- Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы»
- Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Ход занятия.
- ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы»
Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие).
• Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей) ; закрепление навыка согласования числительного и существительного; совершенствование навыков слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов со включением предлога;
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР „Домашние птицы“» размещена в разделах
• Коррекционно-развивающая: расширение объёма внимания; развитие слухового внимания; развитие логического мышления;
• Коррекционно-воспитательная: умение сосредоточенно выполнять задания на занятии; воспитание умения радоваться за успехи товарища; воспитание умения работать в коллективе;
Демонстрационный: предметные картинки с взрослыми птицами и их птенцами (Курица – петух – цыплята, гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята, индюк – индюшка – индюшата);
Раздаточный: предметная картинка со взрослой птицей (мама или папа) или птенцом; картинка с цифрой (от1 до 10); разноцветные полоски из плотного картона, для составления схемы предложения;
Ход занятия.
Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.
— «Мама» – гусыня, а «папа»?
2. Объявление темы занятия.
Мы сегодня продолжим говорить о домашних птицах и, надеюсь, узнаем о них кое-что интересное.
1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).
Логопед: (Л. : – далее) Ребята, мне очень нравится стихотворение об одной домашней птице. Послушайте, его и скажите о ком оно?
Курица — красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была.
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Вкусные, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот,
Сказочку расскажет, песенку споёт.
Назовите, а кто будет парочкой для моей курочки? (Петух)
2. Прослушивание стихотворения с инструкцией поиска слов с заданным звуком (читает ребёнок).
Л. : Дашенька Иванова знает стихотворение о петушке. Даша научилась очень хорошо проговаривать звук (Ш) и сейчас вам это покажет. Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком «Ш»
Ребёнок декламирует стихотворение.
Назовите слова со звуком «Ш».
А теперь давайте поздравим Дашеньку (похлопаем) с и порадуемся её успехам.
3. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).
Л. : Ребята, мама у нас есть – курица, папа — петух, а птенец у них кто?
Петух, курица, цыплята — очень голосистые ребята!
Петух? – кукарекает, курица… — кудахчет, цыплёнок – пищит, и т. д.
4. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)
Л. : Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму – птицу, которая так обращается к своим малышам.
• Крякушки — детушки, мои непоседушки… (утка);
• Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет (индюшка);
• Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
Куд-куда вас понесло… (курица)
Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки (крякушки, балабочет, гогочу, куд-куда).
5. Упражнение «Кто живёт в птичнике» (уточнение названий птенцов домашних птиц, составление предложений с использование м навыка словоизменения существительных по падежам — Винительный падеж).
Л. : А кого же не могут мамы – птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц и расскажем, кто там живёт.
Дети, показывая на картинку, составляют предложения по образцу:
ОБРАЗЕЦ (даёт логопед) : Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят. И т. д.
Один ребёнок составляет предложение по одной картинке, которую выбирает сам.
6. «Слоговая задачка» (синтез слова из отдельных слогов, деление слова на слоги)
Вспомните, кто всё время пугал наших птиц в птичнике? (Кот). За кем гоняется наш кот – проказник? Как вы думаете? (за мышкой) А вы хотите узнать, кого он поймал?
На доске стоят отдельные слоги слова, постав те их в нужном порядке и вы узнаете, кого поймал кот. ШО — НОК — МЫ (Мы- шо-нок).
7. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).
Утром с шуткой — прибауткой
(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)
(показывание перед лицом «зеркала» – две ладони вместе)
(проведение руками по лицу, затем по телу)
(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)
(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)
Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)
8. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в Р. п.).
Л. : Пока мы гуляли на как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.
— Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).
— Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).
А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры. Которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры)
Один ребё нок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребё нок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.
9. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.
Л. : Ребята составьте схему предложения. А вот какого? Я сама не знаю? (провокационное поведение) Давайте составим предложение вместе.
– О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе — уточнение окончаний слов).
— Как называется их птенец? (цыплёнок)
— Где они живут? (в птичнике)
— Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица?
— Как нужно сказать, если их много? (петухи, куры, цыплята)
— Теперь кто соберёт предложение? Скажите, кто и где у нас живёт.
КУРЫ, ПЕТУХИ. ЦЫПЛЯТА ЖИВУТ В ПТИЧНИКЕ.
(дети составляют на столах схемы предложения)
Производится проверка. Один ребёнок вслух проговаривает каждое слово в предложении. Переставляя палец с одной полоски на другую в схеме. Все остальные дети, молча, проверяют свои схемы, вместе с проверяющим, переставляя палец по своей схеме.
Л. : Что мы сегодня делали на занятии? Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Воздух» Екатерина Блажеева Фронтальное занятие.
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «Игрушки» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности Лексическая тема «Игрушки.
Конспект НОД по словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических категорий «Зимние забавы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей словообразованию, словоизменению и формированию лексико-грамматических.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе по теме «Дикие животные» Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий. Подготовил: учитель-логопед МБДОУ №32 «Чебурашка» г. Псков.
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Зима» Тема:» Зима» Учитель-логопед: Пархоменко Наталья Сергеевна Цели: Коррекционно-образовательные: — расширить, активизировать словарь по.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши» МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные и их детеныши».
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5–6 лет с ОНР на тему: Животные жарких стран. Тема: Животные жарких стран Цель: Закрепить и обобщить знания детей о животных жарких стран. Образовательные задачи: Учить образовывать.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку» Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАРКУ» Цели: расширять представления о зимующих птицах. Задачи: * образовательные — учить различать зимующих птиц.
Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Зимнее дерево чудес» Зимнее дерево чудес. Цель: учить подбирать родственные слова. Задачи: — подбирать однородные определения к слову снег; — подбирать однородные.
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Моя Родина — станица Ленинградская» Лексическая тема «Моя станица Ленинградская» Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о малой родине – станицы Ленинградской.
Источник
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данный материал преднозначен для учителей-логопедов ДОУ. В данной методической разработке собраны артикуляционная, пальчиковая, мимическая, зрительная и дыхательная гимнастики. Также лексико-грамматические упражнения для старшей и подготовительной группы в рамках одной лексической темы, что позволяет учителю-логопеду разнообразить коррекционную работу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лексическая тема. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
«Цыплята пьют водичку» . Опустить голову, а затем откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи.
«Гуси травушку щипали, потом водичкой запивали» . Вытягивать вперед шею, а затем возвращать в исходную позицию.
«Цыплята клюют зернышки» . Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой».
«Индюк» . Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.
«Клювы домашних птиц» . Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.
«Индюшонок учится «болботать» . Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий звук л-л-л-л.
«Индюк из города идет, индюшку за собой ведет» . Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: бл-бл-бл-бл-бл».
«Индюки «болбочут» . Положение языка, как в предыдущем упражнении. Сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп.
«Уточка пропускает водичку через клюв». Выдувать воздух по очереди каждым углом рта.
1. Игровое упражнение «Птичьи голоса».
1 –махать руками, вдох носом;
2 – на выдохе произносить: Ку-ка-ре-ку!» (петух) «Ко-ко-ко» (курица)
«Пи-пи-пи» (цыплята) «Кря-кря-кря » (утята)
2. Игровое упражнение «Гуси шипят».
1-прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом;
2-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
широко открыть глаза, смотрят перед собой.
Сверху солнце ярко светит,
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Ходят на месте вперевалочку.
Ходят на месте, вытягивают шею вперёд, руки назад.
Ходят на месте, делают махи руками -«крыльями».
Ходят на месте с высоко поднятыми ногами.
Вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение, печаль, боль.
«Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна».
«Трусливый гусёнок боится плавать».
«Петух готовится петь». Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть.
Источник