-правовые требования при обращении с отходами производства и потребления.
Понятие и категории особо охраняемых природных территорий. Характеристика государственных природных заказников, их профиль и виды деятельности. Типовая задача по улаживанию конфликта, возникшего при аварии товарного поезда и загрязнении среды нефтью.
Изучение вопроса развития сети особо охраняемых природных территорий и сохранения на них объектов природно-заповедного фонда Республики Казахстан. Определение ответственности за нарушение данных положений согласно Уголовного и Экологического кодексов.
В рамках реализации проекта построения концепции международно-правовой охраны оз. Байкал, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований, рассмотрены составляющие современного правового режима особо охраняемых природных территорий в Корее.
Характеристика крупнейших Национальных парков Беларуси: ландшафт, биологическое разнообразие, туризм. Правовой режим парков, государственные природоохранные учреждения. Ответственность за нарушение законов об особо охраняемых природных территориях.
Источник