Добыча лития разрушает экологию региона?
Литий, мягкий серебристо-белый металл, используется для изготовления аккумуляторов для смартфонов, ноутбуков и электромобилей. Согласно данным Геологической службы США, в последние годы спрос резко возрос, а объем мирового производства с 2005 года вырос в три раза до 85 000 тонн в 2018 году.
Чили является вторым по величине производителем в мире после Австралии. В прошлом году объем производства достиг 16 000 тонн. Все это было добыто из Салар-де-Атакама – огромных солончаков площадью около 3000 кв. км.
В настоящее время здесь только две компании занимаются добычей лития — американская фирма Albemarle и чилийская SQM.
Под солончаками находится огромный естественный подземный резервуар соленой воды, который содержит растворенные соли лития.
Для извлечения шахтеры закачивают этот раствор на поверхность и позволяют ему испаряться на солнце, оставляя после себя карбонат лития. Эта соль может быть превращена в металлический литий.
Хотя по-прежнему существуют опасения по поводу воздействия добычи этой соленой воды на более широкую экосистему. И заявления о высыхающих лагунах с соленой водой, в которых живут фламинго, не является самой насущной проблемой для местных жителей. Жителей больше беспокоит доступ горнодобывающих компаний к источникам пресной воды.
Пресная вода нужна для очистки машин и труб, а также для производства вспомогательного продукта из раствора — калия — который используется в качестве удобрения.
«Раньше наша земля была такой зеленой, но теперь это просто треснувшая земля. Мы больше не можем держать лам, — говорит один из местных. — Становится все труднее выращивать зерновые культуры. Если станет еще хуже… нам придется эмигрировать».
Диего Эрнандес, президент чилийского горнодобывающего общества Sonami, говорит, что количество пресной воды, используемой литиевыми компаниями, незначительно. Но он согласен с тем, что власти должны лучше контролировать все уровни воды.
«У правительства нет гидрологической модели всего водоносного горизонта, — говорит он. — Они должны иметь возможность принимать обоснованные решения на основе технических данных. Но в Чили у нас больше правил и законов, чем денег, чтобы это выполнить».
И Albemarle, и SQM проводят собственный мониторинг подземных вод.
«У нас есть самые передовые в отрасли инструменты для мониторинга здоровья Салар-де-Атакама, — говорит Эрик Норрис, президент Albemarle. Все измерения Albemarle доступны властям и местным сообществам».
«Наш долгосрочный экологический мониторинг, который регулярно оценивается природоохранными органами, показывает, что экосистемы не повреждены, включая растительность, лагуны и популяции фламинго», — говорит Алехандро Бухер, вице-президент SQM по окружающей среде.
Однако некоторые государственные органы выражают обеспокоенность, в том числе государственное агентство развития Corfo. В прошлом году выяснилось, что через насосы и испарения из системы выходит больше пресной воды и раствора, чем из-за дождя и снегопада.
Но они не могут точно определить, была ли виновата добыча лития или меди, поскольку медные рудники, расположенные более чем в 80 км, получают доступ к тем же источникам пресной воды и подают ее на свои объекты.
Местные группы хотели бы использовать более согласованный подход к управлению водой Атакамы. По их мнению, правительство должно обеспечить близлежащие общины достаточным количеством пресной воды для ведения сельского хозяйства и собственного потребления.
«Текущий уровень водозабора наносит реальный ущерб экосистеме и близлежащим общинам», — говорит Гонсало Пиментел из Фонда пустыни Атакама, некоммерческого учреждения, поддерживающего местные общины.
Чего не случится, так это никакого торможения в добыче лития. Несколько международных компаний ведут переговоры с правительством о лицензиях на присоединение к Albemarle и SQM в его добыче.
Конгрессмен Гильермо Рамирес говорит, что Чили, как горнодобывающей стране, уже давно приходится балансировать между потребностями граждан в воде и потребностями промышленности.
Правительство всегда будет действовать для обеспечения населения водой, и ключом является качественное управление горнодобывающей промышленностью. Тем не менее, потенциал лития слишком ценен, чтобы его игнорировать. источник
Источник
Добыча лития для электромобилей негативно влияет на экологию Земли – Учёные
Этот вид транспорта начинает становиться всё более популярным. Согласно официальному прогнозу, уже к 2030 году традиционная автомобильная промышленность будет полностью разрушена использованием электрокаров.
По прошествии десяти лет, количество машин, использующих электрическое топливо, составит по всему миру не менее 125 млн единиц. В то же время, учёные встревожены тем фактом, что добыча лития, необходимого для электромобилей, крайне негативно влияет на экологию Земли.
Такой рост единиц подобного транспорта является очень значительным. Для примера можно указать то, что в 2017 году на всей планете пользовались лишь 3,1 млн электрокаров.
