5.Язык как общественное явление. Язык и мышление. Язык и речь.
Мысль о том, что язык не биологический организм, а общественное явление, высказывалась и ранее у представителей «социологических школ» как под флагом идеализма (Ф. де Соссюр, Ж. Вандриес, А. Мейе), так и под флагом материализма (Л. Нуаре, Н. Я. Марр), но камнем преткновения было непонимание структуры общества и специфики общественных явлений.
В общественных явлениях марксистская наука различает базис(экономический строй общества на данном этапе его развития) и надстройку (политические, правовые, религиозные, художественные взгляды общества и соответствующие им учреждения)., Каждый базис имеет свою надстройку.
Язык – не индивидуальное и не биологическое явление. Наиболее популярным мнением было причисление языка к «идеологии», т.е. к области надстроек и отождествление языка с культурой.
Однако язык не является надстройкой. Язык — не порождение данного базиса, это средство общения человеческого коллектива, которое складывается и сохраняется в течение веков, несмотря на то, что за это время происходит смена базисов и соответствующих им надстроек.
*Человек не может быть изолирован от общества. Язык тем более связан с обществом, его историей.
Существенным признаком языка как общественного явления выступает его способность отражать и выражать общественное сознание.
2) Язык и раса не связаны друг с другом.
3) общественная природа языка проявляется прежде всего в его связи с народом – носителем данного языка. Социальность языка проявляется также в социальной дифференциации языка, в наличии диалектов – территориальных и социальных.
* Местный диалект – совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей, распространённых на той или иной территории.
* жаргоны – набор некоторых специфических слов и выражений, имеющие узкую сферу применения – социальную и территориальную.
Социальность языка проявляется в наличии профессиональной лексики и терминологии, характеризующей не только речь соц.групп, но и становится составным компонентом общего языка.
Язык общенароден по своей сущности. Самостоятельность языка как общественного явления проявляется в несовпадении гос-го и языкового объединения людей, деления по религиозному и языковому признаку. ( в Канаде два офиц.яз. – англ и фр, Индия – хинди и англ.
- Отражение в языке демографических изменений;
- Отражение в языке особенностей социальной организации общества (зависимость языкового состояния от характера экономических формаций и формы государства. Так, например, для эпохи феодализма был характерен распад стран на множество мелких ячеек. Каждый феод и монастырь с прилегающими к нему деревнями представлял государство в миниатюре, такая структура общества способствовала появлению мелких территориальных говоров. Местные территориальные говоры были основной формой существования языка в феодальном обществе.)
- общество создает язык, контролирует созданное и закрепляет его в системе коммуникативных средств.
- Роль языка как орудия мышления проявляется в формировании и выражении мыслей – результатов мышления, познавательной деятельности. «Мысль только тогда становится мыслью, когда она высказана в речи, когда она вышла наружу посредством языка» (Калинин)
- Язык выражает чувства, эмоции и волеизъявления.
- Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.
- Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности»; язык же «есть средство преобразования субъективного в объективное», поэтому язык «следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс»
- Язык оживает в речи. Но и речь без языка не существует.
Источник
Общественный характер языка
Язык представляет собой сложную знаковую систему, главной функцией которой является обеспечение процесса общения между людьми в ходе совместной деятельности. Помимо коммуникативной природы, язык имеет еще и гносеологическую функцию, выступая важнейшим инструментом познания действительности, организации исследовательской деятельности и мыслительных процессов.
