- Ведение дневников наблюдений, календарей как формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка статья по окружающему миру (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Дневник наблюдений за погодой для старших дошкольников»
- Международный конкурс детско-юношеского творчества по безопасности жизнедеятельности «БЕЗОПАСНЫЙ ПУТЬ »
- Всероссийская образовательная олимпиада по экологии «ЖИВАЯ ПРИРОДА »
- Всероссийский конкурс художественного слова к Дню России «СТРАНА МОЯ, ЗЕМЛЯ МОЯ… »
- Также вас может заинтересовать
- Как вести дневник наблюдений за природой
- КАК ДЕЛАТЬ ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЙ
Ведение дневников наблюдений, календарей как формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка
статья по окружающему миру (старшая группа)
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ведение дневников наблюдений, календарей как формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка
МБДОУ «Детский сад №80» г. Чебоксары, kirusha1315@mail.ru
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.
Ключевые слова : наблюдение, дневник, деятельность
Наблюдение – основное средство познания природы. Оно даёт возможность познакомить детей с природными явлениями , взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Чтобы лучше запечатлились в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент наблюдаемые явления нужно фиксировать. Ведь для того чтобы фиксировать увиденное, ребенок должен хорошо рассмотреть, запомнить, не упустить важные детали.
Ведение дневников наблюдений является одним из направлений познавательного развития детей. В каждой группе детского сада имеются свои дневники. Также ведение дневников наблюдения имеют большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в образовательном процессе.
Целью работы с дневником является расширение и обогащение представлений детей о мире растений, особенностях их внешнего вида, строения; их сходстве и отличительных признаках, развитие воображения, интереса к наблюдению, любознательности, связной речи; воспитание бережного отношения к миру природы.
В работе с дневниками природы мы опираемся на рекомендации С.Н. Николаевой.
Можно выделить три типа дневников наблюдений, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях.
∙ Дневник наблюдений за ростом и развитием живых существ.
∙ Дневник наблюдений за птицами.
∙ Дневник наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Для младших и средних дошкольников для заполнения дневника наблюдения используются карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.
Знакомство с явлениями природы в младшем дошкольном возрасте – это систематические наблюдения в повседневной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона. Третья неделя месяца является наиболее удачной, т.к. именно в это время видны сезонные изменения.
Как рекомендует нам С.Н. Николаева, уже в средней группе можно начинать знакомить детей с условными обозначениями, учить пользоваться ими при заполнении дневников наблюдений.
Дневник старшей и подготовительной группы заполняется иначе
Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше. Дневник наблюдений представляет собой графическую модель, которая отображает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Заполнение дневника, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя, значками изображают погоду.
Для формирования умения заполнять дневник важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям.
Воспитатель дает задание понаблюдать и запомнить, какая погода будет в субботу и воскресенье. В начале следующей недели (в понедельник) в свободное время дети отмечают в дневнике субботнюю и воскресную погоду. Воспитатель обсуждает с ними результаты недельных наблюдений за природой. Рассматривая с детьми страницу дневника, подводит итог.
Техника исполнения рисунка должна быть всегда одинаковой (карандашом, краской или фломастером). Длительность раскрашивания не должна превышать 7 – 9 минут, при увеличении продолжительности занятий они должны прерываться физкультминутками, чтобы рука ребенка могла отдохнуть. Не оставлять без внимания ошибки и неточности при выполнении работ. Вовремя поправлять ребенка и добиваться от него правильных ответов. Дневник наблюдения за погодой ребенок 6-7 лет ведет самостоятельно, отслеживая те или иные погодные явления: температуру воздуха, общее состояние погоды, направление ветра, виды облаков и многое другое.
Очень важно после заполнения трех месяцев наблюдений провести обобщающую беседу по сезону.
В средней группе «Лесная сказка» был организован проект » Мини-огород на подоконнике своими руками» под руководством воспитателя. Дети сажали разнообразные овощные культуры и наблюдали за процессом роста. Свои наблюдения отобразили в «Дневнике наблюдений». Также родители приняли активное участие в этом проекте. Вместе с детьми выполняли разнообразные домашние задания: посадили лук и составили об этом рассказ, рисовали «сказочного, волшебного» лука, сочиняли стихотворения.
Таким образом, мы сделали вывод: ежедневная работа с дневником позволит детям формировать умение ориентироваться во времени, быть ответственными, аккуратными, наблюдательными. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании: дети учатся любить и беречь родную природу. Обогащается словарный запас. Дети учатся анализировать и фиксировать результаты своих наблюдений, рассказать о погоде по выполненным записям.
- Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!». Санкт- Петербург, «Детство-Пресс» 2006г.
- Дрязгунова В.А. О фиксации наблюдений за явлениями природы/ В.А.Дрязгунова.//Воспитателно-образовательная работа с детьми 6 лет. – Тула, 1989. – с.57-76.
- Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». «Т.Ц. Сфера», 2009г
- Николаева С.Н. Как вести календарь погоды./С.Н.Николаева.//Дошк. восп. – 1983. — №6.
Источник
«Дневник наблюдений за погодой для старших дошкольников»
Каждый день в детском саду мы разговариваем о погоде с детьми. Дошкольники учатся замечать изменения погоды в зависимости от времени года, анализировать ее состояние, сравнивать погоду, которая была в предыдущий день с днём нынешним. Поможет в этом календарь наблюдения за погодой. В нем есть условные обозначения, которые можно зарисовывать или вклеивать в листы наблюдений. Календарь природы можно поместить в папку или повесить на стенд, меняя каждый месяц последний лист.