Популярность электромобилей, во многом, определяет сложившаяся в той или иной стране политическая обстановка. Естественно, росту таких моделей способствует декларируемое государством намерение об отказе в использовании традиционных видов топлива, чтобы перейти на другие источники энергии.
В таком случае приоритеты сразу отдаются не только промышленности, но и экономике, и отношению к окружающей среде. При таком развитии ситуации, электрокары выступают, как альтернативная замена для обычных транспортных средств.
Однако, экологи уже установили, что радость является во многом преждевременной. Использование данного вида техники может сопутствоваться определённой угрозой для экологии планеты.
Учёные обосновывают это необходимостью использования лития в производстве аккумуляторных батарей для электрокаров. Его добыча станет наносить планете существенный вред.
Месторождения, из которых извлекается данный компонент, расположены на равнинных поверхностях. Чтобы его добыть, приходится делать специальные отверстия, через которые литиевый рассол выходит на поверхность. Затем применяется химический способ для извлечения из него карбоната лития.
Такая технология добычи лития уже привела к нанесению существенного вреда чилийской пустыне Атакама. При ней, чтобы добыть требуемый материал, необходимо использование огромного количества воды. Следствием стало истощение запасов этого ресурса для населения.
Мало того, как только в почве стало не хватать влаги, на данной территории полностью исчезла пастбищная трава, которая и до того была достаточно скудной. Это стало напрямую угрожать существованию фермерских хозяйств.
Таким образом «литиевая лихорадка», которую неизбежно вызовет увеличение производства электромобилей, приведёт к исчезновения с лица Земли многих экосистем.
Помимо того, не стоит забывать и ещё об одном серьёзном экологическом аспекте. Это возникновение кризиса по минеральным ресурсам, используемым в производстве батарей для электромобилей.
Источник
Глубоководная добыча лития и других минералов может разрушить последнюю нетронутую экосистему Земли
В «золотой лихорадке» XXI века за необходимыми минералами для аккумуляторов электромобилей, некоторые компании обращаются к морским глубинам. Но добыча полезных ископаемых в этой экосистеме может поставить под угрозу само ее существование, сообщает «livescience».
Но создание достаточного количества батарей для питания электромобилей (EV), необходимых для якобы «зеленого» будущего, потребует значительного увеличения наших поставок полезных ископаемых, таких как медь, кобальт, марганец и литий.
Страны изо всех сил пытаются добывать эти драгоценные материалы из земли, копая повсюду от тропических лесов в Демократической Республике Конго до Индонезии.
В нескольких сотнях метров ниже поверхности океана миллиарды скалистых глыб, нагруженных марганцем, никелем, кобальтом, медью и другими драгоценными минералами, выстилают морское дно. В некоторых районах кобальт также концентрируется в толстых корках, обрамляющих подводные горы.
Страны готовятся к добыче этих так называемых глубоководных полиметаллических конкреций и извлечению из них сокровищ. В настоящее время добыча морского дна в международных водах юридически неясна, и компании еще не начали коммерческую эксплуатацию.
Такая практика может иметь серьезные последствия для Мирового океана. Итак, насколько серьезны эти воздействия на окружающую среду? И может ли «зеленая повестка» добывать ископаемые с морских глубин, не навредив экологии?
Одной из ключевых областей, на которую нацелены горнодобывающие компании, является участок океана от Гавайев до Мексики. Несмотря на низкие температуры и низкую доступность пищи, эта глубоководная среда обитания, известная как зона Кларион-Клиппертон (CCZ), содержит ошеломляющее количество видов, начиная от светящихся морских огурцов и заканчивая зубастыми удильщиками. Недавно ученые каталогизировали более 5 500 глубоководных видов в ЗКК, примерно 90% из которых были неизвестны науке.
Большая часть добычи полезных ископаемых на морском дне потребует больших машин для сбора конкреций, их подъема на поверхность, а затем сброса ненужного осадка обратно в океан. Этот метод может иметь катастрофические последствия для живущих там многочисленных морских видов.
«Им фактически приходится выкапывать и измельчать морское дно, чтобы получить свои минералы», — сказал Дуглас Макколи, морской биолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. «Таким образом, все, что живет в этой среде обитания, будет уничтожено». Сюда входят животные, которые прикрепляются к самим конкрециям и живут на них, такие как морские губки и черные кораллы.
В 1989 году группа ученых попыталась имитировать последствия добычи полезных ископаемых на морском дне, вспахивая участок морского дна в Перу площадью примерно 10,1 квадратных километров на глубине около 4 километров. Согласно исследованию спустя 25 лет, многие виды в этом районе все еще не вернулись, а в 2019 году при съемке дна, следы от плуга были все еще были видны.
Машины могут вызвать шумовое загрязнение, которое простирается на сотни километров через океан. Этот шум может нарушить способность животных ориентироваться, находить добычу или находить себе пару.
Эта острая потребность в материалах поднимает вопрос о том, что электротранспорт не экологичен и нужно искать другую альтернативу.
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram
Источник