Будучи основным средством коммуникации, язык характеризуется социальной природой. Это значит, что он возникает, развивается и функционирует только в коллективе носителей. То есть язык имеет общественную обусловленность. Особенно ярко это проявляется в процессе речевого развития детей, которые только начинают овладевать системой языка. Как известно, от качества речевой среды, в которой воспитывается ребенок, зависит его уровень речевого развития. Это происходит потому, что детям язык не дан в готовом виде от рождения. Ребенок рождается лишь с биологическими предпосылками к овладению речью, однако формирование и развитие речевой функции происходит в процессе коммуникативной деятельности. Усваивая определенные нормы и правила речи, ребенок одновременно приобретает те речевые черты, которые накладывает на его речевое развитие окружающая его языковая среда. Так, дети, выросшие в местностях, где сохранились особенности диалектного произношения, усваивают его в качестве нормативного. Известны случаи, когда ребенок по подражанию усваивал и некоторых артикуляционные особенности родителей (например, картавость, шепелявость и проч.).
Ребенок, изолированный от общества людей, никогда не овладеет языком сам, более того, при упущенном благоприятном периоде для формирования речевых навыков поставить речь будет очень сложно, практически невозможно.
Социальная природа языковых единиц и форм бытования языка
Говоря об общественной природе языка, следует отметить, что содержание, которое присуще языковым единицам, также имеет социальную природу. Например, значение слов, отраженное в толковых словарях, представляет собой пример общественного содержания языкового знака, поскольку оно формируется входе исторического развития языка в ходе многолетней социальной практики. Другим примером общественного содержания языка является коммуникативная роль предложения: именно оно выступает в качестве основной единицы передачи информации.
Социальная обусловленность языкового развития подчеркивалась материалистической диалектикой. В частности, Ф. Энгельсу принадлежит теория трудового (общественного) происхождения языка. Согласно мнению философа, на заре развития человечества именно потребность в успешном осуществлении совместной трудовой деятельности привела к формированию второй сигнальной системы, которая надстраивается над первой, данной человеку в органах его чувств. При этом биологические и социальные предпосылки формирования речи складывались параллельно: усложнение форм коммуникации привело к профилированию речевого аппарата, а также к развитию определенных участков мозга, ответственных за речепорождение и восприятие сказанного.
При этом социальный характер языка и здесь проявляется в том, что, хотя у всех представителей человечества артикуляционный аппарат устроен сходным образом, специфика произношения звуков обусловлена конкретным типом фонетической системы того или иного языка. Даже в пределах национального языка произношение может значительно варьироваться в говорах и в литературном варианте речи.
Влияние общества на организацию языковой системы проявляется в том, что, специализируясь на обслуживании определенных общественных групп, язык «расслаивается», приобретая неоднородность. Возникают социолекты, которые представляют собой относительно замкнутые языковые системы, характерные для определенных общественных групп. Также появляются территориальные диалекты, связанные с особенностями расселения людей и закрепившимися в связи с этим характеристиками языка, который они используют. Формируется также тот вариант общенационального языка, который признается в качестве эталонного, — литературный язык, а также присущая ему система норм.
Общественные функции языка
Общественная природа языка проявляется не только в его организации, но и в особенностях функционирования. Язык, являясь базовым средством коммуникации и познания, одновременно выполняет и ряд других важнейших социальных функций, а именно:
- функцию развития абстрактного мышления: человек способен мыслить отвлеченными категориями благодаря языку, в котором они объективируется;
- функцию социализации индивида, то есть, усваивая язык, человек усваивает одновременно и систему норм, правил, ценностей, принятых в данном обществе;
- функцию консолидации социальных общностей. Известна роль общенационального языка в процессе становления наций как особых этнических общностей. Также язык позволяет человеку в значительной мере идентифицировать себя с определенной этнической группой, определить свою принадлежность к социально-профессиональной общности;
- функцию передачи исторического и культурного опыта: посредством языка осуществляется трансляция культурных ценностей от одного поколения к другому.
Наконец, язык выступает одним из средств формирования национальной картины мира, потому что через заложенные в нем архетипы, метальные конструкты, концепты и смыслы человек усваивает систему представлений о жизни и действительности, характерную для данной этнической общности.
Таким образом, язык выступает как явление общественной природы, которое неразрывно связано с жизнью социума.
Источник