Доказательство общественной природы языка

5.Язык как общественное явление. Язык и мышление. Язык и речь.

Мысль о том, что язык не биологический организм, а общественное явление, высказывалась и ранее у представителей «социологических школ» как под флагом идеализма (Ф. де Соссюр, Ж. Вандриес, А. Мейе), так и под флагом материализма (Л. Нуаре, Н. Я. Марр), но камнем преткновения было непонимание структуры общества и специфики общественных явлений.

В общественных явлениях марксистская наука различает базис(экономический строй общества на данном этапе его развития) и надстройку (политические, правовые, религиозные, художественные взгляды общества и соответствующие им учреждения)., Каждый базис имеет свою надстройку.

Язык – не индивидуальное и не биологическое явление. Наиболее популярным мнением было причисление языка к «идеологии», т.е. к области надстроек и отождествление языка с культурой.

Однако язык не является надстройкой. Язык — не порождение данного базиса, это средство общения человеческого коллектива, которое складывается и сохраняется в течение веков, несмотря на то, что за это время происходит смена базисов и соответствующих им надстроек.

*Человек не может быть изолирован от общества. Язык тем более связан с обществом, его историей.

Существенным признаком языка как общественного явления выступает его способность отражать и выражать общественное сознание.

2) Язык и раса не связаны друг с другом.

3) общественная природа языка проявляется прежде всего в его связи с народом – носителем данного языка. Социальность языка проявляется также в социальной дифференциации языка, в наличии диалектов – территориальных и социальных.

* Местный диалект – совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей, распространённых на той или иной территории.

* жаргоны – набор некоторых специфических слов и выражений, имеющие узкую сферу применения – социальную и территориальную.

Социальность языка проявляется в наличии профессиональной лексики и терминологии, характеризующей не только речь соц.групп, но и становится составным компонентом общего языка.

Читайте также:  Выдели главное природное условие

Язык общенароден по своей сущности. Самостоятельность языка как общественного явления проявляется в несовпадении гос-го и языкового объединения людей, деления по религиозному и языковому признаку. ( в Канаде два офиц.яз. – англ и фр, Индия – хинди и англ.

  • Отражение в языке демографических изменений;
  • Отражение в языке особенностей социальной организации общества (зависимость языкового состояния от характера экономических формаций и формы государства. Так, например, для эпохи феодализма был характерен распад стран на множество мелких ячеек. Каждый феод и монастырь с прилегающими к нему деревнями представлял государство в миниатюре, такая структура общества способствовала появлению мелких территориальных говоров. Местные территориальные говоры были основной формой существования языка в феодальном обществе.)
  • общество создает язык, контролирует созданное и закрепляет его в системе коммуникативных средств.
  • Роль языка как орудия мышления проявляется в формировании и выражении мыслей – результатов мышления, познавательной деятельности. «Мысль только тогда становится мыслью, когда она высказана в речи, когда она вышла наружу посредством языка» (Калинин)
  • Язык выражает чувства, эмоции и волеизъявления.
  • Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.
  • Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности»; язык же «есть средство преобразования субъективного в объективное», поэтому язык «следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс»
  • Язык оживает в речи. Но и речь без языка не существует.

Источник

Общественный характер языка

Язык представляет собой сложную знаковую систему, главной функцией которой является обеспечение процесса общения между людьми в ходе совместной деятельности. Помимо коммуникативной природы, язык имеет еще и гносеологическую функцию, выступая важнейшим инструментом познания действительности, организации исследовательской деятельности и мыслительных процессов.