Международный конкурс детско-юношеского творчества по безопасности жизнедеятельности «БЕЗОПАСНЫЙ ПУТЬ »
Всероссийская образовательная олимпиада по экологии «ЖИВАЯ ПРИРОДА »
Всероссийский конкурс художественного слова к Дню России «СТРАНА МОЯ, ЗЕМЛЯ МОЯ… »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
Также вас может заинтересовать
- Разное по окружающему миру для «Загадки про приборы» Окружающий мир
- Конспект занятия по окружающему миру для дошкольников «Волшебница вода» Окружающий мир
- Разное по окружающему миру для дошкольников «О правилах движения знать нужно всем без исключения» Окружающий мир
- Планирование по окружающему миру для дошкольников «Развивающая предметно – пространственная среда по экологическому воспитанию детей в дошкольных группах» Окружающий мир
- Конспект занятия по окружающему миру для дошкольников «Что мы знаем о лесе» Окружающий мир
- На главную
- О нашей Академии
- Оргкомитет
- Отзывы
- Новости
- Правила участия
- Награды
- Бесплатные документы
- Способы оплаты
- Вопрос-Ответ
- Договор-оферта
- Как принять участие
- Переподготовка
- Баннеры
- Расписание конкурсов
- Конкурсные работы
- Воспитание детей
- Политика конфиденциальности
- Пользовательское соглашение
- Написать нам
Адрес: 197371, Санкт-Петербург, Испытателей пр. д.39 лит.А оф.С-3-20к. ИНН 7840447816 КПП 781401001 ОГРН 1117847081153. Ограничение по возрасту: 6+
Источник
Как вести дневник наблюдений за природой
Ведь без точных записей, сделанных тут же на маршруте, наши наблюдения потеряют всю свою научную ценность!
И еще, помните, что регулярность наблюдений очень важна, особенно весною. Наблюдения надо вести ежедневно!
Выходить на наблюдения лучше с утра. Но важнее не конкретный час, а чтобы это было каждый день в одно и то же время . Чтобы можно было потом сравнивать условия в разные дни на протяжении недель и месяцев. А еще лучше повторять такие наблюдения ежегодно . Поэтому если вам удобнее прогуливаться с ребенком по маршруту после садика вечером, то это тоже хороший вариант.
Идеально, если вы свои наблюдения будете фотографировать.Тогда по датам фотографий легко установить время, когда вы впервые что-то заметили даже через год. И, кстати, сравнить тоже будет очень интересно!
А еще можно выбрать на маршруте какое-то одно растение и сделать для него фото-дневник наблюдений. Мы с Катей так описываем весенние изменения нашего любимого дерева грецкого ореха “Наш орех“, растущего у окна. Каждый день делаем фото одной и той же ветки и записываем изменения в ней. Вдруг потом для какого-нибудь исследовательского проекта в школу пригодится;)
Стадии развития древесных растений и кустарников, которые стоит записать в дневник наблюдений, я перечислила в посте о том, как вести фенологические наблюдения за растениями . На будущих занятиях я дам такую же информацию по погодным явлениям , цветам и травам , птицам и насекомым. Весной их тоже интересно наблюдать:)
КАК ДЕЛАТЬ ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЙ
Самый практичный способ – вести наблюдения в таблице. Примерно как у меня на фото.
В нее надо внести список объектов наблюдения (растений, насекомых, птиц – зависит от ваших интересов). И стадии, которые они проходят. А в ячейках таблицы писать число, когда эту стадию впервые наблюдали.
Есть еще другие способы представления фенологической информации. Например, с помощью круговых диаграмм – подробнее мы с ними познакомимся в посте про птиц.
Или с помощью другой таблицы, в которых длительность фаз отражается цветом. Их можно применять к чему угодно, в том числе и к птицам и т.п., а не только к растениям.
В общем, выбирайте вариант, который удобнее и понятнее вашим детям:)
СКАЧАТЬ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА НАБЛЮДЕНИЙ
И ДИАГРАММУ ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ
в виде файла pdf можно совершенно бесплатно по ссылке :
https://files.lapbook.ru/Таблицы_дневников.pdf
Там у меня даны общие схемы. А таблицы конкретно для птиц и для насекомых даны в соответствующих уроках марафона.
В тетрадке или блокнотике заведите с детьми дневник наблюдений.
Если вы творческий человек, его можно оформить в виде арт-бука, с рисунками и элементами скрапбукинга.
Если вы прагматичный человек – вполне можно обойтись разлинованным листочком. От этого информация в нем не потеряется своей ценности:)
Предусмотрите в дневнике место для наблюдений за разными объектами: отдельно для птиц, насекомых, растений, погодных явлений. В следующих постах я расскажу про фенофазы для них.
Фотографируйте свой дневник и выкладывайте у себя в блоге с надписью: “Участвую в Марафоне “Весенний маршрут” и активной ссылкой на мой блог “Это интересно!” https://tavika.ru
Или публикуйте в Инстаграм с хэштегом марафона #весенний_маршрут от @tavika.ru
Полный список всех занятий познавательного марафона для детей “Весенний маршрут” тут :
/2020/03/vesennij-marshrut.html
Источник