no_9_starshaya_gruppa._domashnie_ptitsy_i_ih_detenyshi.doc
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР
по теме: «Домашние птицы и их детеныши». Занятие № 9
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
— познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;
-учить правильно называть детенышей домашних птиц;
— образовывать множественное число существительных ;
-учить детей составлять описательные рассказы о домашних птицах;
— учить детей образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: предметные картинки; мяч.
Речевой материал: домашние птицы, петух, курица, цыплята, утка, селезень, утята, гусак, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, куриная семья, утиная семья, гусиная семья, индюшиная семья, ферма, птичник, курятник, кукарекает, кудахчет, пищит, крякает, гогочет и т.п.
Ход образовательной деятельности :
Сядет тот, кто вспомнит название какой-нибудь птицы.
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и просит назвать, что на них изображено.
— Как можно их назвать одним словом? — ПТИЦЫ.
Логопед рассказывает детям, что птицы, как и люди, живут семьями. Знакомство с птичьими семьями.
— ПЕТУХ, КУРИЦА, ЦЫПЛЯТА – куриная семья
Игра «Кто как разговаривает?»
Игра «Один – много» ( с мячом) .
Логопед бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок – бросая мяч обратно, называет ее во множественном числе.
Игра « У кого – кто?» (единственное и множественное число)
У курицы – ЦЫПЛЕНОК, ЦЫПЛЯТА
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие
Подбор синонимов в слову КУРИЦА:
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие
6. Игра «Чья голова? Чей хвост? Чье туловище?»
Дети рассматривают картинку петуха. Логопед спрашивает:
— Это чья голова? – ПЕТУШИНАЯ
— Это чей гребешок? – ПЕТУШИНЫЙ
— Это чье туловище? – ПЕТУШИНОЕ.
И т.д. про всех домашних птиц.
7. Составление рассказа о домашних птицах с использованием опорной схемы.
— Сейчас мы будем учиться составлять рассказ о домашних птицах.
Логопед показывает опорную схему и называет план:
Кто у этой птицы детеныши?
Какие рассказы, стихи, сказки о них знаете?
Логопед составляет рассказ с помощью ребят, дает образец. За ним следом рассказывают сильные дети, затем слабые.
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
8 . Домашнее задание. Оценка работы детей .
Составить рассказ о любимой домашней птице. Записать его в тетради ( мама), выучить.
Нарисовать свою любимую домашнюю птицу.
9. Трудовые поручения во время НОД.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: — обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение составлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных,согласовывать числительные с су.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: — активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;- учить детей образовывать и употреблять приставо.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжат.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей о домашних животных, о названиях детенышей и семье;- учить детей образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательным.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей подбирать однокоренные слова;- учить детей образовывать глаголы прошедшего времени;- учить детей образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьши.
Источник
Обобщать и расширять знания о домашних животных и птиц.
Воспитывать бережное доброе отношение к животным;
Познавательно – исследовательская деятельность
Культурно – смысловой контекст
Помощь взрослому в его труде.
Макет «Ферма», картинки детеныши домашних животных и птиц, игра «Кто, что ест», игра «Польза домашних животных и птиц», мультимедийное оборудование, запись голосов животных. Макет дома для детенышей животных и птиц
Способы организации детей.
Приглашение детей к совместной деятельности, мотивация по трём типам
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Здравствуйте, ребята меня зовут Марья Петровна. Я работаю фермером.
Фермер – это человек, который заботится о домашних животных и птицах. Я приглашаю вас к себе в гости, познакомиться с моими домашними животными и помочь по хозяйству. Хозяйство у фермера очень большое. Принимаем приглашение Марьи Петровны.
Тогда отправляемся в путь.
Мотивация детей к совместной
Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей.
Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия
Цель: Обобщать знание детей о детенышах домашних животных и птиц.
На ферме открыли детский сад для детенышей домашних животных и птиц, они не могут найти свою группу. Как помочь животным и птицам.
Дети распределяют по домикам детенышей.
Марья Петровна очень любит своих питомцев и старается хорошо о них заботиться. Она их кормит — у каждого свой корм.
Цель: Обобщать знания детей о том, что едят домашние животные и птицы.
Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй — ищет для него пищу, ставит картину рядом с животным.
На минутку все ребята превратились в жеребят.
Для начала потянулись, потянулись, улыбнулись.
Потрясли все кони гривой, хвостиком махнем игриво.
И копытами забили: раз и два, и три, четыре.
Отдохнули, поиграли? Вы несколько не устали?
Замечательно, все сели на меня все посмотрели.
Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.
Звучит запись голоса животного, ребенок отгадывает, кто это и что он делает.
Когда коза зовет своего козленка, она (мекает).
Когда корова зовет своего теленка, она (мычит).
Когда кошка зовет своего котенка, она (мяукает).
Когда собака зовет своего щенка, она (лает).
Когда овца зовет своего ягненка, она (блеет).
Когда свинья зовет своего поросенка, она (хрюкает).
Мария Петровна содержит животных в чистоте. Но и животные в свою очередь приносят ей пользу. 4.Игровое упражнение «Закончи предложение»
Вот и подошел день к вечеру, животные и птицы разбрелись по своим домам.
Цель: Обобщать знания детей о жилище домашних животных и птиц»
У собаки — конура, У лошади….конюшня
У кролика….крольчатник, У коровы…хлев
У овцы…хлев У курицы…курятник
И нам пора возвращаться в группу. Марья Петровна благодарит вас за помощь и дарит вам подарок. Подарок мы откроем, когда вернемся в группу.
Понравилось вам на ферме Марьи Петровны.
Какие задания были трудные, лёгкие.
Источник