Будучи основным средством коммуникации, язык характеризуется социальной природой. Это значит, что он возникает, развивается и функционирует только в коллективе носителей. То есть язык имеет общественную обусловленность. Особенно ярко это проявляется в процессе речевого развития детей, которые только начинают овладевать системой языка. Как известно, от качества речевой среды, в которой воспитывается ребенок, зависит его уровень речевого развития. Это происходит потому, что детям язык не дан в готовом виде от рождения. Ребенок рождается лишь с биологическими предпосылками к овладению речью, однако формирование и развитие речевой функции происходит в процессе коммуникативной деятельности. Усваивая определенные нормы и правила речи, ребенок одновременно приобретает те речевые черты, которые накладывает на его речевое развитие окружающая его языковая среда. Так, дети, выросшие в местностях, где сохранились особенности диалектного произношения, усваивают его в качестве нормативного. Известны случаи, когда ребенок по подражанию усваивал и некоторых артикуляционные особенности родителей (например, картавость, шепелявость и проч.).

Читайте также:  Государственные природные заповедники учреждаются

Ребенок, изолированный от общества людей, никогда не овладеет языком сам, более того, при упущенном благоприятном периоде для формирования речевых навыков поставить речь будет очень сложно, практически невозможно.

Социальная природа языковых единиц и форм бытования языка

Говоря об общественной природе языка, следует отметить, что содержание, которое присуще языковым единицам, также имеет социальную природу. Например, значение слов, отраженное в толковых словарях, представляет собой пример общественного содержания языкового знака, поскольку оно формируется входе исторического развития языка в ходе многолетней социальной практики. Другим примером общественного содержания языка является коммуникативная роль предложения: именно оно выступает в качестве основной единицы передачи информации.

Социальная обусловленность языкового развития подчеркивалась материалистической диалектикой. В частности, Ф. Энгельсу принадлежит теория трудового (общественного) происхождения языка. Согласно мнению философа, на заре развития человечества именно потребность в успешном осуществлении совместной трудовой деятельности привела к формированию второй сигнальной системы, которая надстраивается над первой, данной человеку в органах его чувств. При этом биологические и социальные предпосылки формирования речи складывались параллельно: усложнение форм коммуникации привело к профилированию речевого аппарата, а также к развитию определенных участков мозга, ответственных за речепорождение и восприятие сказанного.

При этом социальный характер языка и здесь проявляется в том, что, хотя у всех представителей человечества артикуляционный аппарат устроен сходным образом, специфика произношения звуков обусловлена конкретным типом фонетической системы того или иного языка. Даже в пределах национального языка произношение может значительно варьироваться в говорах и в литературном варианте речи.

Влияние общества на организацию языковой системы проявляется в том, что, специализируясь на обслуживании определенных общественных групп, язык «расслаивается», приобретая неоднородность. Возникают социолекты, которые представляют собой относительно замкнутые языковые системы, характерные для определенных общественных групп. Также появляются территориальные диалекты, связанные с особенностями расселения людей и закрепившимися в связи с этим характеристиками языка, который они используют. Формируется также тот вариант общенационального языка, который признается в качестве эталонного, — литературный язык, а также присущая ему система норм.

Читайте также:  Вопрос запаса природных ресурсов

Общественные функции языка

Общественная природа языка проявляется не только в его организации, но и в особенностях функционирования. Язык, являясь базовым средством коммуникации и познания, одновременно выполняет и ряд других важнейших социальных функций, а именно:

  • функцию развития абстрактного мышления: человек способен мыслить отвлеченными категориями благодаря языку, в котором они объективируется;
  • функцию социализации индивида, то есть, усваивая язык, человек усваивает одновременно и систему норм, правил, ценностей, принятых в данном обществе;
  • функцию консолидации социальных общностей. Известна роль общенационального языка в процессе становления наций как особых этнических общностей. Также язык позволяет человеку в значительной мере идентифицировать себя с определенной этнической группой, определить свою принадлежность к социально-профессиональной общности;
  • функцию передачи исторического и культурного опыта: посредством языка осуществляется трансляция культурных ценностей от одного поколения к другому.

Наконец, язык выступает одним из средств формирования национальной картины мира, потому что через заложенные в нем архетипы, метальные конструкты, концепты и смыслы человек усваивает систему представлений о жизни и действительности, характерную для данной этнической общности.

Таким образом, язык выступает как явление общественной природы, которое неразрывно связано с жизнью социума.

Источник

Оцените статью