Доказательства животного происхождения человека 11 класс

1. Положение человека в системе животного мира

К фактам, доказывающим родство человека и животных, можно отнести сходство внешнего и внутреннего строения, сходство ранних стадий эмбрионального развития, а также наличие рудиментарных органов. Рудиментами являются копчик, кожная мускулатура, третье веко, аппендикс, ушная мышца, зубы мудрости и т. д.

К доказательствам животного происхождения относят появление атавизмов, примерами которых могут служить наружный хвост, многососковость, развитый волосяной покров на теле и др.

Неоспоримыми доказательствами происхождения человека являются обнаруженные учёными ископаемые останки предков человека.

В системе животного мира чело­век занимает следующее положение: тип Хордо­вые , подтип Позвоночные , класс Млекопитающие , отряд Приматы , подотряд Человекоподобные , семейство Гоминиды , род Человек , вид Человек ра­зумный ( Homo sapiens ).

  • наличие хорды у зародыша;
  • развитие нервной трубки на спинной стороне зародыша;
  • жаберные щели в глотке.
  • формирование черепа и позвоночника;
  • наличие парных конечностей;
  • наличие сердца и его расположение на брюшной стороне.

Организм человека обладает всеми признаками класса Млекопитающие . У него:

  • шейный отдел позвоночника из семи позвонков;
  • имеется диа­фрагма, отделяющая грудную по­лость от брюшной;
  • зубы подразделяются на резцы, клыки и коренные;
  • имеются губы;
  • сердце состоит из четырёх камер;
  • сохранилась левая дуга аорты;
  • имеется ушная раковина и три слуховые косточки в среднем ухе
  • кожа с волосяным по­кровом, по­товыми и сальными железами;
  • имеются молочные железы.

Наиболее велико сходство челове­ка с приматами . Признаки отряда Приматы :

  • большая масса головного мозга;
  • пятипалая хвата­тельная конечность;
  • ногти на пальцах;
  • папиллярные узоры на кончиках пальцев, ладонях и стопах;
  • хорошо развитые ключицы;
  • одна пара млечных желез;
  • замена молочных зубов на постоянные;
  • бинокулярное зрение.
  • короткое туловище и длинные конечности;
  • редукция хвостовых позвонков;
  • похожее строение отделов черепа;
  • хорошо развитые лобные доли переднего мозга;
  • большое число извилин в коре больших полушарий;
  • наличие мимической мускулатуры;
  • сходные группы крови.

Источник

Доказательства животного происхождения человека
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Разработка открытого урока по биологии в 11 классе. Тема — Доказательства животного происхождения человека. На уроке использованы приемы ролевых ситуаций, групповые методы работы и мультимедийная презентация.

Скачать:

Вложение Размер
Файлotkrytyy_urok_dokazatelstva_zhivotnogo_proishozhdeniya_cheloveka.docx 25.55 КБ
Office presentation iconprezentaciya_k_uroku.ppt 1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Доказательства животного происхождения человека

Куликова Людмила Алексеевна, учитель биологии

Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека.

Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных.

Познакомить учащихся с непростой историей вопроса о происхождении человека.

Определите место человека в системе животного мира.

Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.

Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.

Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.

Читайте также:  Отличия человека от животного кратко основные

Обеспечить в ходе урока воспитание гуманизма на примере биогеографических данных выдающихся ученых.

Указать на значение научных представлений о происхождении человека и сопоставить.

Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия.

1. Изучение нового материала.

Звучит музыка, в класс разделенный по группам входят учащиеся, которые разыгрывают сцену “В суде”. После ролевого вступления эти ученики будут выполнять роль консультантов в группах.

Ведущий: 1925 год. Штат Теннеси, США…….Идет судебный процесс…

“Обезьяньим” его окрестила печать. Под таким названием он и вошел в историю Соединенных Штатов.

Судья: Известно ли вам учитель Скоупс, что сказано в Библии о происхождении человека?

Судья: Вы не согласны с этим? Вы сомневаетесь в слове Библии?

Скоупс: Но библейские сведения не подтверждаются наукой!

Ведущий: Это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайану, бывшему министру иностранных дел США.

Вслед за этими словами прозвучал приговор присяжных…

Присяжные Признаем Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запрещаем рассказывать школьникам об учении Дарвина. Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси.

Ведущий ….. и в некоторых других штатах тоже…. Запрет действует 38 лет(!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года.

Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.

А в марте 1981 года состоялся еще один “обезьяний” процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзан Эсперсон.

Присяжные: И суд вынес “Соломоново” решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали.

Ведущий: И если сегодня почитать дискуссии в Интернете, то многие авторы указывают на то, что, кажется, у нас тоже наступает эпоха обезьяньих процессов. Школьница Мария Шрайбер подала в суд в Петербурге. Она утверждает, что теория Дарвина о происхождении видов оскорбляет ее религиозные чувства. Последнее заседание суда по данному иску состоялось 21 февраля, иск был отклонен.

Учитель: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, и попробуем все таки разобраться: откуда же появился человек на нашей планете?

Прошу моих консультантов занять места в группах. Работа консультантов заключается в том, чтобы направить работу группы в нужное русло и проследить правильность выполнения заданий в индивидуальных карточках.

Биологический вид Человека разумный существует на нашей планете 35–40 тыс. лет. Существует множество гипотез происхождения человека, которые можно свести к трем основным.

1 слайд (задание 1 в индивидуальной карточке). Презентация

Мы рассматриваем эволюционную точку зрения на происхождение человека и первый наш урок в этой теме направлен на знакомство с историей вопроса, а главным образом с доказательствами животного происхождения человека.

Читайте также:  Анатомо топографические области тела животного

(задание 2 в индивидуальной карточке)

Отрасль естествознания которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей к социальным называется антропологией.

Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенез.

Переходим к знакомству с историей формирования эволюционных взглядов на происхождение человека.

Перед вами портреты великих ученых, именно они внесли существенный вклад в формирование научных взглядов на происхождение человека. Работая в группах,найдите соответствие.

(задание 3 в индивидуальной карточке)

А теперь проверим правильность выполнения задания. Исправьте в своих карточках допущенные ошибки.

(задание 4 в индивидуальной карточке)

Перед вами систематические таксоны, работая в группах определите систематическое положение человека (учебник стр. 170).

А теперь проверим правильность выполнения задания и внесем исправления в свои карточки.

Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч. Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Благодаря работам Дарвина родилась обезьянья теория антропогенеза, причем Дарвин не только высказывал предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Геккель и Дюбуа привели данные палеонтологии.

Рассмотрим основные доказательства животного происхождения человека.

(задание 5, 6 в индивидуальной карточке)

Работая в группах решите на чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека?

Устное обсуждение и совместное выполнение заданий.

Мы остановимся более подробно на сравнительно-анатомических доказательствах и сравнительно-эмбриологических 2 остальные группы доказательств вы описываете дома по плану данному в ваших индивидуальных карточках.

Человек – представитель класса млекопитающих, позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам. Приведем данные сравнительной морфологии в пользу животного происхождения человека.

Работая в группах заполните таблицу “Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных”.

Проверим правильность выполнения заданий и исправим ошибки. Обратите внимание на задание со звездочкой, его вы выполняете дома.

Обратите внимание на органы изображенные на рисунке, что объединяет все эти органы имеющиеся у человека по сравнению с животными?

Ответ: недоразвиты в отличии от животных.

Такие органы называют рудиментами.

(задание 7 в индивидуальной карточке)

Что за явление изображено по вашему мнению на данном рисунке?

Ответ: у человека проявляются признаки животных.

Такие случаи называются атавизмами.

Проверим правильность выполнения задания.

9, 10, 11, 12 слайды повторить

Наиболее близкие родственники человека в мире современных животных – человекообразные обезьяны – горилла, шимпанзе, орангутан. Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком.

У них много общих анатомических и биохимических признаков.

Из предложенного набора карточек выданных вашими консультантами выберите черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян:

Читайте также:  Часть человека или животного

1 и 2 группа – выбирает черты сходства;

3 и 4 группа черты отличия.

По одному человеку от групп выпишите на доске цифры черт сходства и черт отличия человека и человекообразных обезьян.

Проверим правильность выполнения заданий.

Обратите внимание в ваших индивидуальных карточках дана таблица которую вам предстоит заполнить дома.

Ну и наконец убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология.

Развитие человека и животных начинается с зиготы.

На ранних стадиях развития человеческого зародыша закладываются жаберные щели. Сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным и т.д.

Таким образом, подводя итоги сегодняшнего урока давайте еще раз перечислим основные группы доказательств животного происхождения человека. Я предлагаю каждой группе по очереди написать эти группы доказательств на доске.

Набор карточек для работы в группах может включать следующие черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

Объем головного мозга 1400–1600 см.

Объем головного мозга 600 см.

Поверхность коры больших полушарий 1250 см.

Поверхность коры больших полушарий 360 см.

Лицо короткое, не выдается вперед.

Лицо вытянутое, выдается вперед.

Челюсти длинные, вытянутые, крупные.

Клыки не крупнее предкоренных зубов.

Клыки крупнее предкоренных зубов.

Череп сочленен с позвоночников в центре основания.

Череп сочленен с позвоночником в задней части.

Позвоночный столб с S-образным изгибом.

Позвоночный столб прямой или вогнутый назад.

Туловище короче нижних конечностей.

Туловище длиннее нижних конечностей.

Нижние конечности короче верхних конечностей .

Нижние конечности длиннее верхних конечностей.

Большой палец параллелен остальным пальцам руки.

Большой палец перпендикулярен остальным пальцам руки.

Доказательства животного происхождения человека

“Человек результат творения бога” утверждает учение – .

“Человек посланец других космических цивилизаций” утверждает – .

“Человек результат длительного, естественного исторического развития” утверждает – .

2. Дайте краткое определение понятий.

3. Укажите ученых в соответствии с их заслугами.

Впервые отнес человека к животным – .

Впервые определил систематическое положение человека – .

Впервые говорил о животном происхождении человека – .

Научно обосновал животное происхождение человека – .

Указал на роль труда в эволюции человека – .

4. Укажите систематическое положение человека.

Группа доказательств животного происхождения человека

Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных

Учитывает данные сравнения внешнего строения

Дайте описание Палеонтологических и цитогенетических доказательств животного происхождения человека по следующему плану

Название группы доказательств.

Что учитывают данные доказательства.

Назовите конкретные примеры этих доказательств ( 5 баллов).

6. Заполните правую часть таблицы.

2. Генетический код митохондрий

3. Двусторонняя симметрия тела

8. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность

* Объясните как генетический код митохондрий мог быть унаследован от первых прокариот? (10 баллов)

7. В каждом списке удалите лишнее.

Остаток мигательной перепонки

Органы утратившие свое значение и сохранившиеся в виде остатков

Органы – «возврата к признакам предков»

8. Заполните таблицу. (15 баллов)

Источник

Оцените статью